Сезон 1971 года наша сборная по парусу закончила поздно. Последние гонки — Регата Дружбы — состоялись в Сочи в конце октября — начале ноября. Много ли пользы принесли эти соревнования, если их рассматривать с точки зрения подготовки к Олимпийским играм, сказать трудно. Проходили они в штилевую погоду, которую, по общему мнению, на олимпийской дистанции в Киле ожидать вряд ли можно. Среди зарубежных участников регаты (в Сочи приехали болгары, венгры, поляки, румыны и чехи) серьезных конкурентов наши яхтсмены не имели. Все «счеты» между собой уже были сведены.
Зато корреспондентам регата предоставила возможность получить информацию о том, как выглядят наши главные парусные силы накануне XX Олимпиады. Первая беседа у нас, как и полагается, состоялась со старшим тренером сборной. Леонард Яковлевич Митницкий, несомненно, является сейчас одним из тех людей, которые располагают наиболее полными сведениями по всем вопросам парусной Олимпиады. Предоставляем ему слово.
— Наши яхтсмены имели на этот раз хорошие возможности предварительно ознакомиться с олимпийской дистанцией. Если в Мексику на предолимпийскую неделю в 1967 году смог поехать только Валентин Манкин, то в 1971 году большинство членов сборной побывало в Киле дважды.
На традиционной Кильской регате, которая проводилась за месяц до предолимпийской, мы выглядели неплохо. Второе место на «Темпестах» у Манкина, третье на «звездниках» — у Будникова, четвертые на «Солингах» у Пинегина и «Драконах» у Анисимова. Состав участников регаты был достаточно сильным. Так, Будникову противостояли все лучшие гонщики континента, это прежде всего шведы Венесгрем и Петерсен, немцы Кувайде и Вагнер.
Главное сражение на кильевой дистанции разыгралось, однако, позже, в дни предолимпийской регаты. Можно смело сказать, что эти соревнования собрали не только всех будущих олимпийцев, но и вообще лучшее, что может представить парусный спорт. По условиям регаты к участию в ней от каждой страны допускалось не более трех экипажей в каждом из шести классов судов. Вне конкурса шли чемпионы Олимпиад и мира. Интерес к соревнованиям был столь велик, что, например, американцы приехали в Киль с двумя резервными экипажами — на «Солинге» и «звезднике»,
(Отметим в скобках, численность нашей команды была значительно ниже установленной квоты. С учетом всех привходящих обстоятельств, таких, как трудности перевозки яхт за рубеж, необходимость проведения гонок союзного календаря и т. п., нельзя не признать, что это свидетельствует об ограниченности резерва советской сборной).
Выступать на новой олимпийской яхте-тройке изъявили желание многие знаменитости, но главную силу в этом классе на регате, безусловно, представляли датчане во главе с Паулем Эльвстремом. Объясняется это в известной мере тем, что верфь Эльвстрема сейчас почти полностью переключилась на производство «Солингов» и, конечно, всеми возможными средствами помогает своим соотечественникам в освоении новой яхты. Впрочем, производством «Солингов», если- не корпусов, то металлических мачт для них, занимаются сейчас чуть ли не все известные фирмы.
На «звездниках» вне конкуренции на регате выступал американский экипаж: рулевой Шумейкер и шкотовый Дуплин. Два известных гонщика объединились с совершенно определенной целью — увезти с Олимпиады медали чемпионов. Кроме мастерства и опыта (Шумейкер и Дуплин неоднократно выигрывали крупнейшие международные соревнования, первый на «звездниках», второй на «Финнах»; Дуплин, к тому же, является яхтенным конструктором и владельцем верфи), в этом им несомненно помогут и великолепные физические данные: у Дуплина рост под два метра и соответствующий вес, а для шкотового это имеет не последнее значение. В Киле американцы не проиграли ни одной зачетной гонки, предоставив чемпионам и призерам европейского континента оспаривать места, начиная со второго. Четвертое место, занятое в этом классе советским экипажем, можно считать удовлетворительным, хотя Будников имел реальные шансы претендовать и на лучший результат: ведь Кувайде и Вагнер (оба из ФРГ), которые его опередили, проиграли ему на Чемпионате Европы.
На «Темпестах» также превалировали американцы. В Киле они были представлены четырьмя экипажами во главе с чемпионом мира этого года Фостером.
Наш «Темпест» закончил соревнования шестым. Занять более высокое место в значительной мере помешала недостаточная подготовка шкотового, не выдержавшего напряжения гонок, большая часть которых проходила в штормовых условиях. Сейчас Манкин тренируется с Дырдырой. Нужно думать, что они — оба киевляне, оба «финнисты» — найдут общий язык и тогда от содружества этих двух выдающихся гонщиков можно ожидать многого. Именно для отработки взаимопонимания в управлении яхтой Манкин и Дырдыра отказались от участия в Регате Дружбы и остались тренироваться на Киевском водохранилище.
Шкотовые подвели и наших «Летучих Голландцев», которые в 1971 году вообще выступали неудачно. Можно сказать, что за рубежом сейчас выявилась совершенно определенная тенденция — не настраивать яхту на физические данные экипажа, а при всех обстоятельствах подбирать шкотового потяжелее.
(Из разговора с тренером команды вооруженных сил М. Сахновским: «Шкотовых, таких, как Федор Шутков, можно сейчас пересчитать по пальцам. Их нужно готовить, а у нас вся молодежь из ДСПШ рвется в рулевые». Этот существенный пробел 8 системе подготовки наших яхтсменов будет сказываться тем больше, чем сильнее будут проявляться характерные для олимпийских парусных гонок тенденции к атлетизму).
На «Драконах» в олимпийскую команду впервые включен ленинградец Б. Хабаров. На соревнованиях внутри страны он весь год выступал очень хорошо. Выиграл Балтийскую регату, на которой были неоднократные призеры и победители чемпионатов мира и Европы гонщики из ГДР Воровски и Шварц. За рубежом, однако, добиться успеха ему пока не удалось. На предолимпийской регате Хабаров оказался на 26-м месте. Здесь успешнее выступал Ю. Анисимов. Экипаж второго «Дракона» нашей сборной занял на регате 17-е место. На результатах ленинградца, по-видимому, сказалось отсутствие опыта международных встреч; сыграли роль и недостатки яхты, построенной на Таллинской верфи. Кому из этих спортсменов представлять нас в Киле, — этот вопрос еще предстоит решить.
Примерно такое же положение и в классе швертботов-одиночек. Право .участвовать в олимпийских гонках оспаривают два яхтсмена: очень сильно выступающий на союзных соревнованиях Балашов и более Опытный в зарубежных встречах Потапов, занявший в этом году на Чемпионате Европы пятое место при 68 участниках.
О «Солингах» многого не скажешь. Пинегин — опытный мастер, но бороться ему придется со всей элитой мирового парусного спорта. Заняв вторые места на европейском чемпионате в Травемюнде, а затем на июньской регате в Киле, он доказал, что имеет хорошие шансы и на Олимпиаде. Его неудача на предолимпийской регате непоказательна — то, что яхта, на которой он гонялся, не рассчитана на штормовую погоду, подтверждают неудачи многих известных зарубежных спортсменов, выступавших в Киле на «Солингах» той же конструкции.
Разговор с олимпийским чемпионом Т. А. Пинегиным, как и ожидалось, захватил более широкий круг вопросов, чем те, которые имели непосредственное отношение к теме нашей беседы. Тимир Алексеевич не только опытнейший гонщик; он, как известно, представляет нашу страну в Международном парусном союзе. Естественно было поинтересоваться проблемами, которые там обсуждаются и которые имеют непосредственное отношение к нашим парусным делам как в настоящее время, так и в перспективе.
Что можно сказать о современных олимпийских классах: насколько они устойчивы, какие изменения в них можно ожидать?
— Необыкновенно быстро растущая популярность класса «Солинг» свидетельство тому, что яхта получилась удачной и, по-видимому, заняла устойчивое место в олимпийском комплекте. Ее успех — еще одно доказательство перспективности применения пластмасс для постройки гоночных судов: имея несравненные эксплуатационные преимущества перед деревянными яхтами, пластмассовые при серийном производстве обходятся значительно дешевле. На предолимпийской регате мы видели пластмассовый «Дракон», построенный верфью Борисена, на котором выступал сам глава фирмы. Попытка вдохнуть новые силы в этот один из самых старых олимпийских классов, однако, вряд ли имеет шансы на успех. И не потому, что Борисен выступил средне — он в общем-то не очень сильный гонщик. Конструкция «Дракона» устарела. Стоить он будет даже в пластмассовом исполнении дороже «Солинг», а по ходовым качествам значительно ей уступает. Кроме того, и об этом уже говорилось не раз, вряд ли Можно рассчитывать на продолжительное сосуществование среди олимпийских классов двух принципиально мало различающихся яхт-троек.
Значительно лучшие шансы выжить имеет «Звездный» класс. Его потенциальный соперник «Темпест» все-таки многими рассматривается не как яхта, а как «швертбот с килем». К тому же для постройки «звездников» стала широко применяться пластмасса — яхты из этого материала сейчас почти у всех ведущих гонщиков.
Швертботам, которые входят в олимпийские классы, по-видимому, уготована долгая жизнь. На предварительном обсуждении этого вопроса во время одного из последних заседаний ИЯРУ за сохранение «Финна» высказались все присутствующие; «Летучий Голландец» поддержало 12 человек, за его замену швертботам «5-0-5» выступили 10. На том же совещании 23 члена ИЯРУ проголосовали за «Солинг» и только один — за «Дракон».
По общему убеждению время катамаранов еще не пришло. Кроме Англии и ФРГ, они пока мало где получили популярность.
— А теперь — как вы оцениваете результаты собственных выступлений в прошедшем сезоне?
— Переход на «Солинг» лишил меня, с одной стороны, возможности, а с другой — необходимости активно выступать на союзных гонках из-за отсутствия Противников. На первых порах это было даже неплохо — появилось время, Нужное для новой яхты, для отработки взаимопонимания с экипажем. Мне пришлось расстаться с Шутковым, мой многолетний Товарищ по «звезднику» так и не привык к «Солинг». Сейчас я убежден, что мы поступили правильно, — в паре с Борисом Будниковым мой бывший шкотовый имеет возможность в полной мере проявить свой многолетний опыт и мастерство.
Гонки вне конкурса лишали, однако, нас объективной оценки результатов проделанной работы. За- рубеж пришлось выезжать без предварительного опробования сил. Первые выступления прошли удачно. На предолимпийской регате мы, однако, оказались далёко за пределами призовых мест. Какие выводы можно сделать по результатам этих соревнований?
Блестяще выиграв все гонки, Эльвстрем еще раз доказал, что он не только сильнейший гонщик, но и талантливый конструктор. То небольшое преимущество в ходе, которое имеет его яхта, давало ему возможность после старта чуть уходить вперед, а дальше, проконтролировав остальных участников, он получал свободу и наилучшим образом использовал свое умение проходить дистанцию.
Наша яхта оказалась совсем непригодной для гонок в сильный ветер. Главный ее недостаток — отсутствие второго дна. В самом начале дистанции мы набирали в корпус до полутонны воды, а рассчитывать с таким балластом было уже не на что.
К сказанному остается добавить несколько слов о перспективах в классе «Солинг» на будущий год. Приобретены три новые яхты эльвстремовской конструкции. Наш олимпийский экипаж, таким образом, не только получит лучшее судно, но и будет иметь возможность опробовать его в гонках на отечественных акваториях.
Следующая встреча у нас состоялась с Борисом Будниковым. Его мы попросили рассказать прежде всего о собственных выступлениях.
— Годом я доволен. Начали мы его рано — в феврале на Черном море. В апреле уже гонялись в Италии на Чемпионате Европы. Это одно из главных международных соревнований в «Звездном» классе, так называемого разряда «Серебряной звезды». Выше него только Чемпионат мира — разряд «Золотой звезды». Гонки проводились на озере шириной километров шесть. Обстановка своеобразная — ветра немного, волны вовсе никакой. Среди участников были сильнейшие гонщики континента: шведы Венестрем и Петерсен, спортсмены из ФРГ Вагнер и Кувайде. В мире им могут противостоять только американцы. Мы проиграли Венестрему. Третье, четвертое и пятое места заняли соответственно Вагнер, Кувайде, Петерсен.
Следующая большая гонка — Килервохе, традиционная Кильская неделя. Здесь мы были третьими; остальные места в первой пятерке распределились между теми же спортсменами, что и на первенстве континента, правда, в несколько другом порядке.
Потом предолимпийская регата. После первых трех гонок впереди нас был только американский экипаж — Шумейкер с Дуплином. Потом пошли неудачи. Ветер не угадывали, а он менялся чуть не на каждой лавировке. В результате откатились на четвертое место. Причины? Возможно, мы слишком выложились на предыдущих соревнованиях, перевалили за «пик» лучших результатов. Матчасть у нас безупречная. Лучше пластмассовых яхт Грюневальда в «Звездном» классе сейчас трудно что найти. Мачта, правда, была не экстракласса. На следующий сезон поставим вместо нее металлическую конструкции Вагнера.
Такой длинный сезон у нас впервые. Трудно, но с другой стороны, где, как не на гонках, набираться опыта. В чем мы уступаем иностранцам — это в тонкостях настройки яхты. Тут с ними трудно конкурировать, если учесть, Что многие из них (Эльвстрем, Норте, Вагнер, Дуплин) являются владельцами фирм. У наших спортсменов возможностей для технических усовершенствований своих судов меньше. Признанный экспериментатор — Виктор Скачков. Но база для экспериментов у него ограниченная — яхта да собственные руки, поэтому и результатов нет, а раз так, то и новую технику ему получить трудно.
Остается единственная возможность овладеть настройкой — гоняться. То, что в 1972 году нас ждет напряженная программа, не пугает. Все-таки привыкли. К тому же будет определенная задача — подготовиться к главному соревнованию, Олимпиаде. Наша беда не в том, что стартов много, а то, что все они ответственные. Даже если результаты не имеют значения для отбора, а попробуй, проиграй хотя бы одно соревнование, и на тебя как на члена сборной начнут смотреть с сомнением.
А ведь стабильные результаты и признанные корифеи не всегда показывают. Эльвстрем и тот проваливается. На Килервохе он прошел первые три гонки где-то в шестых и дальше вообще гоняться не стал, уехал на многодневную гонку вокруг Дании.
В отличие от большинства членов нашей сборной, выигрыш на Спартакиаде для меня не имел решающего значения; «запас прочности», набранный в международных соревнованиях, давал для этого основание. Поэтому, может быть, и к предолимпийской регате я пришел психологически подготовленным лучше остальных. Это я не для оправдания. В общем-то выигрывать всегда приятно.
Выступления за рубежом, безусловно, имеют свою специфику и, чтобы акклиматизироваться там, нужен соответствующий опыт. Незнакомая обстановка, во много раз большее, чем на наших соревнованиях, число участников оказывают определенное психологическое воздействие, которое нельзя не учитывать. Считаю, что в этом отношении мне повезло. Свои выступления за границей я начал с Варнемюндской регаты. По составу участников гонки были слабее, чем европейские чемпионаты. По существу, кроме Васильева, серьезных противников у меня не было. Но все равно, то, что я регату выиграл, вселило в меня уверенность в собственных силах.
С основными нашими противниками на Олимпиаде, можно считать, мы знакомы. Это — американец Шумейкер, швед Венестрем и немцы Вагнер или Кувайде.
Считаю, что на олимпийских гонках, как и на любых больших соревнованиях, настраиваться только на победу нельзя. Нужно быть готовым к борьбе до конца. Бывает как? Идешь десятым, считаешь — все равно проиграл, решаешь рискнуть, приходишь двадцать пятым. А потом оказывается, что 10-го места по сумме результатов всех гонок хватило бы для победы.
Итак, можно констатировать, что экипаж нашего «звездника» настроен достаточно оптимистично. Следующим у нас было интервью с рулевым «Дракона». Юрий Анисимов — чемпион Европы 1968 г., бронзовый призер европейского первенства 1969 г., спортсмен, которого считали одним из перспективнейших в нашей сборной, — стал неожиданно сдавать позиции. В 1971 г. на Чемпионате Европы он не смог подняться выше 10-го места, неровно выступал на гонках внутри страны. В чем причины его неудач?
Спортсмен объясняет их в известной мере конструктивными недостатками яхты и мачты. Но главная причина, по его мнению, отсутствие продуманной методики тренировок. Повысить уровень подготовки яхтсмена путем простого увеличения числа стартов, которые он должен взять в течение года, невозможно.
— Правильно, Эльвстрем тренируется каждый день и чуть ли не каждую субботу и воскресенье участвует в соревнованиях. Но тренируется он по индивидуальному плану, а выступая на гонках, не ставит перед собой задачи побеждать во что бы то ни стало. У нас же каждая гонка рассматривается как зачетная для отбора в олимпийскую команду, а это лишает спортсмена творческого мышления, обременяет его непосильной психической нагрузкой.
Большую пользу приносит гонщику участие в дальних плаваниях. Раньше в Архангельске я регулярно ходил в 300-мильную крейсерскую гонку и считаю, что научился на ней многому полезному. В круглосуточном плавании повышается физическая закалка, отрабатывается особое чутье к ветру, начинаешь лучше чувствовать яхту, улавливать изменения хода.
Рассчитываю, что на следующий год смогу включить в план своей подготовки крейсерское плавание. Буду готовить свой старый таллинский «Дракон», в сильный ветер он ходит лучше, чем импортный фирмы «Педерсен и Тузен», на котором мы гоняемся два последних сезона.
В пользу индивидуальной системы тренировок высказался и самый молодой гонщик нашей сборной — «финнист» Виктор Потапов.
— Планировать сезон нужно так, чтобы прийти в лучшей форме именно к тому соревнованию, которое заранее было определено как главное. В 1970 г. для меня таким был Чемпионат Европы. То, что я имел возможность отдохнуть перед ним в течение 10 дней дома, дало мне не меньше, чем любая тренировка.
Неудача — и не только моя — на предолимпийской регате в значительной мере объясняется тем, что мы еще до начала ее потеряли вкус к гонкам.
Подведем итоги наших бесед. Как положительный фактор в программе подготовки нашей сборной следует отметить, что спортсмены имели возможность ознакомиться с олимпийской дистанцией, причем и в штилевой, и в штормовой обстановке. Неудачное выступление их на предолимпийской регате объясняется причинами, большинство из которых устраняется или может быть устранено.
Об одном недостатке в подготовке наших яхтсменов следует, однако, сказать особо.
У сборной команды мал резерв. В связи с этим соревновательный метод, положенный в основу тренировки спортсменов, не всегда оказывается эффективным. Продление сезона, увеличение числа стартов в году не может дать ощутимых результатов, если ведущие гонщики не имеют на соревнованиях сильных конкурентов.
При существующем положении целесообразно было бы не ограничивать тренировки спортсменов на воде выступлениями на олимпийской круговой дистанции.
Хороший эффект может дать, например, участие членов сборной в многодневных маршрутных гонках, о чем свидетельствует опыт и наших и зарубежных спортсменов.