«Атлас океанов» дает следующие сведения о районе Пусана. Температура воздуха в сентябре: средняя — 22°, минимальная — 12°, максимальная — 32°. Преобладающие ветра — северо-восточной четверти до 10—11 м/с. Результирующий ветер (устойчивость 25—50%) — не более 3 м/с. Повторяемость ветров сильнее 16 м/с — менее 5%. Максимальная наблюденная скорость ветра — 28 м/с.
Дистанции для гонок XXIV Олимпиады размечены в 1—5 милях от гористого берега.
Дистанция А («Альфа») предназначена для гонок на парусных досках. Расстояние между знаками 3 и 1 примерно 1,2 мили. Порядок прохождения: С—1—2—3—1—3—1—2—3—Ф.
Дистанция В («Браво») — для «470» и «Финнов»; 1,8 мили; С—1—2—3—1—3—Ф.
Дистанция С («Чарли») — для «ЛГ» и «Звездного» класса; 2,0 мили; С—1—2—3—1—3—Ф.
Дистанция D («Дельта») — для «Солингов» и «Торнадо». Для «Солингов» — порядок прохождения тот же, что и на С. Для «Торнадо» дистанция имеет вид равностороннего треугольника, т. е. угол у знака 2Т равен не 90°, как во всех других случаях, а 60°. Порядок прохождения: С—1—2Т—3—1—3—1—2Т—3—Ф.
В зоне гонок действуют очень сильные приливно-отливные течения, скорость которых достигает 3—4 узлов. Когда дуют сильные ветры с сев» а на дистанциях для килевых яхт и катамаранов возникают беспорядочные крутые волны. Высота этих волн иногда достигает 3—3,5 м. Во время предолимпийской недели осенью 1987 года один канадский яхтсмен после гонки был доставлен в госпиталь с серьезным переломом после того, как волна сорвала его с трапеции и бросила на гик.
А если ветер слабее 4—5 м/с, встречное течение не дает возможности яхтсменам уложиться в контрольное время. Для организаторов регаты большой проблемой станет и размещение стартовой линии, и удержание знаков от дрейфа. Во время предолимпийской недели из-за всех этих проблем в течение 12 дней в классах «Солинг» и «Торнадо» было проведено только по пять гонок, причем в двух из них дистанция была сокращена.
По многолетним наблюдениям на морских акваториях близ Пусана преобладают слабые ветра. Это заставило многих гонщиков, рассчитывающих ка успех заблаговременно ограничить свой аппетит к высококалорийной пище из-за опасения выйти на старт, имея хоть одни избыточный грамм веса. Во многих странах из числа кандидатов в национальные олимпийские сборные были исключены практически все тяжеловесы.
Представления об ожидаемых на Олимпиаде ветровых условиях послужили причиной и других небезынтересных решений. Например, в Новой Зеландии на соревнованиях отборочного характера были отменены все гонки в дин, когда скорость ветра превышала 10 м/с. А австралийцы подобную отмену практиковали уже при 6 м/с!
Поэтому-то для большинства яхтсменов, собравшихся в Пусан в конце сентября на пробные состязания на олимпийских дистанциях, большой неожиданностью стали отнюдь не слабые ветра. Их скорость достигала 14 м/с. По возвращении домой, безусловно, многие из них пересмотрели программы своей дальнейшей подготовки.
Чем ближе старты в Пусане, тем больше всевозможных прогнозов появляется на страницах спортивной прессы. Обозреватели и специалисты по парусному спорту знакомят читателей с возможными претендентами на олимпийское «золото». Вот представителей каких стран и каких спортсменов считает признанными фаворитами весьма компетентный норвежский журнал «Сейлас»:
«470» — мужчины: ФРГ, Франция, ГДР, Нидерланды, Италия, США, Новая Зеландия, Швеция, Финляндия.
Для сравнительных испытаний снаряжения нам нужен экипаж-партнер, но у нас его нет: мы установили для себя режим жесткой экономии и активно стараемся соблюдать его,— говорят шведские фавориты Магнус Луидгрен и Урбан Ланьюс. Они располагают сегодня двумя лодками и тесно сотрудничают с фирмами, производящими паруса, такелаж и рангоут. Все это достается им бесплатно. 25 тыс. крои получено по соглашению со спонсорами, а расходы на тренировки и участие в соревнованиях оплачивает шведская парусная федерация.
Весь 1987 г. этот экипаж числился среди мировых лидеров класса. На пред зрительных состязаниях в Пусане они были третьими. Другие их результаты: 4-е место в Каннской регате, 2-е — в SPA, 4-е — в Киле, 9-е на первенстве мира.
Свой путь в парусном спорте эти парни начали со швертботов «Европа» и «Миррор», а с 1985 г. выступают на «470». Подобно многим другим яхтсменам Лундгрен и Ланьюс начали олимпийский сезон с состязаний в Паламосе в Испании еще в декабре.
«470» — женщины: Г ДР, Швеция, Франция, Финляндия, ФРГ, США, Канада, Новая Зеландия.
В прошлом сезоне примечательного успеха в классе «470» добились финны — и среди мужских, и среди женских экипажей. Что касается женщин, то здесь ярче всех сияет звезда сестер Беттины и Аиники Лемстром, взявших «золото» на первенстве Европы 1987 г., «серебро» на чемпионате мира 1986 г. и занявших 4-е место на предолимпийской регате. Страстным желанием сестер всегда было подрасти хоть чуточку выше своих 170 см. — При сильном ветре гораздо большее значение имеет рост и техничность, чем вес, — утверждают они.
Национальный олимпийский комитет Финляндии очень внимательно следит за достижениями этих двух девушек, воплощающих в себе надежду страны на олимпийские медали, и поэтому выплачивает им денежную субсидию; кроме того, они получают средства от спонсоров.
— У нас сейчас как раз такая материальная часть, которую мы и хотели иметь. При экономном расходовании денег нам хватает их на весь сезон, хотя мы и ведем практически походный образ жизни, — говорят сестры Лемстром.
«Торнадо»: Австрия, Австралия, Нидерланды, ФРГ, США.
— После отбора мы будем тренироваться в Лос-Анджелесе совместно с экипажем номер два, откуда отправимся прямо в Пусан,— рассказывают Гэри Нэпп и Крис Стэйнфилд и затем добавляют, что в США есть немало достойных гонщиков, составляющих мощный резерв национальной сборной. Этот американский экипаж сравнительно недавно освоил «Торнадо». Стэинфилд в 1984 г. принимал участие в Олимпийских играх в Лос-Анджелесе, выступая в классе «470» в экипаже Дэйва Ульмана, а в активе Нэппа серебряная медаль той же Олимпиады, полученная в гонках на Летучем Голландце».
— Финансировать нашу олимпийскую акцию нам приходится исключительно за счет спонсоров. хороших друзей и из собственного кармана, — говорят эти американские студенты.
«Летучий голландец»: ФРГ, Великобритания, Канада, Дания, Новая Зеландия, Израиль, США, Испания, Франция, СССР.
Олимпийская надежда русских — Сергей Бород и-нов и Виктор Буданцев. Оба они москвичи и свой путь в парусном спорте начинали на «Кадете». Этот экипаж заметно выделялся среди соперников особенно на тех курсах, успешное движение на которых удавалось лишь самым лучшим гонщикам. Сейчас они уверенно входят в элиту своего класса, их высшим достижением на сегодня является «серебро» на чемпионате мира.
По весу эти русские парии представляют практически идеальную пару: рулевой весит 78 кг, а матрос — 92 кг. Имей но столько здесь и требуется.
— Весной и осенью мы обычно тренируемся на Черном море. там же проходят у нас и соревнования, но летняя наша база находится на Балтике, — рассказывают они.
«Солинг»: США, ГДР, СССР, Швеция.
Несмотря на свои 22 года, американец Джон Костецки является одним из самых именитых гонщиков на килевых яхтах. А после победы в предолимпийской регате он, безусловно, является главной олимпийской надеждой США. Для своих тренировок Костецки облюбовал Австралию. Прич а ходит он там не только на «Солинге»: не зря же Костецки удостоен высших наград мировых чемпионатов сразу в трех классах.
— Для меня тренировкой прежде всего является само участие в соревнованиях, — утверждает молодой яхтсмен. — Но перед отъездом в Пусан нашей тренировочной базой станет Лос Анджел» где мы будем очень много работать. Если попадем в сборную, конечно.
Этот экипаж располагает двумя «Солингами», а благодаря сотрудничеству с фирмой «Норт Сэйлс» имеет доступ и первоклассным парусам. Не стоят перед ним и экономические проблемы. Его спонсором является концерн «БМВ», не говоря уже о том, что он получает субсидии от американской национальной федерации парусного спорта.
«Дивизион-2»: Франция, Швеция, Норвегия.
Претендент номер один и а олимпийское «золото» — француз Робер Нагю. Это разносторонний яхтсмен, имеющий за плечами десятилетний опыт. В его послужном списке четыре победы на мировых первенствах. Робер живет и тренируется в Каине, на средиземноморском побережье, с парусом связана вся его жизнь. Накануне крупных регат здесь регулярно проводятся тренировочные сборы сильнейших французских гонщиков, длящиеся обычно по две недели.
Этот выдающийся гонщик не намерен до начала Олимпийских игр часто выходить на старт: — Я боюсь растратить запал и утерять чувство ветра,— «раскрывает карты» Робер.— Предпочитаю тренироваться у себя дома и гоняться в местных регатах выходного дня. Уровень конкуренции на подобных соревнованиях довольно высок, ведь в каждую такую гонку выходит более ста спортсменов!
При собственном весе 64 кг Нагю, разумеется, легковес. — Тем не менее, я вполне справляюсь со снарядом при сильном ветре, — говорит он.
Французская парусная федерация оплачивает все его расходы.
«Лехнер А390» парусная доска олимпиады
Короткой оказалась олимпийская карьера «Виндгляйдера»: уже после регаты 1984 г. в Калифорнии было решено заменить эту доску на более современную. Ведь парусная доска не перестает бурно развиваться и каждый год приносит новое в конструкции снарядов и технике управления ими.
«Лехнер» (класс «Дивизион-2») отличается от «Виндгляйдера» самой концепцией проекта. Можно сказать, что это — миниатюрная яхточка, идеальная для условий гонок по олимпийской треугольной дистанции. Объем корпуса, имеющего длину 3,90 м и ширину 0,66 м, составляет примерно 330 куб. дециметров, что почти на 100 дм3 больше, чем у «Виндгляйдера». Минимальная «толщина» доски в средней части — 220 мм, а нос, поднимающийся над ватерлинией, выглядит, как у настоящего швертбота. Днище по всей длине имеет изогнуто-килеватые обводы, заостренные к форштевню. Благодаря этому «Лехнер» хорошо лавирует против волны, а при скорости ветра всего 5 м/с начинает глиссировать. Примечательно, что при весе яхтсмена около 75 кг скула располагается над водой и сначала доска производит впечатление валкой, особенно на попутном курсе. Но это окупается меньшей смоченной поверхностью на ходу.
Доска снабжена перемещающимся по длине степсом мачты и убирающимся в колодец поворотным швертом; кормовой плавник также может перемещаться по длине в пределах до 700 мм от транца. Все это позволяет лучше настроить лодку на условия гонок и индивидуальные особенности гонщика.
Вес пустотелого корпуса — 18 кг; для обеспечения плавучести в случае повреждения обшивки внутри закреплены небольшие блоки пенопласта.
В отличие от «Виндгляйдера», имевшего гибкую мачту, «Лехнер» снабжается жесткой алюминиевой мачтой и более жестким парусом, что позволяет эффективнее лавировать в свежий ветер. На палубе предусмотрены два ножных ремня.
Доски для участников Олимпийской регаты в Пусане поставит австрийская фирма «Лехнер Рэйсборд Лимитед» в Зальцбурге.