Пять лет назад Американская ассоциация водно-моторного спорта АРВА учредила новый, неограниченный класс гоночных катеров открытого моря.
Практически единственным ограничением, предусмотренным правилами постройки этих катеров, является наибольшая длина корпуса, которая не должна быть менее 41 и более 60 футов (12,5 — 18,3 м). Обводы, материал и конструкция корпуса могут быть любыми; нет ограничений рабочего объема либо мощности механической установки — важно только, чтобы это были поршневые двигатели внутреннего сгорания.
За прошедшие годы было построено не так уж много «морских монстров» или «суперботов», как стали называть суда этого класса. Ведь «суперботы» проектируют, имея в виду достижение более высокой скорости и мореходности, чем это возможно в пределах ограничений самого старшего 1 класса «Оффшор», принятого Международным союзом водно-моторных гонок UIM. Напомним, что этими правилами ограничиваются длина корпуса — от 7,5 до 15 м — и рабочий объем двигателей — не более 16,2 л для бензиновых и 32 л для дизелей. При мощности двигателей 1500 л. с. катера класса 1 развивают скорость свыше 140 км/ч, а мировой рекорд скорости на километровой дистанции, обновленный в прошлом году американцем Элом Копландом, равен 221,2 км/ч. Любопытно, что для достижения такого результата гонщик использовал 8 двигателей от подвесных моторов «Меркюри», которые были скомпонованы в две группы по 4 двигателя в каждой и соединялись с гоночными угловыми колонками. Таким образом удалось получить эффективную механическую установку с высоким отношением мощности к массе и сократить до минимума сопротивление подводной части трансмиссии на гребные винты.
На «суперботе» можно установить несколько легких двигателей значительно большей мощности. Например, в тех же весенних заездах на побитие рекордов скорости в Новом Орлеане, где был установлен рекорд Копланда, успеха добился другой американский гонщик Том Джентри. На его 15-метровом катамаране, построенном английской фирмой «Кугар», были установлены четыре бензиновых двигателя с турбонаддувом на основе 8-цилиндрового блока «Шевроле», которые развивали мощность по 750 л. с. каждый. Результат, показанный «суперботом» «Джентри Турбо Игл», — 238,57 км/ч, можно считать абсолютным мировым рекордом скорости для океанских гоночных катеров.
Каждый новый «супербот» — явление уникальное, требующее немало усилий судостроителей для того, чтобы преодолеть извечные проблемы быстроходных глиссирующих катеров: снизить ударные перегрузки при ходе на волнении, обеспечить необходимую прочность корпусных конструкций при их умеренной массе, добиться от механической установки надежной бесперебойной работы, а от движителей — высокой эффективности в условиях периодического оголения лопастей и т. п. Не удивительно, что хороший «супербот» стоит около полумиллиона долларов и является, по существу, «игрушкой для миллионеров». К слову, одним из первых владельцем «морского монстра» стал Джордж Моралес, одержавший победу в 1257-мильной гонке по маршруту Майами — Нью-Йорк вдоль атлантического побережья США в 1985 г. и впоследствии осужденный на 16 лет лишения свободы за контрабанду наркотиков. Капиталом в несколько десятков миллионов обладает и 57-летний бизнесмен с Гавайских островов Томас Генри Джентри, для которого не проблема потратить полтора — два миллиона на завоевание символической «Голубой ленты Атлантики».
Толчок развитию неограниченного океанского класса катеров в США дали гонки Майами — Нассау — Майами в Карибском море — это 362 мили (670 км) без остановки. Правда, успеха в них «морские монстры» пока еще не добились: соревнования проводились дважды — в 1986 и 1987 гг. — и оба раза первым на финише оказывался один единственный катер «Малтиз Магнум» так называемого «продукционного», т. е. серийного класса. «Малтиз Магнум» крупнее «супербота» — его алюминиевый корпус имеет длину 20 м. Он оснащен двумя 18-цилиндровыми двигателями «CRM» итальянского производства, которые развивают мощность по 1825 л. с.
В ноябре прошлого года «морские монстры» впервые приняли участие в чемпионате мира среди океанских гоночных катеров, проводившемся в Ки-Уэст, Флорида. Вместе с 25 катерами класса 1 стартовали 4 «супербота», но основная борьба за титул разгорелась между старыми соперниками —Томом Джентри и Элом Копландом, выступавшими на катерах-катамаранах, которые были построены фирмой «Кугар». Джентри финишировал первым в двух 90-мильных гонках; в финальной гонке (на дистанции 140 миль) за 5 миль до финиша на его катамаране сломался гребной вал, но потеря скорости уже не влияла на исход поединка. Том Джентри стал первым чемпионом мира в классе «суперботов».