Видеть, как участник гонок отдает свои собственный запасной двигатель другому гонщику (который может потом финишировать впереди него), как соперники, забыв о соперничестве, помогают друг другу ремонтировать и настраивать скутера, было редкостной приметой тех дней. Необычайно дружественная атмосфера встречи произвела очень теплое впечатление и на спортсменов и на зрителей.
Такое спортивное джентльменство было обычным делом на заре водно-моторного спорта, пока около двух десятилетий тому назад в него не стали все настойчивее вторгаться крупные производители лодок и моторов, которые преследовали прежде всего коммерческие цели. Условия, которые начали диктовать спонсоры, перевели этот вид спорта на слишком уж деловые рельсы. Он, в полном смысле этого слова, потерял свою прелесть. И отрадно, что этого никак нельзя было сказать о чемпионате мира в классе скутеров O-500, который состоялся в июне на озере Стюартби.
Этот спортивный форум собрал гонщиков практически со всего мира. В нем приняли участие спортсмены из таких далеких от Великобритании стран, как США и Япония. Это была действительно представительная спортивная встреча — и по составу участников, и по качеству организации.
Напряженная программа охватывала сразу несколько классов — от простеньких юношеских лодок до гораздо более серьезных катеров с обводами глубокое V и экипажем из двух человек. Проводились здесь и «узкоспециальные» чемпионаты мира для скутеров с японскими двигателями «Ямато». Но ни один класс не мог похвастать таким величайшим интересом со стороны болельщиков, как О-500.
Несмотря на то, что в Великобритании этот класс культивируется достаточно активно, хозяева встречи на этот раз «оказались в тени» гораздо более сильных гонщиков — в том числе и гонщиков из социалистических стран. Пилотов советской команды — победительницы прошлогоднего первенства поддерживали коллеги из Болгарии, Польши и Венгрии. Запад был представлен Соединенными Штатами Фран- Ишутин и Манфред Лот: соперничество — только на дистанции. цией, Италией, Австрией, Великобританией и, конечно, ФРГ, представители которой обычно наиболее активно претендуют на призовые места.
Фаворитами тренировочных заездов были чемпион мира 1987 года Алексей Ишутин и экс-чемпион мира из США Дэн Кертс. Кертс выступал на корпусе «Рингвуд» с мотором «Кениг», которые ои одолжил у чемпиона Великобритании Стива Грина.
Выступал очень неплохо, но... серьезная авария перед самым началом основных состязаний разрушила все надежды на возвращение чемпионского титула в США.
Алексей Ишутии оказался не более удачливым. С самого начала зачетных гонок его стали преследовать поломки «Кенига». Несмотря на основательную переборку двигателя, он потерпел неудачу в первых двух гонках.
Однако совместные усилия советских гонщиков и механиков были вознаграждены — они получили специальный приз «За самое выдающееся выступление на чемпионате» — награду, встреченную бурными аплодисментами участников и болельщиков.
Скутер Ишутина вызывал громадный интерес. С таким же точно, как и у большинства остальных участников, четырехцилиндровым «Кенигом», он обладал потрясающей способностью «впритирку» огибать поворотные буи практически без снижения скорости. На аналогичных «фирменных» скутерах такие трюки не получались.
Скутера традиционной схемы (с расположением гонщика лежа) позволяют развивать высокие скорости на прямых отрезках дистанции, но здорово проигрывают на поворотах. Эти две вещи очень трудно совместить. Но советские лодки великолепно шли и по прямой.
Информация об изображении
Знаменитый Дитер Кениг (слева) помогает ремонтировать мотор советской команды
То, что представила советская команда, буквально потрясло западных энтузиастов водно-моторного спорта. Одна характерная деталь: в отличие от судов с Запада, которые были со всех сторон залеплены яркими надписями и знаками, рекламирующими моторное масло, двигатели и прочую подобную продукцию, в оформлении советских скутеров не было и малейшего намека на коммерческие цели. Единственным дополнением к неброской окраске этих лодок были красные государственные флаги, нанесенные на строгие плоскости корпуса.

Знаменитый Дитер Кениг (слева) помогает ремонтировать мотор советской команды
Сделанные в считанные минуты, буквально в перерывах между заездами, исправления и усовершенствования, оставили на «боевых» корпусах неокрашенные полосы и следы установки конструктивных усилений. Но то, из-за чего проигрывал внешний вид, с лихвой компенсировалось на дистанции.
Надо сказать, что и сами конструкции советских корпусов поставили специалистов в тупик. Верхний свод тоннеля имел некоторый отгиб к корме, и было совершенно непонятно, что это может дать на ходу. Кормовые части спонсонов были отрезаны (судя по их виду, совсем недавно), и эта переделка тоже представляла собой загадку для специалистов...
С такой системой подготовки корпусов советскими гонщиками на Западе столкнулись уже несколько лет назад, и с тех пор энтузиасты водно-моторного спорта из многих стран понапрасну тратят время, пытаясь приспособить их конструкторские решения к своим скутерам. Разгадать секреты советских спортсменов пока никому не удалось.
За гонщиками из СССР давно уже прочно закрепилось звание предводителей мировой лиги скутеристов. И вот, наконец, им, похоже, удалось «совместить несовместимое» — добиться и высоких скоростей, и хорошей устойчивости на поворотах.
Первый из четырех заездов выиграл итальянец Джулиано Ландини, выступавший на корпусе «Мостес» с мотором «Кениг», — гонщик, довольно серьезно претендовавший на победу в течение всех соревнований. (Если бы его скутер не налетел на буй в финальном заезде, чемпионское «золото» вполне могло отправиться в Италию).
Второе место занял Манфред Лот, третьим финишировал Ласло Волентер из Венгрии («Да-ниш» — «Кениг»).
Советскому гонщику А. Ишутину из-за поломки двигателя финишировать не удалось, а фавориту американцев Дэну Кертсу пришлось участвовать в заезде в качестве зрителя — как уже говорилось, за день до того он разбил лодку и сам получил травму. Лучшим среди представителей США оказался Лэрри Коннерс, который пришел на финиш шестым, а сильнейшим среди хозяев встречи был ветеран английского водно-моторного спорта Энди Чесман («Даниш» — «Кениг»).
Манфред Лот взял верный курс к победе во время второй гонки, которую завершил первым после очень плотной борьбы с Джулиано Ландини. В сумме оба заработали по 700 очков. Третьим на финише был советский спортсмен Борис Клюшников.
И снова поломка у Алексея Ишутина, и снова он не финиширует (правда, позже он возьмет реванш за эти неудачи).
Весь вечер советская команда занималась ремонтом капризного «Кенига». Подключился к этой работе и сам конструктор мотора — знаменитый Дитер Кениг, присутствовавший на гонках чемпионата. И вскоре результаты третьей гонки убедительно показали, кто должен был действительно быть впереди. Алексей моментально захватил лидерство, и хотя Лот буквально висел у него за кормой, стало ясно, что в данном случае у гонщика из ФРГ нет никаких шансов выиграть заезд. Третьим здесь пришел Ландини.
Ситуация сложилась очень интересная. По сумме очков впереди был Лот. Так как в зачет должны были пойти три лучшие гонки из четырех, этого было достаточно для чемпионского титула при условии, что он — благополучно финиширует, а Ландини — не займет первого места (это позволило бы итальянцу набрать на 100 очков больше, чем у Лота).
Все стало ясно после финишной отмашки... Алексей Ишутин снова лидировал от старта до финиша, показав при этом лучшее время круга. Джулиано Ландини уверенно шел третьим чуть впереди Лота, но, огибая один из поворотных знаков на слишком близком расстоянии, врезался в него и был вынужден сойти с дистанции.
Манфред Лот спокойно откатал оставшиеся два круга, финишировал третьим — сразу за Клюшниковым — и сохранил свою тысячу очков, достаточную для победы.
Чемпионский титул достался гонщику, которому не впервые пришлось подниматься на пьедестал почета. Первую свою победу на мировом первенстве Лот одержал четыре года назад.
Официальные результаты
O-500 (38 участников, 23 — финальная группа): 1 — М. Лот (ФРГ); итоговая сумма очков — 1000; 2 — Д. Ландини (Италия); 925; 3 — А. Ишутин (СССР); 800; 4 — Б. Клюшников (СССР); 694; 5 — М. Иемми (Венгрия); 335; 6 — Л. Коннерс (США); 296; 11 — А. Берницын (СССР); 170; 17 — Ю. Лагутин (СССР); 62.