I этап личного чемпионата СССР в международных классах скутеров О-250, О-350 и О-500 проводился 23—24 апреля 1988 г. близ Сухуми на водоеме учебно-тренировочного центра «Скурча». Это была первая встреча сезона — проба сил, проверка техники и подготовка к международным соревнованиям «За дружбу и братство социалистических стран», которые состоялись в мае на озере Харку в Таллинне.
В I этапе чемпионата приняли участие 57 спортсмене среди которых были 11 мастеров-«международников» и 46 мастеров спорта. Наиболее сильный состав оказался у ленинградцев. Погода благоприятствовала спортсменам — на акватории не было ни ветра, ни волны. Программу удалось выполнить полностью: было проведено по четыре 5-мипьных заезда в каждом классе.
Открыли соревнования скутера с двигателями с рабочим объемом 250 см3. Несмотря на то, что в этом классе выступали достаточно сильные гонщики, чувствовалось, что период межсезонья не прошел бесследно. Много хлопот доставляла техника. Только два спортсмена — ленинградцы Александр Сайковский и Иван Атаманов — сумели пройти без поломок все четыре гонки. В каждом заезде приходило к финишу менее половины участвующих судов, многие вообще не могли стартовать.
А сильнейшим здесь оказался Юллар Пывват из Тарту. Во второй гонке он показал и лучшую скорость — 88,1 км / ч.
В классе 0-350 сходов с дистанции было сравнительно немного, борьба была более напряженной. Очень стабильно выступил Григорий Петров из Ленинграда. Его титулованный земляк Андрей Берницын стал лишь вторым.
Поломки моторов исключили из борьбы многих гонщиков и в «старшем классе О-500. В первой гонке до финиша добралась лишь половина участников. И здесь впереди был ленинградец — знаменитый Алексей Ишутин. У него же и лучшая скорость — 112,98 км/ч. Конкуренцию лидерам пытался составить Артурас Таранда из Литвы, но во второй гонке он не смог стартовать. В результате от серебряного и бронзового призеров его отделяли около 9 км /ч. Неудача постигла и Анатолия Чермашенцева, он занял лишь 13 место.
Призовые места по классам распределились следующим образом:
О-250 (18): 1 — Ю. Пывват сумма скоростей в трех лучших гонках — 258,19 км/ч; 2 — А. Сайковский; 257,9; 3 — С. Ковалев (Николаев); 256.41;
О-350 (18): 1 — Г. Петров; 294,12; 2 — А. Берницын; 291,44; 3 — А. Бакшис (Каунас); 289.47;
О-500 (19): 1 — А. Ишутин; 335,93; 2 — Ю. Лагутин (Евпатория!; 308,93; 3 — Н. Евдокимов (Ленинград!; 308,05.
II этап личного чемпионата СССР проходил 16—17 июня в Липецке. В нем приняли участие 49 гонщиков, в числе которых были 8 мастеров спорта международного класса и 41 мастер спор i Согласно Положению о соревнованиях результаты II этапа суммировались с итогами I этапа. Зачет шел по шести лучшим результатам из восьми.
В классе О-250 борьба за призовые места, как и в Сухуми, развернулась между ленинградцами А Сайковским, А Клюшниковым, И. Атамановым, а также Ю. Пывватом из Тарту. Борьба приняла драматический характер. Пывват выступал очень сильно, но в одной из гонок его подвела техника. Сайковский меньше рисковал, гонялся стабильно, что и помогло ему в итоге занять первое место.
И снова очень многие не смогли добраться до финиша. Проще назвать число закончивших гонки: в первой — 5, во второй — 4, в третьей — 5 и в заключительной четвертой — только 2. Как видим, положение не из лучших. И причина, думается не только в старой технике; многих очень подвела неправильная тактика.
Сайковский выиграл и заезд на 10 миль (87,49 км/ч); второе место у А. Клюшникова (85.8), третье — у С. Ковалева (85,47).
В классе 0-350 борьбу за призовые места вели практически четыре спортсмена: А. Берницын, А. Бакшис, А. Хобта из Бреста и С. Ласарейшвили из Тбилиси. На втором этапе Берницын взял реванш и по сумме шести лучших гонок стал первым (участвовать в заключительном заезде ему не понадобилось).
Подготовка техники в этом класс) мол ко лучше, чем в О-250, но и здесь было немало сходов с дистанции, невыходов на старт из-за технических неисправностей. До финиша 10-мильной гонки добрались только 6 участников. Победил здесь А. Хобта (98,29), второе место — у С. Ласарейшвипи (97,08), третье — у В. Макарскаса из Каунаса (94,66).
В 0-500 были заявлены 19 гонщиков, трое из которых не финишировали ни в одной гонке, еще трое закончили только по одному заезду, а двое одолели по две гонки. И в этом классе борьбу за призовые места вела лишь небольшая группа спортсменов: А. Ишутин, Н. Евдокименков, Ю. Лагутин и ереванец Г. Абрамян.
Лидерство в «пятисотках» прочно захватил Ишутин. Уже в первой гонке он показал лучшую скорость — 118,04 км / ч. В последних двух заездах он мог уже и не участвовать. Алексей победил и в 10-мильной гонке (115,82|; вторым стал Ю. Лагутин (104,76), третье место у Г. Абрамяна (99,68|.
По сумме двух этапов победителями и призерами стали:
О-250 (19): 1 — А. Сайковский; 517,53; 2 — Ю. Пывват; 512,53; 3—А. Кпюшников; 502,33;
О-350 (18): 1 — А. Берницын; 606,25; 2 — А. Бакшис; 591,33; 3 — А. Хобта; 569,01;
О-500 (19): 1 — А. Ишутин; 115,82; 2 — Ю Лагутин; 104,76; 3 — Г. Абрамян; 99,68.
Лично-командный чемпионат СССР в национальных классах спортивных судов проводился с 10 по 16 августа в Кинешме. Эти соревнования вызвали большой интерес среди специалистов и любителей водно-моторного спорт) так как они имели и командный зачет. Естественно, собрали они и большое число участников — 186 спортсменов выступавших за 15 команд. Были представлены практически все союзные республики (отсутствие в списках участников представителей Киргизии и Таджикистана становится уже плохой традицией! Москва и Ленинград, а также Кинешма на правах организатора.
Это были первые соревнования в нашей стране, на которых была опробована система старта с места. Погода была хорошей — солнечной, практически безветренной.
Открыли встречу скутера ON 350. Уже в первой гонке 10 гонщиков сошли с дистанции и 7 не стартовали. То же самое было и в последующих заездах. Из 33 заявленных спортсменов очки своим командам принесли лишь 22. Это говорит о весьма неважной подготовке спортсменов и техники.
За призовые места с первой до последней гонки боролись Иван Герасименко и Анатолий Круш из Киева, а также Витаутас Сакавичус из Каунаса. Борьба этих гонщиков была очень интересной и захватывающей. Герасименко выиграл первые две гонки (причем в одной из них показал лучшую скорость — 88,37 км/ч), Сакавичус пришел первым в третьем заезде. Судьбу первого места решила последняя гонка: победителем снова стал Сакавичус.
В гонке на 10 миль в этом классе первое место у А. Круша — 86,19 км / ч, второе у И. Герасименко — 86,06, третье — у Г. Абрамяна — 82,93. Только 9 гонщиков дали результаты своим командам, 13 — не стартовали из-за неисправностей, 10 — сошли с дистанции и двое не уложились в контрольное время. Что и говорить, итог неутешительный.
В классе ON-500 блестяще выступил москвич Всеволод Кунич. Он не оставил своим основным соперникам — Сергею Ефимову из Коврова и Михаилу Трубникову из Москвы — никаких шансов на победу, выиграв все гонки. А во второй показал самую высокую скорость — 95,98 км/ч. Поломок и сходов с дистанции в этом классе было еще больше, чем в ON-350.
В 10-мильном заезде впереди были молодые спортсмены. Первое место занял перворазрядник из Литвы Вилюе Умбражюнас (91,26 км/ч); второе место у ленинградца Вадима Зубрилина (88,97), третье завоевал Эдмонис Пабринкис из Литвы (87.41).
Выступления в классе мотолодок SN-350 были более интересными и спортивными. Большинство гонщиков имели хорошо подготовленную технику, сходов с дистанции было мало. В лидирующей группе «выясняли отношения» Николай Егоров и Александр Колосов из Латвии, Виталий Замирайло и Георгий Гапли из Ленинграда, Минтаутас Савейкис из Литвы, москвич Андрей Тореко и Сергей Иванов из Молдавии.
В первой гонке лидерство захватил Савейкис, который показал лучшую скорость заезда — 64,72 км/ч. Во второй первым закончил дистанцию Егоров, он же выиграл и все последующие заезды, превысив результат Савейкиса на 1,81 км/ч. Второе место — у Колосова, третье — у Галли. В таком же порядке заняли они пьедестал почета и после 10-мильной гонки, в которой Н. Егоров превысил свой скоростной результат и довел его до 66,64 км/ч.
В гонках мотолодок S-500 за победу боролись представители РСФСР, Москвы, Украины, Литвы, Латвии и Эстонии. Победил здесь москвич Виктор Кунич (брат Всеволода — победителя в ON-500). Обладатель второго места — Владимир Завалин из Челябинска, который показал лучшую скорость в классе — 83,48 км/ч. На третьем месте — рекордсмен мира Атис Спактерис из Бауски. Его рекорд, установленный в 1987 г. — 85,05 км/ч. до сих пор не побит.
Слактерис взял реванш в 10-мипьном звезде (81,71 км/ч). Вторым здесь стал В. Завалин (79,451, третьим — Г. Гитапенко из Владивостока (79,36). 10 миль одолели лишь 12 гонщиков из 34 заявленных, 17 спортсменов вообще не вышли на старт.
В гонках глиссеров R-1000 участвовали всего 15 спортсменов — по одному представителю от команды. Сильнейшим оказался гонщик из Тарту Ханс Виссор, который во втором заезде показал лучший результат — 93,2 км / ч. Первенствовал он и на 10-мипьной дистанции (91,7), где второе место — у А. Кузнецова из Новгорода. третье — занял Н. Казаков из Латвии. 3 кончили гонку 11 глиссеров из 15.
В классе R-1500 уверенно лидировал Альгирдас Ракаускас из литовского города Апитус. Он показал самую высокую скорость (98,8 км/ч) и был первым во всех заездах. Серебро оспаривали Агрис Капициемс из Юрмалы и минчанин Михаил Шахнович. В упорной бескомпромиссной борьбе его завоевал Капициемс.
В гонках на 10 миль лидировали другие спортсмены. Впереди был Владимир Мищенко из Латвии (96,24 км/ч), второе место занял Лаури Шмить из Эстонии (95,26), на третьем — Виктор Баленко с Украины (93,29).
Завершали соревнования гонки глиссеров R-2500 Первое место в серии гонок занял ленинградец Геннадий Кожухов, у него же и лучший результат — 91,09 км/ч. В гонках на 10 миль победителем стал серебряный призер серии Бронюс Макнаускас из Алитуса (92,28 км/ч), на втором месте — Г. Кожухов (90,33), на третьем оказался спортсмен из Горького Юрий Крупин (88,13).
В командном зачете победили представители Украины (3062,05 очка), на втором месте ленинградцы (2989,20), третье место заняла команда Литвы (2804,91). Сильнейшей в классах мотолодок оказалась команда Ленинграда, в классах скутеров — Украины, глиссеров — Белоруссии.
Призовые места распределились таким образом:
ON-350 (33): 1 — В. Сакавичус; 261,98; 2 — И. Герасименко; 261,45; 3 — А. Круш; 260,31;
ON-500 (35): 1 — В. Кунич; 285,0; 2 — С. Ефимов; 273,84; 3 — М. Трубников; 267,45;
SN-350 (33): 1 — Н. Егоров (Рига); 198 05; 2 — А. Колосов (Стучка); 195,4; 3 — Г. Гапли; 191,1;
S-500 (34): 1 — В. Кунич; 244,26; 2 — В. Завалин; 242,69; 3 — А. Слактерис; 240,63;
R-1000 (15): 1 — X. Виссор; 277.78; 2 — А. Кузнецов (Новгород|- 263,43; 3 — В. Широконос (Изюм); 263,11;
R-1500 (17): 1 — А. Ракаускас; 298,8; 2 — А. Капнциемс; 284,99; 3 — М. Шахнович; 279,82;
R-2500 (17): 1 — Г. Кожухов; 272.99; 2 — Б. Макнаускас; 268,18; 3 — А. Никоненко (Ульяновск!; 264,58.
На собрании представителей команд, которое состоялось после закрытия соревнований, была дана оценка новой схеме проведения чемпионата. Специалисты пришли к мнению, что опробованная система старта с места значительно повышает безопасность в стартовой зоне, хотя отсутствие у большинства гонщиков опыта вызвало несколько случаев бокового касания в момент начала движения и даже один навал (сцепку трех судов). Учитывая, что на международных соревнованиях старт, как правило, проводится по этой систем стоит и в дальнейшем использовать старт с места.
Были выявлены и некоторые организационные трудности, над устранением которых придется поработать в будущем. В частности, лагерь участников лучше всего размещать поблизости от стартовых плотов, так как транспортировка судов затягивает время очередного старта. Отсутствие достаточно надежной и оперативной связи между группами хронометристов и счета кругов и старшим судьей на старте приводит к ошибкам в случае фальстарта (преждевременному отходу от стартового плота), поскольку секундомеры запускаются в момент прохождения стартового створа лидером гонки.
Требуется доработать и некоторые документы, разработать и утвердить систему отсчета предстартового времени и правила поведения гонщиков в этот период, точно определить понятие «фальстарт» и метод его фиксирования.
Прошедшие всесоюзные встречи водномоторников показали, что интерес к этому виду спорта очень высок, особенно среди молодежи Но развитие его в нашей стране по прежнему «на тормозах». Речь идет не столько о запретах на использование «воды», о которых уже так много и часто говорилось (этот вопрос все же понемногу решается на местах), сколько об отсутствии отечественных моторов — не только специальных гоночных, но и серийных, потребительских. Моторный голод душит водно-моторный спорт. Взамен снятых с производства «подвесников» Минавиапрома и Минавтопрома ничего нового не предложено хотя на этот счет имеется правительственное решение.
Производство гоночных судов, хотя и далеко не в необходимом количестве и нужного качества, все же налажено. Набирает темпы Шальчининкайский завод спортивного судостроения — расширяется и модернизируется. С переходом на новую систему экономического стимулирования можно ожидать, что наше спортивное судостроение перестанет огорчать спортсменов, что его продукцию не надо будет «доводить до кондиции» в клубах и секциях.
Анализируя итоги прошедшего сезона, надо отметить особый успех ленинградцев. Команда города на Неве — дружный коллектив, располагающий очень сильными спортсменами. Ленинградцы победили во всех международных классах скутеров на чемпионате СССР, стали вторыми на лично-командном чемпионате. Сильнейшей оказалась юношеская сборная Ленинграда, первой была и команда ДЮСТШ.
Ленинградские спортсмены составляют ядро сборной Союза и не раз добивались успеха на самых представительных международных встречах. Не случайно в десятку сильнейших спортсменов года вошли четыре ленинградца. Успех команды по праву разделяют тренеры: опытный наставник спортсменов Е. Крашенников, подготовивший немало талантливых гонщиков, тренер А. Ишутина и А. Берницына — В. Воякин и другие.
Сезон 1988 г. имел одну характерную особенность — все соревнования прошли без аварий и травм. В этом заслуга опытных судей, четко организовавших проведение встреч: Р. Афанасьева, А. Куликовского и В. Токмакова.
Таким и должен быть водномоторный спорт — безопасным, несмотря на высокие скорости и бескомпромиссную борьбу. Будем надеяться, что так пройдет и предстоящий сезон.
П. Грищук, заместитель председателя Федерации водно-моторного спорта СССР.