Минувший год оказался невероятно богатым на новости, которые так и хочется окрестить сенсационными. В нашем парусном мире произошли события, какие еще несколько лет назад воспринимались бы как фантастически нереальные. Яхтсмены, многие десятилетия «привязанные» по существу к своим водам и лишь мечтавшие о морских просторах, уловили, наконец, добрый ветерок перемен. Дальневосточники «открыли» для себя Австралию и Америку, а многочисленная флотилия черноморских яхтсменов посетила страны адриатического побережья. Начались разговоры о подготовке четырех советских экипажей к гонкам Кубка Америки, а николаевская яхта «Икар» Б. Немирова положила начало кругосветным плаваниям наших спортсменов. Столичные энтузиасты дальних плаваний взялись за создание Всесоюзной ассоциации яхтсменов открытого моря, а под занавес года в Москве, в Хаммеровском центре международной торговли состоялась пресс-конференция по поводу подготовки советской яхты к весьма представительным кругосветным гонкам «Уитбред»...
Выступая на пресс-конференции, старший тренер Госкомспорта СССР Т. Пинегин заявил: «Участие в таких гонках всегда казалось нам несбыточной мечтой. Однако за последние два года ситуация резко изменилась. Мы должны благодарить революционные перемены в нашей стране, которые превратили мечту в реальность». Хочется только добавить, что все, связанное с осуществлением этой идеи, является свидетельством нового мышления, инициативы и предприимчивости.
«WRWR» уже четырежды давала старт. Все эти четыре гонки подробно освещались в «Катерах и яхтах», мы знакомили своих читателей и с судами победителей (последнюю публикацию см. в «КиЯ» №126). И хотя «Уитбред» не является для нас «белым пятном» в парусной истории, все же имеет смысл обратить внимание на те нюансы, которые делают эту организованную Королевской военно-морской парусной ассоциацией Великобритании и широко известной пивоваренной фирмой океанскую гонку одной из самых престижных в мире. Некоторые яхтсмены считают даже, что по своей популярности она может быть сравнена разве что с Олимпийскими играми, а само участие в «WRWR» является предметом национального престижа.
В 1973 г. в 27000-мильный путь вокруг земного шара с заходами всего в три порта ушло 16 яхт. Эта первая гонка в какой-то степени походила на обычное крейсерское плавание, в котором самые разнотипные яхты управлялись экипажами, увы, далеко не одинаковой квалификации. С годами подход к гонке изменился, она привлекла внимание известных в мире фирм не упустивших случая для организации широчайшей, чуть ли не глобальной рекламы. Спонсорами экипажей были и, возможно, станут на этот раз, Швейцарский банк, концерны «Филлип Моррис», «Сони», «Филлипс», «Нокиа» и многие другие. Сегодня яхты для участия в «Уитбред» проектируются и строятся специально, воплощая в своих конструкциях последнее слово науки, техники и судостроительной технологии. Так что теперь на дистанциях «WRWR» идет уже не только борьба спортивных характеров, не только состязание на выносливость, выдержку, хладнокровие, морскую выучку. А такие качества, согласитесь в столь дальнем многомесячном плавании попросту обязательны. Потому участники и проходят особо тщательный отбор. Кандидатами в состав экипажа советской яхты, к примеру, могут быть всемирно известные гонщики, победители и призеры главных союзных крейсерских соревнований и кубков, участники крейсерских походов в суровых условиях Севера и Дальнего Востока, максимально приближенных к условиям, в которых пройдут предстоящие гонки. Они должны обладать и обширными техническими знаниями, необходимыми для контроля за работой па, усов, состоянием корпуса, всех сложнейших судовых систем и устройств, электронной и компьютерной техники. Не исключена возможность включения в команду и лучших зарубежных яхтсменов.
В начале статьи мы назвали синдикат «Золото руно». Что это такое, откуда он?
Кто не знает прекрасной древнегреческой легенды о путешествии Язона с аргонавтами в Колхиду за золотым руном? Несмотря на многочисленные опасности они достигли берегов реки Фазис, называющейся сейчас Риони. Но старинное название реки ожило недавно в названии совместного советско-западногерманского предприятия — «Фазис». Эта фирма, а также Потийское территориально-межотраслевое объединение и местный яхт-клуб образовали своего рода синдикат «Золотое руно», который и поставил целью борьбу за победу в престижной «WRWR». Такое название получит и сама яхта, которая строится сейчас в Поти. Кстати, компания «Фазис» имеет и филиал в Москве, который занимается финансовыми вопросами.
После пресс-конференции в Хаммеровском центре среди организаторов и будущих участников гонки была распространена информация английской журналистки Люси Шелтон под крепким заголовком — «Революционно настроенные русские берут штурмом кругосветные гонки «Уитбред. В ней прямо так и говорится:
«Сочетая достижения науки с космической технологией и техникой, русские собираются создать революционный проект яхты, способной выиграть весьма представительные кругосветные гонки «Уитбред». К постройке первой такого рода яхты Советский Союз привлекает силы всего мира. Мачты, рангоут и такелаж заказаны в Лаймингтонской конторе фирмы «Спаркрафт»; руль, киль и, возможно, спинакер-гик — у западногерманской фирмы «Спидвейв», а лебедки, палубное оборудование и электроника будут поставлены из самых различных источников.»
Ну что ж, секрета в этом сейчас нет и почему бы нам, как и всем другим командам, не использовать возможности международного сотрудничества и кооперации на взаимовыгодной основе? Ведь зарубежные фирмы-спонсоры получат отличную рекламу еще и потому, что участие в «WRWR» первой советской яхты вызовет в мире определенный интерес. Не случайно присутствовавший на пресс-конференции известный американский яхтсмен Деннис Коннор обещал сообщить о проекте «Золотое руно» компании «Пепси-кола», которая финансировала его участие в последних гонках на Кубок Америки. Кстати, тут же, на пресс-конференции, не зная еще состава советского экипажа, он вручил директору проекта Владиславу Мурникову вот такую записку.

Переводим: «Команде «Золотого руна». Желаю хорошо подготовиться к гонкам «Уитбред». Надеюсь, вам будут сопутствовать ветер и удача. С наилучшими пожеланиями. Ваш друг Деннис Коннор».
С другой стороны, возвращаясь к выводам Люси Шелтон, до «взятия штурмом» двух глав ных призов — «Уитбред Трофи» за первое место с учетом гандикапа и «Бифитер Трофи» — за наименьшее фактическое время, затраченное на всю дистанцию, еще далеко и лишь финиш ответит на вопрос «Что старт грядущий нам покажет...?» Но русские, поддержим Л. Шелтон, не скрывают своих планов и намерений. Руководители проекта в своем рекламном буклете пишут: «Мы приложим все усилия, чтобы наш первый выход на мировую арену оставил яркий след в развитии паруса, в деле укрепления международных отношений.»
Прогнозировать результаты таких сложнейших гонок вряд ли кто рискнет, а верить сразу в удачу трудно. Океан — не привычные нам Черное море и Балтика, опыта же создания яхт подобного типа у нас, увы, не было. Правда, отношение советской стороны к факту участия в гонке года весьма серьезное. Разработка проекта была поручена группе квалифицированных конструкторов при Ленинградском кораблестроительном институте, чьи яхты уже заявили о себе в различных отечественных и международных соревнованиях. Последние годы в ЛКИ велись интересные научно-исследовательские изыскания в области улучшения гидродинамики корпусов и аэродинамики парусов, результаты которых использованы в проекте «Золотого руна».
Да и Потийский СРСЗ имени Орджоникидзе, где началась постройка яхты, выбран в качестве производственной базы не случайно. Изготовитель быстроходных пассажирских «Комет» и «Колхид» иа подводных крыльях имеет хороших специалистов по созданию судов из легких алюминиевых сплавов, располагает современной технологией. На заводе совместно с Институтом сварки АН УССР им. Е. О. Патона осваивается специальное оборудование, которое позволит сваривать без деформации очень тонкие листы, что сделает яхту более легкой, но не менее прочной. Кстати, в ее строительстве принимает участие весь экипаж.
До спуска иа воду было еще далеко, а группа подготовки к гонкам уже как бы вела Золотое руно» океанскими трассами. Для выбора правильного маршрута пришлось изучать погодные условия за 10 лет (что, кстати, делают и зарубежные экипажи) и, используя реальные ежедневные метеоданные, моделировать гонку на ЭВМ. Тщательный компьютерный анализ метеоусловий и результатов предыдущих гонок привел также к выводу о предпочтительности сверхлегкой яхты, способной двигаться в пре обладающих на трассе условиях в режиме серфинга полными курсами. Таким образом, была выбрана концепция «экстремального» проекта яхты, которая обладала бы очень высокой абсолютной скоростью и имела отличные обмерные характеристики.
«Золотое руно» видится создателям современной яхтой макси-класса и классическим представителем яхт сверхлегкого типа. Ее максимальная длина — 25 м, длина по ватерлинии — 23 м. Фальшкиль будет самым легким среди подобных яхт, а вес «Золотого руна» составит всего 16 т. Оно, по словам Л. Шелтон, едва «втискивается» в максимальный гоночный балл IOR — 70,05.
Когда готовилась эта корреспонденция, перед представителями синдиката вставала одна проблема за другой. Можно ли обеспечить команду на время гонки таким же питанием, какое берут с собой космонавты? А что если на основе их костюмов разработать легкую и теплую одежду для яхтсменов? Как бы в целях пропаганды парусного спорта организовать с гонок телепередачи? Волновала и масса других вопросов: организационных, снабженческих, технических, технологических... Многие из них будут, очевидно, уже решены, когда выйдет в свет данный номер «КиЯ». И нам сейчас не остается пока ничего другого, кроме как обещать своим читателям публикацию обстоятельного рассказа о «штурме» «Золотым руном» гонки-кругосветки.
Она стартует 2 сентября 1989 г. в проливе Те-Солент. На этот раз планируется существенно изменить условия ее проведения и маршрут. Протяженность гонки увеличена почти до 33 тыс. миль. Промежуточные старты и финиши состоятся в портах Африки, Уругвая, Австралии, Новой Зеландии и США. За девять месяцев до старта «Whitbread Round the World Race» заявки на участие прислали 39 экипажей из разных стран мира.
Будем ждать и надеяться. Нелегко давалось золотое руно древним аргонавтам, но они же добыли его!