Сегодня все чаще и чаще появляются в различных частях земного шара яхты под советским флагом. Спортивную общественность радуют успешные выступления балтийских яхтсменов за пределами наших границ, участие дальневосточных парусников в уже традиционных встречах с японскими спортсменами, черноморских яхтсменов — в гонках в Болгарии на Кубки Ушакова и Димитрова. Достаточно сказать, что в 1988 году в борьбе за Кубок Димитрова из 90 участвующих экипажей две трети оказались нашими. Болгарские коллеги даже шутили, что в их стране прошла всесоюзная регата «Кубок Черного моря». (Для такого высказывания были основания, ибо на эти престижные прежде гонки в последний раз пришло всего 26 яхт.)
1988 год стал и своего рода «годом прорыва» в Средиземное море. В июле 10 советских яхт приняли эстафету у легендарного «Икара», успешно завершившего первое для советских яхтсменов кругосветное плавание. Встретив и разойдясь с этой яхтой в Босфоре, они направились в Грецию для участия в гонках на Кубок Эгейского моря, проводимый средиземноморским Эллинским яхт-клубом г. Пирея. Попутно с этим яхты из Киева «Полонез» и «Энастрос» зашли с визитом дружбы в югославский город Сплит. Побывал в Средиземном море и экипаж одесского К-25 «Маэстро», принявший участие в августовской Салоникской регате.
Вот что рассказал об Эгейской регате директор яхт-клуба Одесского высшего мореходного училища, мастер спорта Владимир Викторович Овчаренко:
— В соревнованиях приняли участие 5 яхт из Одессы, 4 — из Николаева, одна — из Херсона; это были «ЛЭС-31», «ЛЭС-35», четвертьтонник таллинской постройки «Азов» (о модернизации которого сообщалось в одном из номеров «КиЯ»), «Конрад-45», «Картер-30», три «Тауруса» и два «Цетуса». Кроме советских и греческих яхтсменов на старт вышли австрийцы, итальянцы и швейцарцы.
Все яхты были разбиты на две группы: гоночные и крейсерско-гоночные. В гоночную вошли «ЛЭС-31» и «ЛЭС-35». В каждой группе были сформированы по 3 подгруппы: однотон-ники, менее однотонников, менее полутонников.
Гонщикам предстояли четыре этапа: Пирей — о. Парос (90 миль), о. Парос — о. Самос (97 миль), о. Самос — о. Псара (100 миль), о. Псара — Пирей (107 миль). Сразу следует отметить, что участвовавшие в соревнованиях зарубежные яхты разительно отличались от наших снабжением, навигационным обеспечением, качеством майларовых и кевларовых парусов, которые мы увидели, по существу, впервые. Все это, естественно, не могло не сказаться на результатах гонок. И все же советские яхтсмены продемонстрировали отличные бойцовские качества и на некоторых этапах даже лидировали. При слабых и средних ветрах активно конкурировали с лидерами гонок наши «Цетусы», но при очень сильных ветрах скромная материальная часть не позволила им показать хорошие результаты. А вот «Азов», напротив, именно в этих условиях отлично проявил себя и занял по исправленному времени первое место в общем зачете на одном из этапов, что явилось сенсацией для участников и корреспондентов и доказательством того, что отличная спортивная подготовка тоже многое значит. Другой сенсацией явилось успешное выступление яхты «Гриф» — неоднократного победителя «Кубка Черного моря», занявшей второе место в своей подгруппе (первая гонка — 3 место, вторая — 1, третья — 5, четвертая — 1). Отрыв от нее лидера составил всего 18 очков.
Соревнования, в отличие от проводящихся у нас, проходили на очень высоком организационном уровне. Обеспечивался четкий контроль стартовой ситуации, завидная работа судов обеспечения. Наличие радиостанций на всех судейских катерах и на яхтах позволяло за 15 минут до старта получить прогноз погоды, различную предстартовую информацию, узнать и об отзыве в случае фальстарта. Радиообмен позволял прояснять спорные ситуации. Секретариат оперативно готовил протоколы соревнований. Всем экипажам перед каждой гонкой выдавалась карта района плавания с указанием маршрута и вся гоночная информация, что существенно облегчало работу штурманов. Правда, для организации такого обслуживания с каждой яхты взимался солидный стартовый взнос, оказавшийся далеко не всем по карману.
Участие в Эгейской регате и десятидневный переход через Черное, Мраморное и Эгейское моря явились для наших яхтсменов отличной школой мореплавания. Появление столь внушительного флота советских яхт стало настоящей сенсацией, что отмечалось в греческой прессе.
А один из яхтсменов США в беседе с нашими ребятами заявил: «Фантастика! Я начинаю верить в вашу перестройку».