Такая огромная популярность этих гонок объясняется тем, что они являются проявлением старинного соперничества великих спортивно-парусных держав. Создание и подготовка специальных яхт-претендентов на многие месяцы и годы поглощают усилия лучших конструкторов и ученых, рабочих-судо-строителей и гонщиков стран-участниц. Искуснейшие мастера из самых высококачественных материалов создают подлинные шедевры спортивного судостроения, во многом способствуя общему его подъему. Экипажи яхт составляются, как правило, из сильнейших рулевых страны, выступающих в различных национальных и международных классах.
Дальнейшему повышению спортивного интереса этих поистине международных соревнований способствует и принятое недавно изменение в правилах, согласно которому яхта, претендующая на Кубок, как и все ее вооружение и палубное оборудование, должна быть изготовлена в той стране, за которую она выступает. Эта поправка была вызвана сравнительно удачным выступлением австралийской яхты «Гретель» в матче 1962 г. Дело в том, что эта яхта имела палубное оборудование американского производства, причем качество его было даже лучше, чем на американской защитнице Кубка — яхте «Везерли». Благодаря этому экипаж «Гретель» быстрее управлялся со стакселем при поворотах. Если учесть еще, что прототипом «Гретель» послужила одна из американских яхт, то станет понятной тревога хозяев Кубка, опасавшихся повторения в 12-метровом классе ситуации, сложившейся в «Звездном» классе на XVII Олимпиаде, когда все три первых места были выиграны на судах американской постройки, а сам представитель США вынужден был довольствоваться бронзовой медалью...
Были приняты и другие изменения Правил. Отныне гонки будут проводиться на круговой олимпийской дистанции протяженностью 24,3 мили (треугольник — петля — лавировка; диаметр круга 4,5 мили) со стартом у подветренного знака и финишем у наветренного. Раньше в качестве дистанций чередовались петля протяженностью 6 миль и треугольник протяженностью 9 миль, проходимые один раз. Лимит времени для новой дистанции установлен 6 часов (вместо 5 час. 30 мин. для треугольника и 6 час. для петли на старой). Серьезное отступление от действующих Правил Парусных Соревнований IYRU состоит в том, что яхта, имеющая право дороги, не обязана избегать столкновения. Остальные изменения Правил касаются состава навигационного оборудования, которым разрешается пользоваться во время гонки.
В статье «Парусные гонки на «Кубок «Америки», были освещены история Кубка и правила постройки и обмера яхт 12-метрового класса. Здесь мы попытаемся осветить, основные тенденции развития современных 12-метровиков.
Главные размерения корпуса зтих яхт, а также формы их обводов можно считать установившимися (см. таблицу). Какие-либо значительные отклонения от размеров, указанных в этой таблице, уже не приводят к улучшению ходовых качеств яхты, а изменения формы корпуса обычно невелики и находятся в прямой связи с эволюцией Правил соревнований. Так, введение круговой дистанции потребовало улучшения маневренности яхт; в связи с этим яхты постройки 1964 г. имеют вырезанные дейдвуды и рули необычной формы с центром площади, сильно смещенным вниз. Очевидно, здесь, как в свое время на яхтах 5,5-метрового класса, со временем будет найдено оптимальное удлинение подводной части как крыла, обеспечивающее необходимое для гонок на круговой дистанции соотношение поворотливости и устойчивости на курсе. Некоторые конструкторы считают, однако, более рациональной установку дополнительного руля под кормовым свесом.
Именно потому, что форма и размерения корпусов уже почти не изменяются, основные усилия ученых и инженеров направлены на совершенствование вооружения яхт. В этой области происходят прямо-таки радикальные изменения. Речь идет о применении для изготовления парусов и рангоута новых материалов, улучшении формы парусов и расширении возможностей изменения их размеров и формы на ходу, т. е. о всемерном увеличении тяги, развиваемой парусами. Успехи, достигнутые в этом направлении, имеют своим результатом постепенное сокращение площади парусности лучших яхт и соответствующее увеличение их длины.
Представляется очевидным, что в совершенствовании 12-метровиков вообще, и в частности их вооружения, впереди идут американцы. На американской яхте «Констеллэйшн» впервые в этом классе применена мягкая мачта с минимумом стоячего такелажа. Верхняя, наиболее гибкая часть мачты выполнена из титана; середина и нижняя часть — из дуралюмина. Яхта «Америкэн Игл» имеет мачту с топом, слегка отогнутым назад. Вообще, прогресс 12-мет-ровиков характерен тем, что на этих яхтах вводятся многие усовершенствования, уже получившие распространение на яхтах более мелких (т. е. дешевых) классов. При этом, естественно, возрастает «спортивность» яхт.
Характерная особенность развития вооружения яхт — увеличение переднего парусного треугольника. В обмерную площадь засчитывается только 85% площади переднего треугольника, поэтому конструктор, переместивший некоторую площадь с грота на стаксель, может добавить к ней лишние 15%, не считая возможности соответственно увеличить необмеряемую площадь участка стакселя, заходящую за мачту. К тому же, может быть увеличен и спинакер, поскольку его размеры зависят от размеров переднего треугольника. На этом пути, однако, встречаются немалые трудности. Во-первых, современные 12-метровики имеют слишком узкие корпуса, чтобы обеспечить нормальную работу стакселя: угол между ДП яхты и выбранным втугую стаксель-шкотом составляет всего около 7,5°. Дальнейшее увеличение площади треугольника может повести к увеличению ширины яхты со всеми вытекающими отсюда последствиями — увеличением площади смоченной поверхности, снижением остойчивости (из-за увеличения веса) и ухудшением ходовых качеств. Во-вторых, увеличение площади, а следовательно, и мощности стакселя приводит к необходимости повышения его прочности. В-третьих, с большими стакселями становится все труднее управляться, что особенно важно в гонках на круговой дистанции. Тем не менее, треугольник растет: новые яхты имеют его основание 7,15 м, тогда как яхты, гонявшиеся в 1958 г., имели в основании треугольника 6,7 и 6,85 м. Для обеспечения необходимого выноса шкотового угла стакселя на новых яхтах делают развал бортов.
Уменьшение площади грота является вполне оправданным, так как хотя грот и называется «главным парусом», фактически он не является главным ни на лавировке, где первенство принадлежит стакселю, ни на полных курсах, где «везут» спинакеры. Сокращение площади грота происходит за счет укорочения его нижней шкаторины. Сопутствующее этому увеличение натяжения задней шкаторины дает возможность частично компенсировать уменьшение фактической площади грота увеличением «серпа».
Современный 12-метровик представляет собой яхту, в которой очень удачно сочетаются скорость и чисто спортивные качества с качествами крейсерских судов. Управление такой яхтой во время гонки требует как отличного владения судном, так и хорошего понимания ветровой обстановки и даже умения предвидеть ее изменения во времени и пространстве на акватории гонки. Как мы уже отмечали, для совершенствования 12-метровых яхт тщательно отбирают все лучшее, что создается в процессе развития как гоночных, так и крейсерских классов яхт; в свою очередь, имеет большое значение и обратный процесс применения в этих классах (в том числе и в олимпийских) многих нововведений, опробованных на 12-метровиках.
Поражение английской яхты «Септе» в поединке с американской «Колам-биа» в 1958 г. дало новый толчок попыткам англичан отвоевать «Кубок «Америки». Было решено построить несколько новых 12-метровиков для очередной кубковой кампании. Однако, хотя предполагалось, что к 1964 г. Англия будет иметь уже 4—5 новых яхт, на самом деле в 1963 г. в строю была лишь одна из них — «Соверен». Многих удивило решение Энтони Бойдена заказать ее проект конструктору «Септе» Дэвиду Бойду. Основными причинами того, что новый проект был все-таки заказан автору неудачливого претендента прошлых гонок, были, во-первых, то, что он в 1962 г. был единственным из английских конструкторов, имевшим в портфеле почти готовый проект, во-вторых — его опыт в проектировании 12-метровиков, и в-третьих,— связи с одним из американских опытовых бассейнов, позволившие в короткий срок отработать на моделях теоретический чертеж новой яхты.
Итак, в 1963 г. Англии грозила опасность опять остаться с одной яхтой, что было совсем некстати, ибо англичане уже убедились в необходимости иметь хотя бы две яхты для отбора и тренировочных гонок. Спасение пришло с совершенно неожиданной стороны. Богатые австралийские скотоводы братья Ливингстон выступили с предложением финансировать постройку корпуса 12-метровика с тем, чтобы кто-нибудь другой взял на себя расходы по вооружению и проведению кубковой кампании этой новой яхты. Кстати, Фрэнк и Джон Ливингстоны сами являются известными яхтсменами. На своих крейсерских яхтах, неизменно носивших название «Каррева» (австралийская быстроходная рыба), они участвовали во многих океанских гонках и крейсерских плаваниях. Прославились они, в частности, тем, что однажды им «посчастливилось» пройти 5000 миль по Тихому океану. . . одним галсом. Их предложение было принято англичанином Оуэном Эйшером. За проектом новой яхты пришлось обратиться к тому же Бойду, поскольку времени было мало.
Новая «Каррева V» была заказана той же фирме Робертсона в Шотландии, которая строила и «Соверен». Хотя корпуса обеих яхт оказались совершенно одинаковыми, в общем расположении и вооружении «Карревы» было много нового. В частности, особое внимание было обращено на то, чтобы вес экипажа (около 1 т) располагался возможно ниже; для этого пришлось сделать дополнительные кокпиты. По сравнению с «Совереном» была несколько изменена форма фальшкиля. Форштевень, степс мачты и места крепления бакштагов были усилены сталью.
В США к началу навигации 1964 г. также были построены две новые яхты — «Америкэн Игл» и «Констеллэйшн», но кроме них честь защиты Кубка оспаривали еще три яхты более ранней постройки — «Коламбиа», «Нефертити» и «Эстернер». Примечательно, что только две яхты из этой пятерки — детища одного конструктора, и только две из них строились на одной и той же верфи. Авторы проектов новых яхт — Олин Стефенс и Билл Людерс (первый из них был автором «Коламбиа», а второй — «Везерли»).
Все летнее время до встречи с англичанами ушло на настройку яхт и отборочные соревнования, в которых яхты гонялись попарно. В финал вышли обе новые яхты — «Игл» и «Констеллэйшн». Первые финальные гонки выиграл «Игл», но в конце концов на «Констеллэйшн» усилили экипаж и он победил.
Английские яхты проводили отборочные гонки в США, на месте будущей кубковой встречи. Хотя в Англии «Каррева» показывала несколько более высокие результаты, в Ньюпорте победил «Соверен» (может быть потому, что он был доставлен в США раньше соперника и имел возможность лучше настроиться).
Итак, на старт очередного соревнования 1964 г. на «Кубок «Америки» вышли английская яхта «Соверен» и американская «Констеллэйшн».
Вот как описывает их поединок видный английский гонщик и конструктор крейсерско-гоночных яхт Джон Иллингуорт.
I гонка
Множество судов со зрителями спешило из Ньюпорта к старту, находящемуся в 20 милях. Здесь были все, за исключением тех, кто задержался, чтобы эскортировать «Констеллэйшн» и «Соверен». Обе яхты вышли к месту сражения на буксире. «Соверен» сопровождала более многочисленная эскадра — живое свидетельство гостеприимства, оказываемого английским яхтам с момента их прибытия в июле.
Днем раньше над Ньюпортом прошла тыльная часть урагана «Дора», оставившая длинную зыбь, на которую наложилось волнение, вызванное 12-узловым западным ветром. Солнце сияло на безоблачном небе, и все благоприятствовало гонке. Дистанцию патрулировали 20 судов Береговой Охраны и полдюжины фрегатов. В небе висели вертолеты, помогавшие «пасти» флот судов со зрителями, включавший все, начиная от лодок с подвесными моторами и кончая большими речными пароходами, палубы которых были заполнены болельщиками. Буквально Сотни судов расталкивали друг друга, протискиваясь вперед, чтобы лучше видеть происходящее...
Старт был отложен на 25 минут в ожидании установления ветра; наконец, подул 12-узловый зюйд-ост. Обе яхты стартовали вовремя. «Соверен» ушел чуть впереди, но американская яхта была снаветра; обе шли правым галсом около трех минут. «Соверен» первым сменил галс; «Констеллэйшн» немедленно сделал то же и оказался впереди и чуть под ветром. Разрыв составлял около пяти корпусов. Вряд ли этот маневр британской яхты можно назвать удачным.
«Констеллэйшн» шел явно лучше, да и его паруса выглядели привлекательнее. Грот «Соверена» портил поток от перебранного стакселя. Через четыре минуты «Соверен» снова сделал поворот, после чего «Констеллэйшн» немедленно «накрыл» его.
После двух более коротких галсов яхты легли на длинный правый галс. «Констеллэйшн» уже ушел на 10 корпусов вперед. К концу этого галса ветер заметно усилился, и на верхней марке «Констеллэйшн» вел с отрывом в 1 мин. 49 сек. Сразу после огибания поворотного знака взлетели спинакеры, причем «Соверен» поставил свой чуть быстрее. Он нес спинакер-гик немного выше, чем американская яхта; его красный спинакер был очень эффектен! «Констеллэйшн» нес спинакер с голубым верхом, взятый с «Игла». Через некоторое время обе яхты поставили под спинакерами еще и стакселя. В такой ветер, когда предельные скорости яхт еще не были достигнуты и яхты кренились мало под высоко поставленными спинакерами (нижняя шкаторина спинакера «Соверена» была на 25 футов выше палубы, а курс был достаточно полным), эти паруса были очень полезны. С 15-узловым ветром яхты летели до следующего знака, где вновь поставили генуэзские стакселя. «Соверен» потерял на этом фордевинде несколько секунд, но наверстал их на следующем галсе. Далее «Констеллэйшн» все увеличивал отрыв, который к финишу достиг 5 мин. 34 сек.
II гонка
Вторая гонка была назначена на среду 16 сентября. В момент старта ветер был слабоват — всего около 5 узлов. Старт выиграл «Соверен», так как «Констеллэйшн» попал в штилевую полосу перед самым выстрелом. Пока яхты удалялись от старта, все ослабевавший ветер сильно зашел, так что бейдевинд превратился в бакштаг. Поскольку ветер не усилился и яхты могли не уложиться в 6-часовой лимит, судейская коллегия подняла сигнал отмены гонки. Для британской яхты, находившейся впереди, это было разочарованием, но, очевидно, решение было правильным.
Утром в четверг пасмурное небо и свинцовый цвет моря предвещали ветер. Когда яхты поставили свои гроты и начали кружить по волнам — дул 20-узловый южный ветер. Волнение было даже несколько сильнее, чем обычно при таком ветре. Судейская коллегия поставила первый знак на курсе 198°, чуть западнее чистого зюйда, точно на ветру.
Стартовали яхты не блестяще, обе правым галсом. «Констеллэйшн» предпочел подветренный конец линии, которую пересек через 23 сек. после выстрела. «Соверен», в полдюжине корпусов снаветра, развернул свой стаксель в последнюю минуту и пересек стартовую линию через 15 сек. после выстрела.
На таком волнении «Соверен» шел круче, но медленнее, так что «Констеллэйшн» не старался сразу «прикрыть» его, хотя было сделано несколько поворотов. Разрыв между яхтами постепенно увеличивался, пока не достиг 3 мин. 43 сек. на верхней марке. «Констеллэйшн» поставил спинакер «Игла», и вслед за ним «Соверен» за 13 сек. поднял своего голубого «змея», который стоял очень хорошо и высоко. Мне казалось, что он более эффективен, чем спинакер американской яхты, и хронометраж подтвердил это. Обе яхты поставили стакселя под спинакерами, но у второго знака «Констеллэйшн» убрал стаксель, тогда как «Соверен» нес его и после поворота на левый галс. На втором бакштаге «Констеллэйшн» заменил спинакер на голубой и обогнул нижнюю марку с отрывом в 3 мин. 22 сек, (таким образом «Соверен» на бакштегах сократил разрыв на 21 сек.).
В это время из-за облаков показалось солнце; ветер к началу второй лавировки стал заметно слабее. «Констеллэйшн» продолжал уходить, делая длинные галсы далеко на ветре у «Соверена». Несмотря на то, что последний галс перед поворотом на марку был излишне затянут, «Констеллэйшн» оказался у нее на 6 мин. 21 сек. раньше, набрав на лавировке еще 3 минуты отрыва.
После огибания он поставил голубой спинакер с правого борта, но вскоре перенес его на левый. «Соверен» вновь поставил свой красный спинакер, и тоже справа, но на фордевинде он работал не так хорошо. Вскоре «Соверен» тоже сделал поворот фордевинд.
Позднее Петер Скотт (командир английской яхты) сказал мне, что постановка красного спинакера была ошибкой: для ослабевшего ветра этот парус был слишком тяжел. Однако на фордевинде левого галса он наполнился неплохо. Фордевинд продолжался около 50 мин. «Соверен» делал повороты через каждые 10 мин.; поворот фордевинд обе яхты выполняли превосходно. За исключением первого поворота фордевинд, экипаж «Соверена» работал отлично, так что спинакер ни разу не погас, но мне казалось, что «Соверен» переиграл, галсируя на фордевинде, к чему он был вынужден слишком тяжелым спинакером. Позднее Петер Скотт подтвердил это мое впечатление.
«Констеллэйшн» лидировал на нижней марке с разрывом в 12 мин. 28 сек. «Соверен» потерял на этом фордевинде 6 мин.— неожиданно много, даже если учесть, что он, как более тяжелая яхта, был менее приспособлен к слабому ветру, а также неудачный выбор спинакера. Возможно, «Соверен» попал в некоторые особенно штилевые места, одно из них, в частности, было заметно сразу после того, как «Соверен» обогнул нижнюю марку.
На третьей лавировке ветер изменился так, что почти вся она проходилась правым галсом, и постепенно ослабел до 7 узлов. «Констеллэйшн» медленно удалялся от британской яхты и закончил лавировку парой коротких галсов с отрывом в 20 мин. 24 сек. Только однажды во всех 19 встречах на «Кубок «Америки» — в 1886 г.— отрыв был больше.
Петеру Скотту казалось, что «Соверен» шел на волнении очень тяжело, однако мне, наблюдавшему гонку в бинокль, было видно, что обе яхты «страдали» от волнения примерно одинаково. По собственному опыту могу сказать, что когда проигрываешь гонку, кажется, что море обращается с твоим судном хуже, чем с соперником. Боб Бавьер и Эрик Риддер (рулевые американской яхты) говорили мне, что иногда «Констеллэйшн» при поворотах менял курс всего на 70°, но что его обычная сумма — 78° или даже несколько больше. Петер Скотт оценивал изменение курса своей яхты при поворотах на волнении в 7В—80°, т. е. она шла доста-1 точно круто, хотя и медленнее американской.
III гонка
В пятницу 18 сентября море было почти таким же, как и в начале второй гонки. Дул 21-узловый ост. Снова «Соверен» взял хороший старт, выйдя на ветер, и шел на три корпуса впереди, когда обе яхты левым галсом пересекали стартовую линию. На «Констеллэйшн» взяли полнее и быстро прорвались сподветра; через пять минут после старта он имел чистый ветер и, идя круче, выбрался вперед. Ветер сразу же зашел влево, поэтому обе яхты оставались на левом галсе в течение 25 мин. Этот заход был выгоден «Соверену» как наветренной яхте.
Несколькими короткими галсами яхты достигли верхней марки, Здесь дальнейший заход ветра настиг «Соверен» в тот момент, когда он поворачивал на последний галс к бую; это, возможно, стоило ему около минуты. Как бы то ни было, «Констеллэйшн» на верхней марке лидировал с отрывом в 4 мин. 7 сек.
Во второй раз яхты прошли верхнюю марку с разрывом в 5 мин. 32 сек. Те же спинакеры были поставлены справа. У «Соверена» не все прошло гладко: спинакер подняли быстро, но он наполнился раньше, чем был поднят до конца (стаксель, конечно, был убран); к счастью, фал удалось постепенно добрать лебедкой. Яхты шли прямо на нижнюю марку. «Констеллэйшн», имея в запасе хороший отрыв, спокойно убрал спинакер заранее, а «Соверен» нес его до того момента, когда до марки оставалось 50 сек., но убрал его быстро и заранее сделал поворот фордевинд, чтобы легче было работать со стакселем при огибании. Он отставал на 5 мин. 49 сек., потеряв 17 сек. на этом курсе.
Последнюю лавировку также шли преимущественно левым галсом. Ветер стал еще менее устойчивым, и при его ослаблениях «Соверен» шел круче, чем надо. Несмотря на это, он потерял только ¾ минуты и на финише при 15-узловом ветре был позади всего на 6 мин. 39 сек. На руле американской яхты стоял Эрик Риддер.
Несмотря на то, что «Соверен» был снова побит, он провел эту гонку лучше, чем вторую. Именно в третьей гонке волнение в момент старта было особенно неприятным, каким оно обычно бывает около Ньюпорта при восточном ветре. Но в этот раз ветер лучше «сохранился», и условия слабеющего ветра и остаточного волнения, частично ответственные за поражение во второй гонке, не повторились. «Соверен» шел под другим гротом, и стаксель стоял иначе — блок его шкота находился дальше в корму.
IV гонка
В понедельник 21 сентября ярко светило солнце. Старт был дан в 12.10 при 17-узловом норд-осте. «Соверен» прекратил маневрирование и направился к линии слишком рано. Ему пришлось увалиться, чтобы протянуть время, но привелся он опять-таки слишком рано и коснулся линии на 3 сек. раньше выстрела. Сигнала отзыва на «Соверене» не видели и не слышали, но «Констеллэйшн» сделал спортивный жест, передав ему эту «новость». Петер Скотт быстро сделал поворот фордевинд и снова стартовал левым галсом с опозданием всего в 57 сек.
Так невесело для английских зрителей началась эта гонка, и «Соверен» ничем больше не порадовал в последний день своего выступления в Ньюпорте. На лавировке «Соверен» приложил много усилий, чтобы вырваться вперед, но «Констеллэйшн» легко удерживал его. Было сделано 10 поворотов, причем английский экипаж справлялся со шкотами ничуть не хуже американского (как, кстати, и во всех предыдущих гонках), но американская яхта шла, как всегда, настолько впереди, что могла не заботиться о том, чтобы близко прикрывать английскую.
«Соверен», который шел на волне несколько хуже, вероятно, еще больше потерял при частых поворотах, но разрыв и без того был достаточно велик. Волнение было менее крутым, чем в предыдущих гонках, и многие надеялись, что «Соверен» покажет себя с лучшей стороны, но «Констеллэйшн» продолжал увеличивать разрыв, который на верхней марке достиг 4 мин. 47 сек. (из этого времени минимум ¾ минуты было потеряно при фальстарте). Увалившись на бакштаг, «Констеллэйшн» за 25 сек, поставил спинакер «Игла» и под ним — специальный стаксель. Его спинакер стоял выше и работал эффективнее, чем в предыдущих гонках. «Соверен» поставил свой голубой спинакер за 17 сек. Генуэзский стаксель при уборке зажало на штаге, но его быстро расчистили. Английский спинакер, который вначале показал себя столь хорошо, теперь выглядел плохо. Более высокая и пологая волна мешала сохранять его наполненным. Через 10 мин. этот спинакер заменили другим (который еще ни разу не ставился на этих гонках) — с красными и белыми вертикальными полотнищами,— но и он оказался не лучше.
Американский спинакер работал устойчивее, благодаря чему к средней марке разрыв увеличился на полминуты. Вскоре «Соверен» снова поставил старый красный спинакер, а несколькими минутами позже «Констеллэйшн» убрал свой, так как ветер зашел. На этом втором бакилаге «Соверен» потерял еще минуту и у нижней марки отставал уже на 6 мин. 23 сек.
К началу второй лавировки ветер вернулся к прежнему направлению, и лавировка получилась хорошей. «Соверен» на этой 4,5-мильной лавировке потерял еще не менее 7 мин. «Констеллэйшн» прошел ее за 54 мин. На верхней марке обе яхты сделали поворот фордевинд на левый галс, и «Констеллэйшн» поставил свой легкий голубой спинакер. Огибая на 13 мин. 26 сек. позже, «Соверен» снова поставил полосатый красно-белый парус, причем на этот раз, несмотря на волнение, он работал лучше. Нижняя марка была точно под ветром, и на этом последнем фордевинде «Соверен» отыграл целую минуту. Последняя лавировка была отменной; обе яхты сильно кренились, «Констеллэйшн» — несколько больше, чем «Соверен». Обе они делали длинные галсы, и «Соверен» шел на этой лавировке лучше, чем на предыдущей, но все же проиграл еще 3 мин. и финишировал на 15 мин. 40 сек. позже, чем «Констеллэйшн».
Столь тяжелое поражение британской яхты было обусловлено выдающимися лавировочными качествами «Констеллэйшн» на волнении; американцы считают «Констеллэйшн» значительно лучшим лавировщиком, чем «Коламбиа», которая выиграла у «Септе» в 195В г. с несколько меньшим преимуществом. Лично я не берусь судить об этом; трудность заключается в оценке качеств «Коламбии» в настроенном состоянии и при опытном руководстве. Интересно отметить, что в гонке, которая была дана для 12-мет-ровиков, не гоняющихся на Кубок, «Коламбиа» очень легко опередила «Игла», которым управлял его «боевой» экипаж.
Если говорить об обводах корпуса, уместно вспомнить, что английские 12-метровики обычно гоняются в таких местах, где волнение носит иной характер, чем в Ньюпорте. Даже большая часть специальной практики, проводившейся у Веймута и о-ва Уайт, где попытались «воспроизвести» условия предстоящих гонок, прошла без достаточного волнения. К тому же, финал отбора английских претендентов проводился при гораздо более слабом ветре, чем сами гонки на Кубок. Кстати, Олин Стефенс приписывает свою способность проектировать яхты, хорошо ходящие на волнении, опыту в проектировании океанских гоночных яхт.
Что касается парусов, не подлежит сомнению, что спинакеры «Соверена», спроектированные и пошитые Брюсом Бэнксом, были очень хорошими. Они были ничем не хуже американских, а в общем, по-моему, даже лучше. Большая часть лавировочных парусов американской яхты была изготовлена Тэдом Худом. Эрик Риддер сказал мне, что он использовал немного парусов, но изучал и переделывал их до тех пор, пока они не становились исключительно эффективными. Английские паруса не были столь же эффективными на гонках и, отдавая должное огромному труду Бэнкса, можно только сожалеть, что Рэтси не имел реальной возможности помочь нашей яхте. Что касается рангоута, я думаю, что мы могли бы сделать мачту получше, чем та, с которой гонялся «Соверен»; хотя и она стояла достаточно хорошо. Английские лебедки были так же хороши, как и американские.
Касаясь вопроса об экипаже, следует отметить, что парни «Соверена» были превосходны. Однако иногда чувствовалось, что необходимо усилить ту часть экипажа, которая ведает управлением парусами; минимум два старших члена экипажа должны специализироваться на этом и на настройке вооружения. Тони Бойден обеспечил всех членов экипажа прекрасными отдельными квартирами, где жены и друзья, не покладая рук, трудились, ухаживая за ними. Петер Скотт убедительно выиграл отборочные гонки у «Карревы V» и по праву возглавил английскую яхту. Обычно он был хозяином положения на старте, но условия гонок в Ньюпорте оказались крайне жесткими, а управление 12-метровиком на лавировке при изменяющихся условиях требует специальной техники, которой можно научиться в английских водах только участвуя в океанских гонках. Я считаю, что выбор Петера Скотта в качестве рулевого был правильным, хотя чувствовалось, что условия в Ньюпорте были иногда трудны для него. Мне кажется, для таких гонок надо иметь еще одного рулевого на смену».
Далее Джон Иллингуорт предлагает план реванша в 1970 г. Он считает необходимым заставить сейчас работать над этой проблемой не менее шести ведущих английских конструкторов и возродить в Англии 12-метровики как гоночный класс со всеми его традициями, указывая, что сейчас они живут только гонками на «Кубок «Америки» и вся их деятельность представляет собой лишь подготовку к кубковым матчам.
На пресс-конференции по окончании матча было объявлено, что Нью-Йоркский яхт-клуб уже получил австралийский вызов на следующий матч 1966 г. Ко времени этой встречи австралийцы собираются построить две новые яхты. В этом случае Австралия будет иметь 4—5 яхт 12-метрового класса, из которых три могут быть выбраны в качестве претендента. Этого вполне достаточно для проведения полноценной кубковой кампании.