Проблема снижения шума в районе водно-моторных соревнований остается далеко не решенной, хотя применение глушителей и считается строго обязательным. Грохот и гул мощных двигателей и особенно гоночных подвесных моторов совершенно недопустим в курортных районах, где обычно расположены роскошные виллы и фешенебельные отели, а южный берег штата Флорида (США), куда ежемесячно съезжаются до миллиона туристов, как раз и является таким местом, где шумы прямо «противопоказаны». Конечно, шум шуму рознь. Мягкий «рокот» потребительских подвесных моторов «Эвинруд», «Меркури», «Крайслер» и некоторых других моторов (даже сравнительно большой мощности) лишь не намного сильнее шума двигателя современного автомобиля и мешает мало, но совершенно иное положение создается во время гонок, когда большое количество мощных скоростных судов всех «мастей и размеров» сосредотачивается в одном месте, и двигатели их работают одновременно (кстати, обычно чем меньше судно, тем больше от него шума и грохота!).
С другой стороны, гонки с острой спортивной борьбой за первенство, изобилующей самыми неожиданными ситуациями с обязательным элементом риска, которым участники состязаний часто пренебрегают в погоне за громадными денежными призами, привлекают огромное количество любителей острых ощущений, не говоря уже о сонме «профессионалов»-болельщиков. Водно-моторные соревнования на воде наряду с показательными выступлениями фигуристов-воднолыжников, прибрежными прогулками на специально оборудованных яхтах, рыбной ловлей и т. д. как раз и служат одним из средств привлечения сотен тысяч туристов, приносящих сказочные доходы заправилам «курортной промышленности».
На берегу для «отдыхающих» устраиваются не только мирные прогулки и разные пикники, театральные и эстрадные представления, карнавалы и всякого рода «шоу», включая выступления дрессированных дельфинов, но и чисто спортивные зрелища: на прекрасно оборудованных стадионах проводятся регби, баскетбольные и прочие встречи, автомобильные и мотоциклетные гонки. На таких стадионах шум моторов никого не пугает: для болельщиков он является приятным аккомпанементом, они его просто «не слышат», захваченные азартным зрелищем, а отдыхающая за пределами стадионов публика шума действительно не слышит, так как эти стадионы обычно строят в стороне от мест отдыха, отделяют зелеными зонами и т. д. и т. п. Но вернемся к гонкам на воде. Как быть в этом случае? С одной стороны — приманка для многих тысяч и тысяч приезжих, с другой — помеха нормальному отдыху!
Выход был найден неожиданный: строить стадионы для водномоторных состязаний! И вот в Майами, на лазурном побережье, несколько в стороне от центра курорта, был построен (1962 г.) первый в мире искусственный водный стадион, специально рассчитанный на проведение соревнований. В его сооружении (оно кстати сказать, стоило два миллиона долларов) принимали участие многие фирмы, заинтересованные в широкой рекламе своей продукции. Крытая трибуна нового «Морского стадиона», построенная в ультрасовременном стиле, рассчитана на 6566 сидячих мест; кроме того, большое количество (более 25000) зрителей помещается вне крытой трибуны. Со стороны берега к стадиону примыкает площадка для стоянки 4200 машин. Закрытый со всех сторон (за исключением выхода в Бискейнскую бухту) водный бассейн имеет протяженность 1828 м при ширине 425 м и глубину, достаточную для гоночных судов всех классов. Удобные пирсы предусматривают одновременное размещение до 260 судов. «Морской стадион» имеет прекрасную защищенную от ветра трассу нормальной протяженности (12/з мили в соответствии с Правилами АПБА) с большим радиусом (свыше 110 м) поворота, что, в свою очередь, позволяет гонщикам идти все время почти «на полном дросселе».
Помимо замкнутой кольцевой трассы самого бассейна, для проведения марафонских гонок используется трасса протяженностью свыше 6 км, предусматривающая частичный выход в Бискейнскую бухту. Хорошо просматриваемая со всех мест зеркальная поверхность стадиона используется и воднолыжниками, устраивающими здесь свои красочные представления, и для специальных ночных праздников на воде с подсвечиванием цветными прожекторами и грандиозными фейерверками. Иногда стадион служит демонстрационной площадкой для показа той или иной продукции, связанной со спортом и туризмом на воде.
Создание искусственного водного бассейна, специально сконструированного и оборудованного для проведения соревнований, позволило решить одновременно несколько проблем, связанных с организацией больших гонок в «населенных» местах с неприспособленными и обычно судоходными акваториями, и нам не следует отказываться от использования, в какой-то мере, америанского опыта. Конечно, не обязательно для постоянной базы водно-моторников создавать дорогостоящие искусственные акватории — всегда можно найти и оборудовать имеющиеся свободные водоемы!
«Регата Оранжевого Кубка» — международные водно-моторные гонки, являющиеся частью «Фестиваля Оранжевого Кубка г. Майами»; они имеют давнюю историю и вначале проводились как чисто парусные соревнования, но за 17 лет существования претерпели немало изменений. Сейчас — это комплексные гонки большого масштаба, включающие соревнования за обладание «Международным Большим Призом» (International Grand Prix), «Губернаторским Кубком» (Governor's Cup) и т. п., гонки по замкнутой кольцевой трассе судов разных классов и, наконец, 9-часовой марафон для катеров как со стационарными двигателями (5 классов по объемам цилиндров), так и оснащенных подвесными моторами (4 класса). Эти гонки снимаются кинооператорами и передаются по телевидению.
Регата санкционируется АПБА и международным союзом по водномоторному спорту УИМ. В 1965 г. регата, собравшая 240 участников, проводилась на «Морском стадионе» в Майами и продолжалась три дня (с перерывом). В 8.00 утра 2 января в прекрасную солнечную погоду, при температуре 26° С (не забывайте, что Флорида — это субтропики!) в присутствии более 10 000 зрителей был дан старт (показанный на фото перед заголовком статьи) 9-часовому марафону. Старт приняли 93 судна, но из них закончили гонку успешно, т. е. не сошли с дистанции к финальному сигналу в 5 часов вечера, всего 30. Интересно отметить, что только 10 судов со стационарными двигателями выдержали это очень трудное испытание; остальные 20 судов были оснащены подвесными моторами, главным образом фирмы «Меркури».
Победителями стали 42-летний Лу Бруммет и его компаньон Батч Петерсон (22 лет) знаменитый рекордсмен-воднолыжник, показавший в прошлом году на лыжах феноменальную скорость 188 км/час! Победители марафона шли на корпусе Менделла длиной 5,5 м, оснащенном форсированным двигателем «Хольман-Форд» с объемом цилиндров 7 л. За 9 часов ими было пройдено по марафонской трассе 129 кругов (почти 870 км) со средней скоростью 96,6 км/час. Предыдущий рекорд, установленный Маком Вэлласом, равнялся 90,60 км/час. Кстати сказать, М. Вэллас, который был трижды победителем прошлых марафонов «Регаты Оранжевого Кубка», на этот раз вынужден был сойти с дистанции на 106-м круге из-за поломки лопасти винта, сделанного в Италии. Второй и третий призеры также шли на катерах со стационарными двигателями «Форд». Четвертым по счету (и первым среди судов с подвесными моторами) стал уже известный нам по предыдущим обзорам Одель Льюис, катамаран которого был оснащен двумя моторами «Меркури» по 100 л. с. Заправка производилась только один раз, примерно в середине марафона, поскольку три больших бака судна вмещали около 700 л горючего.
Много призов разыгрывалось на этой регате в 13 различных классах судов на несколько необычной дистанции 8⅓ мили (5 кругов по 1⅔ мили). В «тяжелом» классе судов (с объемом цилиндров до 7 л) общее первенство «Большой Приз Регаты» завоевал Билл Стеретт, показавший наивысшую скорость всего соревнования — 139,436 км/час. Он шел с двигателем «Крейслер» на катере «Мисс Крэзи Синг». «Губернаторский Кубок» достался гонщику Скитеру Джонсону, шедшему на глиссере «Ва-Ва-Ту» в классе 266 куб. дюймов (4358 см3).
2-е призовое место в классе скутеров «D-Сток» (до 700 см3) занял известный австрийский гонщик Дитер Шульце, специально приехавший из Европы и выступавший на своем знаменитом корпусе, оснащенном подвесным мотором «Кениг». На этой регате мировой рекорд для класса любительских судов с подвесным мотором на время 1 час и 2 часа установил главный фотограф «Майами-Метро-Ньюс-Бюро» Менюэль Коста, шедший на корпусе Свитцера (длиной 4,87 м со 100-сильным мотором «Меркури») под названием «Тайгер Тэйл», фотографию которого мы помещаем. Его средняя скорость была равна соответственно 69,49 и 71,20 км/час. Это большой успех для М. Коста, только два года занимающегося (попутно со своим основным фотоиздательским делом) гонками на воде. На другом фото запечатлены драматические моменты одной из следующих гонок, когда М. Коста на повороте был выброшен из корпуса (также на «Морском стадионе»), К счастью, все окончилось благополучно, хотя благодаря заклинившейся самосбрасывающей рукоятке его катер с чисто профессиональным фотоназванием «Дабль Экспожур» («Двойная Экспозиция») упорно продолжал идти без управления, пока не был «пойман» патрульной службой. Но гораздо более удивительный случай произошел недавно со старейшим гонщиком мира Ж. К. Смитом (его возраст 72 года!) во время одной из мемориальных гонок все на том же стадионе в Майами. На огромной скорости, превышающей 165 км/час, шедший на глиссере класса «266-АПБА» (4359 см3) Смит из-за неисправности рулевого управления также был выброшен из корпуса судна и, пролетев по воздуху более тридцати метров, «приземлился» в прибрежных кустах. Самое поразительное заключается в том, что хотя после такого «полета» Смита и отвезли в госпиталь, но, в сущности говоря, он остался совершенно невредимым и успел вернуться на стадион, чтобы посмотреть на окончательный заезд судов его класса!
Теперь остановимся на океанских гонках Майами — Нассау 1965 года, как всегда проводившихся на 300-километровой дистанции, с которой мы подробно знакомили читателей в третьем выпуске сборника. Как обычно, эти гонки наряду с английскими Каус — Торки и, отчасти. Большими Итальянскими гонками были «гвоздем сезона». На этот раз они проводились по недавно утвержденным УИМ Правилам для океанских гонок, получившим сокращенное наименование «BRADS» (Basic Rules and Definitions for Offshore Powerboat Racing Classes).
He имея возможности в настоящее время подробно знакомить читателей со всеми требованиями этих новых Правил, отметим лишь наиболее существенное: суда участников делятся на два класса в зависимости от длины корпуса по ватерлинии: класс I с длиной от 7,31 до 12,19 м и класс II — от 5,48 до 7,31 м; форма корпуса неограничена; передача — на винт; суммарный объем цилиндров не должен превосходить 1000 куб. дюймов (16,4 л) для бензиновых двигателей и 2000 куб. дюймов для дизелей. Суда должны иметь кабину. Как корпуса, так и двигатели должны быть стандартными, имеющимися в продаже. Можно применять лишь обычные сорта горючего, отпускаемые в колонках. Модификация машин допускается лишь при условии, что основные узлы остаются без изменения, и все примененные детали находятся в свободной продаже. Точно оговорено, что именно допустимо, а что запрещено; обусловлено наличие спасательных средств и маркировка судна. Минимальный возраст членов команды — 16 лет, но лица моложе 18 лет должны иметь письменное разрешение родителей или опекунов на участие в гонках. Американские Правила предусматривают большее число классов по всем типам судов, а также увеличение максимальной длины корпуса до 15,2 м. Имеются и другие отличия, но в основном Правила обоих континентов идентичны, что позволяет участвовать в больших океанских гонках судам разных стран.
На очередных IX гонках Майами — Нассау вышли на старт 44 судна, из которых 37 благополучно закончили соревнования. Интересно отметить, что довольно большое число судов-участников (7) было оснащено сдвоенными подвесными моторами «Эвинруд»/«Джонсон», а судно «Мисс Пинки III», которое финишировало, кстати, 26-м, шло даже с тремя подвесными моторами «Меркури» по 1475 см3 каждый. Дизельных судов было также 7. Большинство участников составляли, конечно, американцы, однако 7 катеров были английскими; участвовали и итальянцы.
Погода опять подвела организаторов гонки во главе с их учредителем и неизменным руководителем (как его принято называть — импрессарио) Шерманом Кризе. Был штиль, никак не оправдывающий репутацию гонок Майами — Нассау как «самых трудных гонок в мире», и очередная океанская встреча скоростных катеров высшего класса прошла, в противоположность прошлогодним гонкам, тихо и мирно. Никаких особенных происшествий не было, если не считать того, что один катер «заблудился» (разумеется, вскоре он был найден!), а корпус судна Р. Бертрама «Брэйв Моппи» получил небольшое повреждение при отходе (после выполнения таможенных формальностей) от пирса в Кэт-Кей вследствие неправильного маневра встречного катера «Мэритайм»; впрочем, повреждения эти были настолько незначительными, что оба судна продолжали гонку и успешно ее закончили.
Победителем гонок 1965 года стал миллионер из Майами, основатель и владелец многих предприятий Дон Аронау, выступавший на новом корпусе «Донци» его же фирмы. Ему удалось побить, правда всего лишь на 45 секунд, скоростной рекорд, установленный два года назад О. Льюисом, Катер победителя шел со средней скоростью 89,47 км/час. Знаменитое дизельное судно Р. Бертрама «Брэйв Моппи» закончило гонку седьмым, но первым по классу дизелей. Его время 3.55.10. Неплохо выступили гости: из 12 первых судов 4 были английскими и одно — знаменитая «Сперанциэлла» — итальянским. Не повезло англичанину Максу Айткину: в прошлогодних гонках он занял третье место, а на этот раз его катер «Вивасити» вынужден был сойти с дистанции из-за неисправности в двигателе. Знакомый нам по прошлым отчетам Говард Вейлер, шедший и на этот раз с двумя подвесными моторами «Джонсон» по 90 л. с., финишировал всего на 1 час. 20 мин. позже победителя, двигатели которого развивали в пять раз большую мощность — 1000 л. с.! Время катера «Донци Бэби», пришедшего последним, было 13.22.00.
В таблице приводятся данные о первых шести судах.
Хотя в целом гонки 1965 года были организованы лучше, чем предыдущие, все же следует отметить некоторые недостатки. Так, например, список победителей по классам судов, вывешенный лишь на следующий день после гонок, содержал ряд существенных ошибок и только на третий день был окончательно откорректирован. Служба связи старт—финиш работала далеко не всегда удовлетворительно и, несмотря на наличие радио, точная информация о времени старта и т. п. стала известной в Нассау только после приезда на финиш на самолетах и служебных катерах официальных судей со старта.
Сезон 1965 года ознаменовался крупными успехами гонщиков и моторостроителей Германской Демократической Республики в ряде классов и на ряде дистанций. Так Петер Розенов на скутере класса СИ на дистанции 1 км 15 апреля показал скорость 105,34 км/час, почти на 3 км/час превысив предыдущий мировой рекорд на этой дистанции шведа Фалея (приводим фотографию рекордного заезда П. Розенова). Помимо этого, были установлены мировые рекорды в этом же классе на дистанции 5 и 10 миль В. Бартом и на дистанции 15 миль — Фликгом. Все эти гонщики выступали на моторах и корпусах отечественного производства (моторы «ИВЛ/РМ-175» и корпуса «Пфенниг»). В недавно утвержденном УИМ классе глиссеров «Х-1000» (с двигателем до 1000 см3) спортсмены ГДР также установили мировые рекорды на дистанции 1 км, 5, 10 и 15 статутных миль.