Матчевая встреча Ленинград — Таллин — Тарту
Это соревнование, проводящееся (ежегодно с 1958 г.) поочередно в каждом из городов-участников, состоялось 5—6 июня на небольшой речке Эмайыги, которая впадает в Чудское озеро примерно в 50 км от Тарту. Встреча была организована Тартусским Горспортсоветом в яхт-клубе ДСО «Калев» (главный судья А. А. Олло). От каждого города в гонках принимали участие 2 скутера СИ, 2 скутера СА и 2 мотолодки класса МА. Дистанция (10 км) проходила по кольцевой трассе, причем на поворотах было только по одному поворотному бую вследствие узости реки. Подсчет результатов производился по очкам, но одновременно фиксировались средние скорости всех участников.
На такой трассе больших скоростей ожидать было трудно. Действительно, наилучший результат в классе СИ (м/с В. Атаманов, Л-д) равнялся всего 68,052 км/час; в классе СА (м/с Е. Шипинов, Л-д) — 74,688 км/час и, наконец, в классе МА (м/с Е. Семенов, Л-д) — 46,391 км/час. Вообще ленинградцы, как и почти во всех предыдущих встречах, лидировали во всех классах и победили с результатом 4390 очков; переходящий серебряный кубок украсила новая гравировка — «1965. Ленинград»,— и он снова (в седьмой раз!) остался в городе-герое. 2-е место заняла команда Тарту (3069), 3-е — Таллина (1046).
Конечно, эта встреча не была соревнованием большого масштаба, но она уже имеет давнюю и интересную историю, отражающую развитие водно-моторного спорта в трех городах. Хочется отметить четкую организацию встречи; судоходство по реке на время гонок было перекрыто; всем спортсменам были обеспечены отличные условия для отдыха и т. д. Это показывает, что при любви к делу, настойчивости и дружной работе даже в сравнительно трудных условиях (отсутствие большой реки или водоема) водно-моторный спорт может успешно развиваться. Заодно отметим, что и воднолыжный спорт также пользуется в ЭССР заслуженным вниманием.
Первенство Ленинграда
Соревнования на лично-командное первенство Ленинграда являются одними из крупнейших в нашей стране как по количеству, так и по составу участников. В этом году 109 спортсменов (из них 25 мастеров спорта) приняли участие в гонках на 91 судне классов СИ, СА, МА, ГА, ГВ и К-02. Гонки проводились 19 и 20 июня на традиционной 2,5-километровой трассе у водной станции морского клуба ДОСААФ на Малой Невке; протяженность дистанции 10 км; результаты подсчитывались по сумме скоростей. В программе соревнования были гонки на 10 км и серия 2Х10 км.
6 команд различных клубов соревновались за первенство, невзирая на плохую погоду — холод и дождь 1 -е место завоевала команда яхт-клуба ЛВМБ (988 очков), на 2-м месте — досаафовцы и на 3-ем — команда молодого клуба «Молния». Соревнования прошли на достаточно высоком уровне; нарекания вызывала лишь неудовлетворительная работа по обеспечению чистоты трассы. Интересной особенностью соревнования было то, что в классе СА первенство разыгрывалось по отдельности — на гоночных моторах и на форсированных моторах «Москва».
Трудные условия проведения соревнования отразились на его результатах. Скорость победителя в классе СИ м/с Ю. Фуртыго (ЛВМБ) не превысила 69,097 км/час, а в классе СА (гоночн.) была и того меньше — 66,420 км/час (м/с И. Суходольский, ДОСААФ). В других классах победу одержали: МА — м/с Е. Семенов («Молния»); ГА и ГВ — м/с Э. Воробейчик («Трудовые резервы»), К-02 — м/с В. Исаков и м/с Е. Рольбанд («Трудовые резервы»). Хорошо стартовавший на новом глиссере м/с А. Фукс (ЛВМБ) вследствие поломки сошел с дистанции. Ощущалось также, что гонщики еще не готовы к серьезным соревнованиям.
Финал III спартакиады ДОСААФ по техническим видам спорта в Ленинграде
Еще большими по размаху были проведенные 27 июня финальные соревнования III Спартакиады по техническим видам спорта Ленинградской организации ДОСААФ. В них участвовало 123 спортсмена на 94 корпусах (в классах СИ, СА, МА, ГА, К-02 и на мотолодках А, иначе говоря,— стандартных «казанках» и приравненных к ним пластмассовых лодках типа «Л-3»). В гонках приняли участие команды 7 районов города.
Гонки проводились на 10-километ-ровой дистанции по кольцевой трассе протяженностью 2,5 км. Результаты подсчитывались по очковой системе, но, в отличие от матчевой встречи трех городов, на которой применялась международная очковая система (1-е место — 400 очков, 2-е — 300, 3-е — 225 и т. д.), очки команды подсчитывались как сумма средних скоростей членов данной команды по всем классам судов. Следует отметить, что международная очковая система, разработанная для личных соревнований, для командных встреч малопригодна, так как не отражает действительного соотношения сил соревнующихся команд.
Средняя скорость победителя в классе СИ м/с О. Гаврилова была всего 67,542 км/час, а победитель в классе СА Б. Трофимов прошел дистанцию с еще более низкой скоростью — 63,829 км/час. Среди мотолодок МА средние скорости призеров отличались менее чем на 0,1 км/час. Обращало на себя внимание большое число гонщиков, не взявших старта или не уложившихся в контрольное время.
Общекомандное первенство выиграл Выборгский р-н (234 очка), 2-е место — Ждановский р-н (218), 3-е место, отстав лишь на полтора очка от предыдущей команды, — Петроградский р-н. Последнее 9-е место «завоевала» команда Октябрьского р-на, с трудом набравшая 24,489 очка. Погода в день гонок, в отличие от погоды во время встречи в Тарту, была далеко не благоприятной: почти беспрерывно шел дождь, сопровождаемый холодным шквалистым ветром. Соревнования были хорошо организованы: многочисленные заезды следовали один за другим без перерывов; не было никаких накладок (спорных вопросов, ошибок в записях судей или подсчетах скоростей и т. п.); через 15 минут после финиша последнего заезда были подсчитаны и опубликованы окончательные результаты. Не было и протестов со стороны представителей команд. Главным судьей соревнования был Г. Е. Селицкий; главным секретарем — Ю. А. Манжос.
В заключение следует упомянуть о двух гоночных корпусах глиссеров, принимавших участие в соревнованиях. Это, во-первых, корпус А. Фукса, построенный по чертежам Мичеллини (США) и уже известный многим гонщикам, и во-вторых, — впервые выступивший на гонках отлично построенный группой любителей под руководством Е. Крашенникова, глиссер «Пиранья». Оба глиссера оснащены двигателями «М-21».
Анатолий Фукс, выступая на корпусе Мичеллини, пришел вторым — после Олега Гаврилова, с весьма скромным скоростным результатом (69,097 км/час), далеко не исчерпав имевшихся возможностей; такой вывод подтверждает установленный им же на Первенстве Союза новый рекорд СССР, превышающий на дистанции 1 км 119 км/час, хотя как корпус, так и двигатель никаким переделкам не подвергались.
«Пиранья», только в день соревнований спущенная на воду и, естественно, еще далеко не отработанная, сразу же обратила на себя всеобщее внимание. Выступавший на ней А. Ильин на втором круге обошел Фукса, легко скользя по крутой волне, но, к сожалению, из-за случайного обломка лыжи, заклинившего руль, вынужден был сойти с дистанции. Не лишне упомянуть, что «Пиранья» (конструктор Генри Истмен) с 1963 г. держит первенстве США на километровой дистанции (156,9 км/час) и на дистанции 5 миль (120,6 км/час) в своем классе «48 Гайдро». Редколлегия сборника «Катера и яхты» предполагает опубликовать чертежи корпуса Истмена для самостоятельной постройки на местах.
Первенство вооруженных сил СССР
Организованно и четко прошли отборочные соревнования на личнокомандное первенство Вооруженных Сил, проведенные незадолго до розыгрыша Первенства Союза с 14 по 16 июля на реке Лиелупе под Ригой. В них принимали участие 63 гонщика на 56 судах наиболее распространенных у нас классов. Участвовали команды Ленинградской военно-морской базы (заняла 2-е место). Рижского яхт-клуба ДКБФ (1-е место) и спорт-клуба КЧФ (3-е место). Московская команда ЦВСК ВМФ принимала участие лишь в личных зачетах. Дистанция — 10 км — проходила по кольцевой трассе протяженностью 2160 м. Таким образом, старт и финиш находились в разных местах, а гонщикам приходилось проходить трассу нецелое число раз, что явилось нарушением § 43 п. 9 действующих Правил соревнований. Такая несколько необычная трасса вряд ли может быть признана удобной для гонщиков и в то же время затрудняет работу судей. Еще хуже, что она пролегала в непосредственной близости от судового хода, а к двум пристаням, расположенным в зоне гонок, часто подходили речные трамваи. Это обстоятельство ставило участников в неравные условия (один попал на путь теплохода, другой нет) и могло создать опасную обстановку. Весьма близко от трассы проходили «Ракеты», что также отнюдь не способствовало успеху гонок. Отметим, что на данных соревнованиях, которые были отборочными, этими недостатками еще в какой-то мере можно было пренебречь, но ведь на той же трассе позднее проводилось и Первенство СССР!
Победители командного первенства Вооруженных Сил выявлялись в серийных гонках 3X10 км по всем классам судов; зачет производился по сумме двух высших скоростей из трех заездов. Победители личного первенства определялись в серийных гонках по сумме двух лучших заездов. В классе СИ среди женщин первенствовала лучшая гонщица страны — м/с Г. Жирова; в мужском заезде победителем оказался В. Кочергин. В классе СА первым был м/с Л Грацианов. В классе мотолодок среди взрослых победил м/с Л. Озолиньш, а в юношеском заезде — его сын У. Озолиньш.
В классах ГА и ГВ победителями стали соответственно перворазрядник Я. Томсон и м/с А. Буслаев, а в классе катеров К-02 — мастера спорта К. Широков и И. Хрусталев.
Личные результаты (по одной гонке на дистанцию 10 км) подсчитывались по международной очковой системе. В классе СИ 1-е место (400 очков) завоевал ленинградец м/с Ю. Фуртыго (в женском заезде — м/с Г. Жирова). В классе СА первым пришел м/с Е. Ваваев. В заездах мотолодок МА повторились предыдущие результаты (отец и сын Озолиньши); 1-е место в классе ГА досталось м/с А. Фуксу. В классе ГВ победителей не было, так как все четыре участника или сошли с дистанции или не стартовали. В классе К-02 вновь победил тот же экипаж — К. Широков и И. Хрусталев.
В заездах на побитие рекордов удачно выступил на катере класса К-1 А. Буслаев; его новое рекордное достижение на дистанции 1 км равно 64,573 км/час. На дистанции 50 км А. Васильев и П. Федоров на катере К-01 также побили предыдущий рекорд страны (оба рекорда требуют утверждения). Главным судьей первенства был О. К. Шпрункс, главным секретарем — И. Я. Шпрунка.
Финал III всероссийской спартакиады
С 19 по 20 июля на зеркальной поверхности Бердского залива Обского водохранилища (южнее Новосибирска) был разыгран финал II! Всероссийской спартакиады — лично-командное первенство сборных команд зон Российской Федерации по водно-моторному спорту. Гонки проводились по кольцевой трассе протяженностью 2 км, причем дистанция для всех классов судов была равна 10 км, а контрольное время определялось по 1-му спортивному разряду.
К участию в соревнованиях были допущены спортсмены 1-го спортивного и 1-го юношеского разрядов, мастера спорта, а также женщины, имеющие 2-й спортивный разряд. Командный зачет проводился в серии гонок 2Х10 км. Личные результаты определялись по сумме скоростей 2Х10 км, а также на 10 км.
По условиям Положения в классе СА было введено 10%-ное снижение скоростных показателей гонщикам на импортные моторы, что представляется спорным (как и запрет заявлять скутеры СИ в классе СА), поскольку ни одного отечественного гоночного мотора с рабочим объемом цилиндров до 250 см3 в этих соревнованиях заявлено не было.
Финалу предшествовали отборочные соревнования в 8 зонах республики; юго-восточной — в Волгограде, северо-кавказской — в Ростове-на-Дону, северо-восточной — в Казани, центральной — в Туле, уральской — в Каменске-Уральском, сибирской — в Новосибирске, северо-западной — в Ярославле и дальневосточной — в Хабаровске. В этих зональных отборочных соревнованиях приняли участие сборные команды около 50 городов, республики.
Сборные команды, представленные на финале, состояли из 6—7 гонщиков от каждой зоны, выступающих на 2 скутерах СИ, 1 скутере СА, 2 мотолодках МА, а также на 1 судне «тяжелого» класса по выбору (ГА, ГВ либо К-02). В соревнованиях приняли участие 8 команд, в состав которых входило 57 спортсменов (в их числе 9 выступали на личное первенство); среди них было 4 мастера спорта, 1 второразрядница и 52 спортсмена 1-го разряда. Согласно Программе был предусмотрен специальный женский заезд на 10 км, в котором приняли участие 6 лучших гонщиц. Последний день соревнований был отведен попыткам установления новых рекордов РСФСР и СССР на традиционных у нас дистанциях.
Общее количество участвующих судов равнялось 58 (СИ — 21, СА — 10, МА — 19, ГА — 3, ГВ — 4, К-02 — 1).
Каковы же итоги? 1-е место (226 очков) завоевала команда юго-восточной зоны, за которую выступала Воронежская область. Эта команда получила финальный кубок, ранее принадлежавший спортсменам Тулы, и переходящий приз по водно-моторному спорту Центрального совета спортивных обществ и организаций России. На 2-м месте — уступившая победителю всего 18 очков команда северо-кавказской зоны (Ростовская обл.), на 3-ем — северо-восточной зоны (Татарская АССР).
Чемпионами III Всероссийской спартакиады стали следующие спортсмены. В классе СИ среди женщин — перворазрядница 3. Смусь (76,759). Золотыми дублерами обеих дистанций 2X10 и 10 км стали; в классе СИ — м/с Г. Жилин (140,513 и 73,319), в классе СА — м/с Е. Петюкевич (75,566 и 84,905), в класе МА — прошлогодний чемпион России перворазрядник В Патрин (89,921 и 45,376). Среди юношей в классе МА в серии гонок 2X10 победил В. Коруна (78,689), а заезде на 10 км — Е. Романов (40,780). Победителем в классе глиссеров во всех заездах стал неоднократный чемпион СССР м/с В. Слинков (84,825 и 79,646).
В совместном заезде 2X10 глиссеров ГА и ГВ сенсацию вызвало появление доставленного из Краснодара самолетом цельнометаллического двухточечного глиссера «Кр» конструкции Р. Грабовского и В. Спивака. Глиссер оборудован авиационным двигателем воздушного охлаждения мощностью 210 л. с. На прикидках глиссер показал на километровой дистанции скорость 99 км/час и только поломка Z-образной колонки в первом заезде лишила «Мечту-IV» достойного соперника.
Класс ГА был представлен импортным глиссером с мотором «Вартбург» образца 1965 г. (Новосибирск), одним самодельным корпусом с таким же мотором (Тула) и глиссером со стационарным мотором «Джонсон» мощностью 60 л. с. и передачей на Z-образную колонку в корпусе скутера С (Владивосток). Оба глиссера с моторами «Вартбург» из-за поломок сошли с дистанции, а глиссер с мотором «Джонсон» во всех гонках не смог уложиться в контрольное время.
Класс ГВ был представлен интереснее. Неоднократный победитель В. Слинков выступал на известном глиссере «Мечта-1 V» с мотором «ГАЗ-13». Перворазрядник — известный конструктор спортивных корпусов К. Золотько участвовал в гонках на цельнодеревянном глиссере «Зо-200» оригинальной конструкции с мотором «М-21». Краснодарец Р. Мхитарьян показал интересный цельнометаллический глиссер собственной конструкции с мотором «М-21».
Основным недостатком этих представительных соревнований была слабая подготовленность материальной части (в особенности сборных команд из восточных районов республики). Так, намного ниже своих возможностей выступили команды Новосибирска, Урала и Дальнего Востока.
Нельзя удержаться от упрека в адрес спортивной судостроительной промышленности (особенно заводов ДОСААФ), выпускающей морально устаревшие корпуса. Анализ использования техники на данных соревнованиях показал, что основную часть судов-участников составили корпуса Рижского завода спортивных лодок «Дзинтарс» (54% скутеров и 72% мотолодок); морально устарели и корпуса мотолодок (28% участников), скутеров (33,3 %) и катеров, выпускаемые Ленинградским заводом спортивных судов ДОСААФ, имеющим все возможности для выпуска продукции на более высоком уровне.
Выявился печальный факт отсутствия оформленных мерительных свидетельств на подавляющее большинство заявленных мотолодок и глиссеров. Федерации Союза надо обратить особое внимание на постановку мерительного дела на местах. Необходимо, чтобы зарегистрированные мерительные свидетельства входили в комплект серийного судна.
Центральному совету спортивных обществ и организаций России следует, на наш взгляд, серьезно подумать об объединении бурно развивающегося водно-моторного спорта в городах республики в Федерацию водно-моторного спорта РСФСР.
XII первенство СССР по водно-моторному спорту
«Встречей встреч» сезона 1965 г. было главное соревнование — личнокомандное Первенство СССР. Здесь подводился итог работы отдельных коллективов страны, здесь демонстрировали свои достижения передовые гонщики. Как было объявлено еще в прошлом году. Первенство должно было проводиться в окрестностях Риги с 26 августа по 1 сентября. С ориентировкой на эту дату и были составлены соответствующие планы всех других соревнований по республикам и обществам; имелось в виду к концу сезона закончить свои местные первенства и выявить наиболее достойных кандидатов для участия во всесоюзных соревнованиях в Риге. Однако с самого начала все пошло не так, как предполагалось! По целому ряду организационных причин сроки проведения Первенства Союза передвинули на целый месяц раньше (29 июля — 3 августа). Это спутало все предварительные планы. Многие отборочные соревнования были скомканы или проведены в несоответствующих условиях, а самое представительное в Союзе общество ДОСААФ вообще не успело провести свое первенство. До самого последнего момента оставалось под вопросом само участие команды ДОСААФ в Первенстве Союза! Ненормальная обстановка, созданная перенесением сроков, не могла не сказаться на уровне подготовки спортсменов, а некоторые из них, совершенно не по своей вине, вообще не смогли выступить: так, из-за совершенно неоправданного формализма прибывшие на Первенство ленинградские гонщики ДОСААФ не были допущены к участию.
Но переходим к самим гонкам. Они проводились, как уже отмечалось, на реке Лиелупе в курортном городе Юрмала. В соответствии с Положением, к участию в командных соревнованиях допускались спортсмены 1-го спортивного разряда и мастера спорта. От команды выставлялись 3 скутера СИ, 3 скутера СА, 3 мотолодки МА, 2 глиссера ГА, 1 глиссер ГВ и 1 катер К-02. В классе СИ должна была выступать за команду женщина, а в классе мотолодок — юноша, имеющий 1-й юношеский разряд. Помимо команды, к участию в розыгрыше личного первенства допускалось не более 4 гонщиков от каждой организации или ведомства. Всего за звание победителей боролись 10 команд; общее число гонщиков (по заявкам) составило 159, а судов-участников — 147. Дистанция во всех заездах (кроме попыток побития рекордов) была равна 10 км (о недостатках трассы мы уже упоминали, говоря о первенстве вооруженных сил). На лично-командное первенство проводились серии гонок 3X10 км для классов СИ, СА, МА, ГА, ГВ и К-02. Зачет велся по двум лучшим результатам заездов в серии. На личное первенство для судов классов СИ, СА, СВ, МА, ГА, ГВ, К-01 и К-02 проводились серии 2Х10 км с зачетом по двум гонкам.
Был предусмотрен специальный женский заезд в классе СИ в серийных гонках 2Х10 км, а также личнокомандный заезд юношей на мотолодках МА (3Х10 км).
В зачет по классам брались результаты, показанные в серии всеми судами команды; в классе К-02 — результаты двух судов. По глиссерам в командном первенстве зачет велся по двум судам ГА и по одному ГВ. Все зачеты велись по очковой системе (по сумме скоростей или по очкам между народной системы).
Вначале погода не благоприятствовала проведению соревнований. Из-за поднявшегося ветра, который развел на реке большую волну, в первый же день гонки были отменены, что в дальнейшем нарушило хорошо разработанную программу. На второй день ветер несколько уменьшился, хотя все еще превышал 3 балла и было значительное волнение; тем не менее соревнования были открыты заездом глиссеров и катеров. В результате волной были повреждены днища двух глиссеров, а катер № 22 Исакова и Рольбанда перевернулся на волне у поворотного буя. Метеорологические условия — один из важнейших факторов успешного проведения соревнования, и нельзя не учитывать их!
Победителем (табл. 1), несколько неожиданно для судей и участников, стала команда ДСО «Жальгирис»; она потеснила привычных лидеров общесоюзных соревнований, хотя в прошлом году была лишь на 5-м месте. Интересно отметить, что полученное ею число очков (сумма скоростей) лишь менее чем на 200 отличается от прошлогоднего результата и ниже (!) результатов всех трех команд призеров прошлого Первенства. Такое существенное снижение общекомандных результатов, понятно, никак не может быть отнесено за счет снижения мастерства спортсменов, а является прямым следствием действия таких неблагоприятных факторов, как неудачная, требующая лишних поворотов трасса, плохая погода и т. д. Переход команды ДОСААФ со 2-го на 4-е место можно объяснить в значительной степени тем, что фактически выступала не сборная команда, а лишь часть ее. Приятно отметить, что уверенно повышает свое мастерство команда об-ва «Аврора», занявшая почетное 5-е место. Команда ДСО «Буревестник» также существенно улучшила свои прошлогодние показатели. Командная сводка результатов по отдельным классам судов свидетельствует о снижении результатов почти во всех классах, по сравнению с прошлогодними достижениями.
Таблица 1
Остановимся кратко на некоторых результатах личного первенства В женском заезде в классе СИ одинаковое количество очков набрали м/с Г. Жирова (В. Силы) и перворазрядница Р. Мелдайките («Жальгирис»), однако 1-е место по наивысшей скорости было присуждено Г. Жировой; из 10 участниц только 4 получили зачетные очки. Интересно прошли гонки юношей, хорошо подготовивших материальную часть. Упорная борьба закончилась победой Г. Кекиша («Даугава»), который уверенно лидировал во всех заездах; 2-е место завоевал С. Жиров (В. Силы), третьим пришел Д. Зиединьш («Даугава»); они набрали соответственно 90,2; 82,1 и 80,8 очков.
Чемпионами СССР 1965 года по серии гонок стали:
- в классе СИ В. Сурнов (м/с, «Даугава» — 150,1);
- в классе СА И. Богданов (м/с, ДОСААФ — 165,5);
- в классе СВ И. Богданов (м/с, ДОСААФ —83,7);
- в классе МА В. Яковец (м/с, «Труд» — 107,9).
- в классе ГА А. Фукс (м/с, В. Силы — 136,9);
- в классе ГВ А. Шостаускас (1 разр., «Жальгирис» — 144,3);
- в классе К-02 К. Широков и М. Хрусталев (оба м/с, В. Силы — 121,5).
Говоря о результатах Первенства, следует отметить сравнительно большой процент гонщиков, сошедших с дистанции или не сумевших взять старт. Причина этого, на наш взгляд, не только в погоде (в последующие дни она значительно улучшилась), но и в том, что на подготовку материальной части и на тренировки давалось крайне ограниченное время.
В заездах мотолодок МА с большим отрывом уверенно лидировал В. Яковец, шедший на импортном моторе «Кениг»; отдавая должное опытности этого гонщика, отметим, что мотор Кенига при том же рабочем объеме цилиндров, что и у «Москвы», развивает заметно большую мощность. Такие опытнейшие спортсмены, как Ю. Лилл и Е. Семенов, много работающие над техникой и значительно форсировавшие свои моторы «Москва» (конечно, в допустимых Правилами пределах), не могли догнать Яковца. Это упрек прежде всего заводу-изготовителю мотора, давно обещавшему начать выпуск модернизованной «Москвы» повышенной мощности, но до сих пор продолжающему производить старую модель (кстати сказать, новые моторы по качеству, как правило, уступают моторам прошлых лет выпуска, когда их изготовлял Московский ГорСНХ).
Не повезло прошлогоднему чемпиону м/с П. Лубансу, сумевшему закончить только одну гонку. За превышающие разрешенные Правилами переделки мотора на все три гонки был дисквалифицирован Ю. Смирнов (вновь отметим, что объем допустимых работ по форсировке двигателей должен быть тщательно отработан и точно зафиксирован в новых Правилах, разрабатываемых Федерацией).
Неудачи преследовали многократного рекордсмена и прошлогоднего чемпиона в классе ГА В. Слинкова (г. Воронеж), выступавшего на прежнем корпусе «Мечта-IV» на этот раз — в классе ГВ. Два раза из-за попадания воды в карбюратор он вынужден был сойти с дистанции. В одном из заездов он был дисквалифицирован за фальстарт, причем одновременно «пострадали» и некоторые другие первоклассные гонщики страны, впоследствии выяснилось, что виноваты были не спортсмены, а... неисправность стартовых часов, которые останавливались (! ? !) на несколько секунд на последних делениях)
В классе ГА заслуженный успех сопутствовал А. Фуксу (В. Силы, Ленинград), полностью «реабилитировавшему» себя после неудач прошлогоднего Первенства; теперь он стал дважды чемпионом страны и одновременно рекордсменом СССР в классе ГА (табл. 2), на 4 км/час превысив прошлогодний рекорд В. Слинкова. Следует при этом учесть, что глиссер Фукса был оснащен двигателем «М-21», а Слинков шел тогда со значительно более мощной «Чайкой». Заслуживает внимания исключительно хорошо построенный (по американским чертежам) корпус глиссера Фукса.
Таблица 2
Выдающегося достижения добился мастер спорта И. Крючков: он установил абсолютный рекорд СССР на спортивных судах (этот рекорд продержался менее месяца!).
Мастер спорта Э. Индрицан смог завоевать лишь 2-е место в личных гонках в классе СВ, но на его скутере конструкции Шульце, описание которого приведено в настоящем номере, м/с В. Степанчиков установил на Первенстве новый рекорд СССР. Это далеко не предел! Представляется весьма интересной проба этого скутера в классе СС с мотором 500 см3.
Особых технических новинок показано не было. Слинков не успел закончить свой новый корпус, на котором предполагает выступить лишь в будущем году. Оригинальный глиссер «Пиранья», построенный ленинградскими спортсменами ДОСААФ, также не попал на гонки. Мы надеемся видеть несколько «Пираний» на Первенстве 1966 года (на первенстве ДОСААФ, проведенном уже после встречи в Юрмале, м/с Е. Крашенников уверенно занял на этом судне 2-е место).
Очень жаль, что на Первенство не были командированы компетентные представители заводов, выпускающих моторы и корпуса. Изготовителям «Москвы» было бы весьма полезно посмотреть в массовом применении свои моторы. Ульяновский завод, показавший свою новую продукцию — «Ветерок» еще на прошлогоднем Первенстве, на этот раз почему-то не нашел возможности демонстрировать (и испытать) свой уже серийный мотор. Правда, был показан и неофициально опробован («под занавес») новый мотор Средневолжского СНХ — «Вихрь», привезенный командой ДОСААФ, но, к сожалению, это был лишь один из первых образцов, требующий доводки, и его демонстрация проводилась без участия представителей завода. На прикидках «Вихрь» показал хорошие скоростные результаты как с корпусом «казанки» (с нагрузкой от 1 до 5 чел.), так и на катере любительской постройки. Полных испытаний с фиксацией результатов за недостатком времени произведено не было.
В заключение хочется посвятить несколько строк одной, пока еще «секретной» новинке, не показанной на Первенстве, но имеющей прямое отношение к водно-моторному спорту. Речь идет об уже изготовленном и частично испытанном подвесном гоночном моторе «Елгава-1», выпущенном СНХ Jlai-вийской ССР. Это мотор класса А (250 см3), двухцилиндровый, с батарейным зажиганием. На прикидке в предварительных испытаниях на скутере «Пфенниг» гонщик развил среднюю скорость свыше 70 км/час, но ясно, что этот мотор еще не отработан окончательно и необходима конструктивная доводка. Принято решение изготовить в текущем году 10 экземпляров этого мотора, после испытания которых будет поставлен вопрос о возможности их серийного выпуска. Отсутствие отечественных гоночных моторов давно уже лимитирует развитие водно-моторного спорта в нашей стране, поэтому надо приветствовать инициативу, проявленную в Латвии. Не лишне вспомнить, что в свое время в Латвийской республике выпускались для своего времени весьма неплохие подвесные моторы «Рига-125».
Возвращаясь к обзору Первенства, приходится отмечать большое количество протестов со стороны представителей команд. Уже упоминалось и о неудачной трассе, и об инциденте с основным инструментом любых гонок — часами, и о недостатке времени для регулировки моторов и тренировок. Мешало и уплотнение графика гонок вследствие того, что первый календарный день выпал из-за погоды. Вообще проведение больших гонок на реке с интенсивным судоходством, да еще в зоне курортов и домов отдыха, где «противопоказан» шум моторов, вряд ли может быть оправдано. Мы считаем, что большие города, где одновременно проводится много интересных спортивных мероприятий, не являются лучшим местом для проведения Первенства Союза. В Риге, например (как раз в Юрмале), одновременно с XII Первенством проходили международные соревнования по теннису, которым уделялось гораздо больше внимания, чем гонкам водномоторников. Были нарекания на неудобство размещения команд (вдалеке от акватории соревнования), организацию питания и отдыха.
Отмеченные выше существенные недостатки в организации Первенства, которые, безусловно, будут учтены в дальнейшем, ни в коей мере не умаляют большой работы, проведенной главной судейской коллегией соревнования и особенно главным судьей О. К. Шпрунксом. В целом Первенство 1965 года было проведено удовлетворительно: четко шли заезды, отлично работал секретариат во главе с И. Я Шпрункой; хочется отметить и хорошую работу зам. гл. судьи по технической части — М. С. Индрицанова.
На Первенстве присутствовали и внимательно наблюдали за ходом соревнований гости из ГДР — гонщик международного класса Бернгард Да-ниш и представитель фирмы «Пфенниг». Напомним, что в небольшом количестве глиссеры Даниша, оснащенные двухтактными трехцилиндровыми двигателями «Вартбург» (1000 см3), импортируются в СССР, а корпуса скутеров «Пфенниг» у нас хорошо известны. Наши гонщики наблюдали, как, пользуясь приборами, гости производили настройку двигателей «Вартбург» на судах участников соревнований. Как правило, эта настройка оказывалась эффективной.
В числе зрителей было немало иностранцев, отдыхающих на курортах Рижского взморья, причем оказалось, что некоторым из них известны имена советских гонщиков Так, во время финального парада к группе участников обратился парижанин, который очень хотел получить автограф Степанчикова. Конечно, об этом случае можно было бы и не вспоминать, но обидно, что наши гонщики до сих пор не могут выйти на международную арену. Почему до сих пор Федерация водно-моторного спорта СССР не вошла в УИМ, куда давно уже вступили соответствующие организации ГДР, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Югославии и Кубы?
После окончания Первенства состоялся хорошо организованный парад и награждение победителей. Выступали многочисленные представители латвийских организаций; были вручены ценные подарки, а чемпионы по местному обычаю увенчаны красивыми дубовыми венками. Одновременно был торжественно отмечен 25-летний юбилей спортивной деятельности ответственного секретаря Федерации водно-моторного спорта СССР Г. Б. Жировой. Впервые в соревнованиях на воде Галина Борисовна выступила еще в 1940 г. в Центральном водно-моторном клубе им. Баранова. За последующие годы она 9 раз была чемпионом СССР и установила 15 рекордов Союза в разных классах судов. В качестве судьи республиканской категории она неоднократно выполняла ответственные обязанности и в течение нескольких лет была председателем судейской коллегии г. Москвы. Совместно с ее постоянным наставником и тренером В. М. Жировым Галина Борисовна подготовила многих мастеров спорта, чемпионов и рекордсменов страны. Любовь к водномоторному спорту она привила и двум своим сыновьям, из которых старший — Сергей с успехом выступает на соревнованиях в классе МА — юноши. Отвечая на приветствия и поздравления, к которым всецело присоединяется и редколлегия сборника, Галина Борисовна сообщила, что заканчивает свое участие в гонках, но всем нам очень хотелось бы, чтобы это обещание не было выполнено. Лучшая гонщица СССР полна сил и энергии, ее выступления всегда были интересными, а борьба с основной «соперницей» — эстонской спортсменкой Майей Каасик — всегда захватывающей.
Заканчивая обзор, отметим, что все проводимые до настоящего времени соревнования на Первенство Союза разыгрывались по лично-командному принципу, т. е. давали возможность не только выявить победителей среди команд в целом, выставляемых на соревнования обществами и организациями, но и показать в личных заездах лучшие достижения отдельных спортсменов. Такой порядок в первую очередь способствовал повышению уровня коллективной работы, проводимой в обществах и организациях, и в то же время стимулировал стремление гонщиков к дальнейшему улучшению своих личных скоростных показателей в каждом классе судов. Теперь же по решению (вряд ли достаточно обоснованному) Центрального Совета союза спортивных обществ и организаций СССР следующее, XIII Первенство будет проводиться по ведомственному принципу только как личное соревнование водномоторников. Такой порядок, по нашему мнению, нанесет существенный ущерб развитию отечественного водно-моторного спорта. Ссылка на то, что лично-командные соревнования будут проведены в 1967 г., вряд ли существенно изменяет положение.
Финал III всесоюзной спартакиады ДОСААФ
12—15 августа на озере Стропы в г. Даугавпилсе состоялись эти наиболее представительные соревнования из всех проведенных в 1965 году. В них участвовали команды 13 Союзных Республик, Москвы и Ленинграда — 152 гонщика на 135 судах. Образцовая организация соревнований и хорошие бытовые условия для участников выгодно отличали финал спартакиады ДОСААФ от Первенства СССР, закончившегося двумя неделями ранее. Во многом созданию спокойной деловой обстановки способствовали уверенные действия уполномоченного ЦК ДОСААФ А. А. Печатина и главного судьи М. Г. Федоровского. Исключительно четко соблюдался график проведения заездов.
Большой заслугой организаторов финала (как, впрочем, и всех прежних соревнований, проводимых ЦК ДОСААФ) является обеспечение всех участников горюче-смазочными материалами; никому не нужно было, нарушая все железнодорожные правила, привозить с собой, иногда за тридевять земель, метанол, касторку, высокооктановый бензин и т. п. (пора и на Первенстве CCCР завести такой же порядок!). Для тренировок и подготовки материальной части уделялось достаточное время. Погода хотя и была хмурой, но без сильного ветра и волны. Однако то, что в первый день соревнования вода с утра была закрыта, не позволило настроить двигатели по погоде. В дальнейшем необходимо составлять программу так, чтобы перед гоночным днем было дано время (1—2 часа) специально для настройки двигателей.
Необходимо отметить и ряд других недостатков Трасса была настолько неудачной, что главный судья был вынужден изменить расположение буев. Это лишь несколько исправило положение. Главными недостатками трассы остались чрезмерно близкое расположение главного судейского пункта от стартовой зоны, малое расстояние до берега на повороте у буя № 1, плохое расположение стартовой зоны по отношению к трассе (гонщик, выходя на трассу из выходных ворот стартовой зоны, вынужден был сразу поворачивать влево, что могло создать при плотном старте опасную обстановку); на буях не было полагающихся флагов --это ухудшало их видимость. Кроме того, участники должны были выходить в предстартовую зону «навстречу гонке», что создало ряд опасных моментов, к счастью, закончившихся благополучно.
Бедой всех соревнований, проводимых ДОСААФ по водно-моторному спорту, является низкая квалификация судейских кадров. Ряд судейских ошибок был и на этой спартакиаде. Наиболее серьезной из них является дисквалификация м/с А. Фукса в первом заезде «за правый поворот» в предстартовой зоне, хотя он действовал в точном соответствии с инструкцией главного судьи. Дисквалификация эта представляется тем более неоправданной, что в заездах скутеров за значительно большие уклонения вправо никто не был снят. Также ошибочно были сняты в первом заезде Е. Рыженко и А. Бойко. Несколько ошибок замечено и в протоколе. Например, в серии гонок для СИ м/с А. Галстяну присуждено 7-е место, тогда как по указанным в протоколе скоростям он должен был получить 4-е место. Неверно подсчитана скорость юноши В. Ка-руна в третьем заезде, вследствие чего он должен занять 9-е место, а не 8-е. Плохо работал комментатор; информация была скучной и бледной по содержанию, да и квалификация судьи-информатора была невысока.
Несмотря на отмеченные частные недостатки, соревнования в общем были проведены хорошо. В итоге напряженной борьбы первенство завоевала команда Латвийской ССР. Отрадно было видеть общий подъем спортивно-технических результатов всех участников прошедшей спартакиады; почти все команды были полностью укомплектованы зачетными судами.
Чемпионами III Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта стали:
а) по серии 3X10 км: в классе СИ К. Завадский (Груз. ССР) и 3. Макарен-кова (Арм. ССР); в классе СА В. Ридер (УССР); в классе МА Е. Семенов (Л-д); в классе ГА В. Егин (Латв, ССР); в классе ГВ В. Слинков (РСФСР); в классе К-02 А. Кипин и А. Соколов (Л-д);
б) на дистанции 10 км: в классе СИ Л Каасик и Майя Каасик (оба Эст. ССР); в классе СА В, Степанчиков (Москва); в классе МА Е. Семенов (Л-д); в классе ГА В. Егин (Латв. ССР); в классе ГВ В Слинков (РСФСР); в классе К-02 А. Кипин, А. Соколов (Л-д).
Интересно, что победители в командном зачете завоевали больше всех и личных наград — 10 (из них 2 за первые места); больше всего «золотых» жетонов (6) оказалось у команды Ленинграда.
Знатоки ожидали острой борьбы между А. Кузнеченко (Тула) и Е. Семеновым (Л-д). Эти ожидания сбылись не полностью. В первой гонке Кузнеченко победил с небольшим отрывом, а во второй — опоздал на старт; стремясь нагнать упущенное, он рискованно вел гонку, обогнал на четвертом кругу многих конкурентов, но его мотолодка перевернулась и он выбыл из борьбы. Среди катеров К-02 неоспоримым было преимущество судна А. Ки-пина и А. Соколова. Хочется еще раз высказать упрек в адрес формалистов, лишивших этих отличных спортсменов возможности выступать на прошедшем Первенстве СССР Огромный интерес вызвали соревнования на глиссерах. «Пиранья» под управлением Е. Крашенникова (Л-д) блестяще проявила себя. Несмотря на то, что вследствие неисправности масляной системы Крашенников не мог развить полной скорости, его глиссер уверенно шел следом за В. Слинковым и занял 2-е место на обеих дистанциях. Представляется целесообразным обсудить возможность серийного производства глиссеров этого типа, например, на Ленинградском заводе ДОСААФ. Отмечая, что в организациях ДОСААФ довольно много импортных глиссеров с двигателем «Вартбург», ходовые качества которых ниже, чем многих отечественных глиссеров, оснащенных двигателями «Волга», хочется поставить вопрос: не хватит ли закупать эти суда за рубежом, когда мы и сами можем строить вполне современные глиссеры с надежными отечественными двигателями?
Первенство эстонской ССР
IX первенство ЭССР впервые проводилось в небольшом живописном городе Нарва на реке того же названия. Команды 7 городов республики 28 и 29 августа боролись за победу в классах СИ, СА, МА, MB, ГА и К-02 на дистанции 10 км по хорошо разбитой кольцевой трассе 2,5 км. В соревновании участвовало 43 гонщика на 40 судах (не считая трех гонщиков из Ленинграда, специально прибывших для попыток побития существующих рекордов СССР). Организационный комитет в целом и судейская коллегия во главе с главным судьей К. Кууск и главным секретарем Сильвией Леет отлично справились со своими задачами. Два дня гонок прошли в подлинно спортивной борьбе. Благоприятная погода, хорошая предварительная подготовка (в частности, удобная, без лишних поворотов трасса; закрытие акватории гонок для общей навигации; достаточное время для регулировки и тренировок) и спокойная, но вместе с тем деловая обстановка способствовали достижению высоких скоростных показателей, не только вполне сравнимых с результатами гонок общесоюзного значения, но в некоторых случаях и превосходящих их. Например, в первый же день соревнований таллинский гонщик В. Иванов в классе СИ показал высокий результат, разнив среднюю скорость 75,630 км/час; почти столько же показал У. Палдрок (Тарту), а Лембит Каасик (Таллин) в одном из заездов второго дня на своем скутере «Ингрид» добился исключительно высоко! о результата — 84,290 км/час. Интересно отметить, что позднее, при попытке побития существующего рекорда в этом классе на дистанции 1 км он же показал скорость 99,310 км/час, т. е. фактически превысил рекорд СССР, установленный в 1963 г. В. Кочергиным (99,037 км/час); ему не хватило всего 0,46 км/час, чтобы в соответствии с действующими Правилами стать рекордсменом.
Исключительно хорошо выступал в классе МА известный гонщик Юрий Лилл, а также Рита Мухина (оба из Тарту) и другие эстонские спортсмены. Результаты определялись по междуна родной очковой системе, но одновременно фиксировались средние скоростные показатели гонщиков по всем классам судов. Прекрасно отрегулированные громкоговорители четко передавали на эстонском и русском языках квалифицированную информацию о ходе соревнований нескольким тысячам зрителей.
В командном зачете месте распределились так. В I группе: Тарту (6422) и Таллин (1870). Во II группе: Пярну (2052), Нарва (598), Вильянди, Выру и Локса. При зачете по коллективам 1-е место заняла команда Тартуского авторемонтного завода № 3, 2-е место — объединенный коллектив физкультуры работников связи, автотранспорта и шоссейных дорог г. Пярну.
Исключительно интересно и резуль тативно прошли заезды на побитие ре кордов. Четыре всесоюзных рекорда и шесть республиканских было побито на Первенстве ЭССР! Кроме того, А. Фуксом на глиссере ГА была показана высшая абсолютная скорость на воде в нашей стране — 125,874 км/час (до этого рекордсменом был м/с И. КрючкоЕ) На дистанции 10 км новый рекорд СССР, равный 55,130 км/час, установил м/с Ю. Лилл, почти на 3 км/час перекрывший свой же рекорд 1963 г. На дистанции 50 км в классе К-01 ленинградские спортсмены П. Федоров и А. Васильев показали скорость 49,806 км; это новый рекорд Союза! И, наконец, м/с А. Фукс на той же дистанции на своем рекордном корпусе с двигателем «М-21» показал среднюю скорость 86,075 км/час, более чем на 3 км час превышающую прошлогодний рекорд В. Слинкова. Повторные попытки Л. Каасика побить рекорд В. Кочергина на дистанции 1 км, к сожалению успеха не имели.