Мы твердо надеемся, что не за горами день вступления нашей Федерации в Международный Союз водно-моторного спорта. Еще раз отметим, что во многих случаях мы вплотную подошли к мировым рекордам и на некоторых (пока еще не принятых у нас) дистанциях превзошли их. Совершенно очевидно, что официальное признание наших скоростных достижений возможно лишь при условии вступления в члены УИМ и применения международных дистанций, на которых производится регистрация мировых рекордов. Конечно, при этом необходимо проведение соревнований в строгом соответствии с международными правилами, однако и данное требование не может служить препятствием к переходу в полном объеме на мировые дистанции, поскольку наши правила проведения соревнований в основном совпадают с правилами УИМ.
У нас часто путают понятия «дистанция» и «трасса». Дистанцией называется расстояние, которое надо пройти гонщику в данном заезде соревнования; оно может быть равно 1 км, 1 миле, 10 км, 15 милям и т. д. в зависимости от правил проведения данного соревнования. Трассой же называется путь, по которому должен следовать гонщик, чтобы покрыть данную дистанцию.
Только в гонках на 1 км или на 1 милю, проводимых по прямой, дистанция по расстоянию совпадает с трассой. Во всех остальных случаях длина трассы всегда меньше дистанции. Например, при дистанции 10 км, проходимой по замкнутой кольцевой трассе 2500 м, гонщик должен пройти данную трассу 4 раза (т. е пройти 4 круга); при трассе 2000 м — 5 раз (5 кругов) и т. д. Обычно применяемая за рубежом гоночная дистанция протяженностью 5 статутных миль может быть покрыта прохождением трассы в 1 милю — 5 раз, в 1¼ мили — 4 раза и в 1⅔ мили — 3 раза.
Переходим теперь к пояснению утвержденных УИМ видов мировых рекордов и соответствующих для них дистанций и трасс.
Скоростной рекорд
С (общепринятое международное обозначение — V). В соответствии с § 303 Правил УИМ 1965 г. этот рекорд устанавливается на дистанции в 1 км, в 1 статутную милю (1609 м) или в 1 морскую милю (1852 м). Трасса-дистанция (прямая линия) проходится два раза — в двух направлениях (туда и обратно) для исключения влияния на результат течения, ветра и т. д. Часовая скорость подсчитывается как среднее арифметическое двух скоростей.
Поскольку почти у всех наших обществ и организаций километровая дистанция уже геодезически разбита, не имеет смысла дополнительно разбивать для скоростного рекорда мильные дистанции.
Рекорд фонд
Ф (F). Этот рекорд (§ 304) устанавливается на двух дистанциях различной протяженности в зависимости от типа гоночных судов. Для судов с подвесными моторами дистанция равна 12 морским милям (22224 м), а для прочих судов — 24 морским милям (44448 м). Дистанция в обоих случаях может проходиться по любой кольцевой трассе, протяженность которой по прямой не превышает 3 морских миль (5556 м). Для достижения больших скоростей за счет уменьшения числа поворотов выгоднее трасса с максимальным по длине прямым участком, но практически далеко не на каждой акватории она может быть разбита.
Кольцевая трасса протяженностью 1,5 морской мили (2778 м) проходится 8 раз судами с подвесными моторами и 16 раз всеми остальными. Размер L для нее (см. схему) равен 1289 м.
Кольцевая трасса в 3 морские мили (5556 м) проходится 4 раза для судов с подвесными моторами и 8 раз для всех прочих судов. Размер L для нее равен 2678 м.
Рекорды продолжительности
(рекорды на время; часовые рекорды) — Ч (Н). В соответствии с новыми дополнениями к § 305 Правил мировые часовые рекорды устанавливаются на время:
- для судов с подвесными моторами на 1—2—3—4—6—9—12—24 часа и на неограниченное время.
- для всех прочих судов, входящих в классификацию УИМ, на 1—3—6—9— —12—24 часа и на неограниченное время.
Рекорды на гонках
(гоночные рекорды) — М. Гоночные мировые рекорды (§ 306) устанавливаются только во время соревнований при условии взятия старта в каждом заезде не менее чем 4 судами одного класса. Гоночные рекорды регистрируются на трех дистанциях — 5, 10 и 15 статутных миль — одинаково для всех классов судов, входящих в классификацию УИМ. Кольцевая замкнутая трасса может быть протяженностью в 1; 1¼; 1⅔ и 2½ статутной мили (см. таблицу).
Наиболее распространена принятая официально также и в США трасса протяженностью в 1⅔ статутной мили (2682,16 м); размер L для нее равен 1241,1 м. Трасса в 2½ мили более выгодна, но применяется крайне редко, поэтому следует рекомендовать пользоваться только трассой протяженностью в 1⅔ статутной мили.
Совершенно очевидно, что при установлении мировых рекордов необходимо точно соблюдать действующие официальные правила УИМ.
Отметим, что, конечно, нет смысла разбивать отдельные трассы для различных рассмотренных дистанций. Целесообразно пользоваться совмещенной трассой, т. е. разбить трассу протяженностью 1⅔ статутной мили (L=1241 м) для установления гоночных рекордов, для превращения которой в трассу дистанции фонд достаточно будет переставить на 47,9 м пару буев 3 и 4 так, чтобы размер L стал равен 1289 м (получится трасса в 1,5 морской мили). Такую трассу можно будет использовать как для дистанции фонд, так и для мильных дистанций (гоночных). В этом случае число реперных (разбиваемых геодезически) точек значительно сокращается.