Первенство мира в классе «R-5,5»
Первенство мира в этом классе проводится с 1961 г. Первым чемпионом мира был швейцарец Л. Новер-раз. Советский экипаж (рулевой К. Александров), выступавший на яхте конструкции А. Лоурина, приобретенной еще к Олимпийским играм 1956 г., занял тогда 24-е место. В 1962 и 1963 гг. К. Александров занял 4-е и 18-е, а В. Горлов — 9-е и 19-е места; в 1964 г. К. Александров, выступая на чужом судне, смог финишировать лишь в 3 гонках.
Первенство мира в классе «R-5,5» было первой в 1965 г. международной встречей с участием советских яхтсменов. Оно проходило в Неаполитанском заливе с 31 мая по 7 июня. Участвовало 35 экипажей из Австралии, Багамских островов, Великобритании, Дании, Италии (10 судов), Норвегии, СССР, США (7 судов), Франции, ФРГ и Швейцарии (6 судов). Программа состояла из 7 гонок по круговой дистанции с зачетом по 6 лучшим.
Для участия в первенстве тренерский совет Федерации парусного спорта СССР решил направить молодежный состав; после отборочных соревнований были отобраны два экипажа:
- В. Тинеев (рулевой), К. Мельгунов и В. Замотайкин на яхте «Дружба» конструкции Олсона, построенной в 1962 г.;
- А. Головачев (рулевой), В. Владимиров и Ю. Лаптев на яхте «Маг-III», построенной на Ленинградской судоверфи ВЦСПС в 1964 г.
В течение VII гонки ветер не только ослабел с 12 до 2 миль/час, но и зашел почти на 90°. Финишировав первым, А. Страулино, выступавший на яхте Олсона постройки 1963 г., снова стал чемпионом мира (6469 очков). Н. Бут пришел вторым и занял Общее 2-е место (6462), проиграв победителю всего 7 очков; он выступал на новой (постройки 1964 г.) яхте Людерса. На 3-м месте оказался Г. Кокс (5855) на яхте Б. Ченса-сына, построенной в 1963 г.
В. Тинеев и А. Головачев заняли общие 19-е и 26-е места.
Места наших спортсменов по гонкам:
- В. Тинеев: 20; 21; 18; 13; 26; 21; 4;
- А. Головачев: 19; 16; 15; 16; —; 23; 28.
Первенство мира в классе «Дракон»
В середине июля в г. Сандхамне (Швеция) состоялось I первенство мира среди яхт класса «Дракон». Участвовало 28 экипажей из 16 стран. Согласно положению, команда каждой Страны могла состоять из двух экипажей. Австралия, Великобритания, Дания, Норвегия, СССР, США, Финляндия, Франция, ФРГ, Швеция и Швейцария выступали полной командой. От Бермудских островов, Греции, Гонконга, Ирландии и Канады прибыло только по одному экипажу. От Дании был допущен третий экипаж с рулевым О. Бернтсеном — победителем XVIII Олимпийских игр. Кроме него, в первенстве участвовали такие сильнейшие рулевые, как Т. Торвальдсен (Норвегия) — двукратный чемпион Олимпийских игр (1948 и 1952 гг.), А. Бирх (Дания) — двукратный победитель соревнований на «Золотой кубок» (1963 и 1964 гг.) и чемпион Европы 1964 г. Ю. Сунделин (Швеция) — серебряный медалист первенства Европы 1965 г.
Дискриминационные положения правил соревнований не позволили выступить серебряному медалисту XVIII Олимпийских игр П. Арендту (ГДР).
Команда Советского Союза выступала в следующем составе:
- Ю. ШавриК (рулевой), В. Николин и В. Толстиков;
- В. Попель (рулевой), Б. Хлыстов и Ю. Анисимов.
III гонка проходила также при слабом ветре, причем он становился все слабее и слабее. Когда лидерам оставалось около 800 м до линии финиша, стало ясно, что ни одна яхта не укладывается в контрольное время, и - гонка была отменена.
Во время следующей гонки ветер несколько усилился, и она проходила в острой спортивной борьбе. Победил А. Бирх. После однодневного перерыва спортивная борьба возобновилась. В этот день был дан старт двум гонкам. В первой из них, проходившей в тумане при ветре до 1 балла, снова первым финишировал О. Бернтсен, зато во второй победил самый молодой экипаж: студенты — братья Сунделин (возраст рулевого Ю. Сунделина 22 года). Они же выиграли и VI гонку. Таким образом, перед последней гонкой на звание чемпиона могли реально претендовать датчане О. Бернтсен и А. Бирх и швед Ю. Сунделин. Старт решающей гонки долго не могли дать из-за Отсутствия ветра. Когда же старт был, наконец, дан, ветер снова зашел почти на 90°, так что большая часть дистанции Оказалась без лавировки. Лишь благодаря тому, что линия финиша была перенесена на другой знак, последняя прямая была с лавировкой. Ю. Сунделин отлично Стартовал, но заход ветра отбросил его во второй десяток. На последней лавировке он Отыграл 1В мин., но финишировал лишь 5-м. Первым пересек линию финиша А. Бирх, за ним О. Бернтсен. Хотя по сумме 6 лучших гонок они набрали равное количество очков (7787), первым чемпионом мира в классе «Дракон» стал О. Бернтсен. Он выступал на яхте небольшой датской фирмы «Пи-терсен и Тузен», выпускающей всего 6—8 яхт в год. На яхте той же фирмы выступал и бронзовый призер первенства Ю. Сунделин (7389). Занявший 2-е место А. Бирх выступал на яхте всемирно известной датской фирмы «Бориссон». Участники применяли паруса различных, в том числе и многих европейских фирм (западногерманских «Рехман» и «Мориц», шведской «Ортенгрен», голландской «Йонки» и т. д.).
Ю. Шаврин занял в первенстве общее 13-е место; он выступал на яхте «Компэнелла-111», построенной Таллинской экспериментальной верфью спортсудостроения в 1964 г. В. Попель занял 17-е место; он выступал на яхте фирмы «Бориссон».
Места советских экипажей по гонкам:
- Ю. Шаврин: 5; 10; 13; 19; 14; 12; 21;
- В. Попель: 22; 7; 14; 10; 20; 19; 10.
Первенство Европы и Северной Африки в «Звездном» классе
Первенство Европы и Северной Африки проводится с 1932 г., но советские яхтсмены участвуют в этих соревнованиях с 1959 г. Напомним, что в 1959 г. наши яхтсмены заняли 9-е (Т. Пинегин) и 16-е (Б. Мирохин) места; в 1961 г. — 2-е (Т. Пинегин) и 6-е (Б. Мирохин) места; в 1962 г. — 10-е (Т. Пинегин) место и в 1964 г. — Т. Пинегин завоевал золотую медаль.
Первенство 1965 г. состоялось в Марокко в районе курортного города Моххамедия. Участвовали 30 экипажей из 9 стран; впервые в этих соревнованиях принимали участие спортсмены ГДР.
Отборочные внутрисоюзные соревнования — первенства московского и ленинградского флотов «звездников» — выиграли В. Скачков и Б. Мирохин, выступавшие на яхтах Отечественной постройки. На этих же судах Они выступали и на рассматриваемом первенстве.
Было проведено 5 гонок, большинство из которых проходило при ветре силой 1—3 балла. I гонку выиграл португалец А. М. Корейя. Скажем сразу, что он был единственным участником первенства, сумевшим дважды финишировать первым, Однако дисквалификация в одной из гонок отбросила его на общее 8-е место. В I гонке из-за высокой океанской волны 4 яхты сошли с дистанции вследствие аварий; из-за Обрыва вант в их числе Оказался экипаж Б. Мирохина. Во II гонке победил итальянец К. Роланди, знакомый советским яхтсменам по XVII Балтийской регате, где он занял общее 3-е место. В. III гонке первым финишировал В. Скачков, но эта гонка была Отменена, так как из-за слабого ветра ни Одна яхта не уложилась в контрольное время. В гонке, проведенной взамен отмененной, Скачков не сумел повторить свой результат и был на финише лишь 3-м; выиграл эту гонку спортсмен из ФРГ Р. БерхтОльд. IV гонку выиграл Б. Мирохин; за ним финишировали основные претенденты на звание чемпиона К. Роланди и С. Лоуренцо (Португалия).
Победители первенства определились только в последней гонке; ими стали итальянцы К. Роланди — А. Марино (140 очков); 2-е место заняли С. Лоуренцо — Ф. Белло (139); 3-е — тоже досталось португальцам М. Кунна — М. Риккиарди (131). 4-е место занял советский экипаж: В. Скачков — Ф. ШуткОв. Следует отметить, что Скачков впервые участвует в соревнованиях такого масштаба. Второй советский экипаж Б. Мирохин — Э. Шугай занял 10-е место.
Места наших спортсменов по гонкам:
- В. Скачков: 8; 10; 3; 5; 5;
- Б. Мирохин: —; 5; 12; 1; 12.
«Золотой Кубок» в классе «Финн»
Эти соревнования проводятся с 1956 г. Напомним, что:
- в 1958 г. нашим яхтсменам досталось 20-е место (П. Гореликов) из 73;
- в 1959 г. — 7-е место (А. Чучелов) из 94;
- в 1961 г. — 23-е (В. Дырдыра), 27-е (П. Гореликов) и 45-е (А. Чучелов) места из 109;
- в 1962 г. — 11-е (А. Чучелов) и 27-е (В, Манкин) места из 139;
- в 1963 г. — 5-е (В, Манкин) и 24-е (А, Чучелов) места;
- в 1964 г. — 7-е (А. Чучелов) и 10-е (В, Манкин) места.
Программа состояла из 6 гонок по круговой дистанции, длина которой была значительно больше традиционной олимпийской вследствие увеличения диаметра круга до 1,5 мили и изменения порядка прохождения дистанции: треугольник — петля — треугольник — прямая. Гонки проходили в сложных метеорологических условиях: сила ветра во время отдельных гонок менялась от 2 до 8 баллов; были дожди и грозы со шквалами. В этих условиях требовалась всесторонняя подготовка спортсменов и яхт. Особенно возрастало значение физической подготовки участников.
Победители гонок были: I — А. Акерсон (Швеция), II и V — Б. Демель (ГДР), III—М. Вейвода (ЧССР), IV и VI Р. Харт (Великобритания). Обладателем «Золотого кубка» стал 24-летний спортсмен из ГДР Ю. Миир (7587 очков). Он слесарь по профессии, учится на заочном отделении Высшей школы физической культуры в Лейпциге. Парусным спортом занимается с детства. Его рост 186 см; вес 90 кг. На 2-м месте Б. Демель (7152), на 3-м — Р. Харт (6В60).
В. Манкин занял 4-е место (6231). Его места по гонкам: 8; 20; 12; 17; 4; 2.
Почти 75% всех швертботов были изготовлены из стеклопластика, остальные — деревянные (в основном из шпона). Большинство гонщиков применяли паруса фирм «Эльвстрем» (Дания), «Норт» (США), «Йонки» (Голландия), «Бенровиц». Многие имели паруса собственного изготовления. В. Манкин выступал на швертботе, построенном Таллинской верфью в 1959 г.; он имел паруса отечественной пошивки, а также фирмы «Эльвстрем».
Первенство Европы в классе «Финн»
Первенство Европы по швертботам-одиночкам проводится с 1937 г., но до 1956 г. оно проводилось на «Олимликах». Советские яхтсмены участвовали в первенстве 1956 г., когда Ю. Шаврин занял 5-е место, и в 1961 г., когда Чучелов занял 6-е место.
Первенство 1965 г. состоялось в сентябре в г. Каскайсе (Португалия). В нем приняли участие 29 спортсменов из 16 стран, в том числе все сильнейшие гонщики мира: победитель XVIII Олимпийских игр В. Кувайде (ФРГ), победители «Золотого кубка» четырех последних лет, победители предыдущих первенств Европы. Среди участников были два советских яхтсмена: В. Манкин и молодой, впервые выехавший на зарубежные соревнования, волгоградский мастер спорта В. Гурьянов.
I гонка проходила при северо-западном ветре силой 4—5 баллов. Ее выиграл Б. Якобсон (Швеция). Во II гонке ветер был слабым, неустойчивым по силе и направлению. Первым финишировал X. Раудашль (Австрия). III гонка проходила при 6-балльном ветре. Гонку выиграл Б. Демель (ГДР), вторым был Манкин. Гурьянов сошел с дистанции после нарушения правил расхождения судов.
IV и V гонки состоялись в один день при ветре силой 3—4 балла. После старта IV гонки ветер зашел, и дистанция оказалась без лавировки. Первым финишировал В. Кувайде (ФРГ). К V гонке лидирующая группа уже определилась. На дистанции шла борьба за сохранение мест: Манкин, Демель и Кувайде контролировали друг друга, но гонку снова выиграл Б. Демель.
VI гонку, начавшуюся при западном ветре силой в 5 баллов, сразу же возглавил В. Манкин. На последней лавировке его обошел датчанин X. Винд, но Винду оказался не по плечу усилившийся ветер; в результате Манкин ушел От него с под-ветра и финишировал первым.
Настает день последней решающей гонки. Ветер северо-западный, 3—4 балла. Перед последней гонкой впереди Б. Демель, на 602 очка отстает от него В. Манкин; еще на 911 очков меньше у В. Кувайде. Большую часть дистанции лидирует В. Кувайде. Если он финиширует первым, то Ман-кину, чтобы занять общее 2-е место, надо быть на финише не дальше В-го места, а он пока идет 10-м. На второй половине дистанции Манкин все-таки выходит на 8-е место! Набрав 6317 очков, он заслуженно завоевал общее 2-е место. Перед финишем В. Кувайде (общее 3-е место; 6016) обходит англичанин Р. Харт. Б, Демель финиширует 6-м, но и этого ему достаточно, чтобы стать чемпионом Европы (7044). В. Гурьянов занял общее 20-е место.
Места наших спортсменов по гонкам:
- В. Манкин: 16; 3; 2; 6; 4; 1; 8;
- В. Гурьянов: 10; 17; —; 22; 17; 7; 21.
Первенство мира в классе «Летучий Голландец»
Это первенство мира проводится с 1957 г. В 1958 г. Р. Новодережкин занял 26-е место из 40, в 1959 г. он же 10-е место из 15, а в 1962 г. А. Шелковников — 15-е.
Чемпионат 1965 г. состоялся в г. Алассио (Италия) в середине сентября. В нем участвовали 23 экипажа, в том числе все Чемпионы мира последних лет. Поскольку согласно положению каждую страну мог представлять только один экипаж, некоторые сильные спортсмены (например, чемпион XVIII Олимпийских игр X. Педерсен) не смогли участвовать в чемпионате, проиграв отбор внутри своей страны. От СССР в чемпионате принял участие экипаж в составе Р. Новодережкина (рулевой) и О. Уловкова.
Программа включала 6 гонок. Дистанция располагалась в Генуэзском заливе вблизи гористого берега, что, как и наличие течения, сильно осложняло гонки. Большое значение приобретало знание местных условий. В I гонке это продемонстрировал итальянец М. КапиО. При ветре около полутора баллов он отлично стартовал и ушел, как казалось, невыгодным галсом к берегу, но финишировал первым с большим отрывом. Новодережкин начал гонку неудачно, так как выбрал для лавировки мористую сторону дистанции, считая, что там ветер сильнее. Затем, исправив ошибку, Он на каждом круге кого-нибудь обходил, однако финишировал только 16-м.
Во II гонке, тоже проходившей при слабом ветре, большинство рулевых, учтя полученный урок, пошли к берегу; с большим преимуществом гонку выиграл англичанин Р. Питчер. В III гонке (ветер опять очень слабый) за победу боролись молодой спортсмен X. Кохиус (ГДР) и Р. Питчер, и снова победил англичанин. Новодережкин шел всю дистанцию 5-м, но на последней лавировке попал под заход ветра, и его обошли бывшие чемпионы мира М. Капио и швейцарец Ш. Реневье. Старт IV гонки был дан на час позже из-за Отсутствия ветра. Первым финишировал Ш. Реневье, продемонстрировав, как и в 1963 г., умение гоняться при слабом ветре. После этой гонки только Р. Питчер, X. Кохиус и М. Капио могли реально претендовать на звание чемпиона. Поэтому выиграв V гонку, Р. Питчер уже обеспечил себе победу. Новодережкин в этой гонке стартовал отлично, но сразу же попал под заход ветра и к верхнему знаку пришел только 14-м. После хорошо пройденного бакштага он перешел на 6-е место, которое и сохранил до финиша. Последняя гонка длилась около 5 часов. Ветер часто менял направление, а порой затихал совсем. Примерно четверть участвующих экипажей сошли с дистанции, не выдержав тяжелой борьбы. С большим трудом гонку выиграл М. Капио, обеспечив этим общее 2-е место (5229 очков).
Последнюю гонку Новодережкин также начинал хорошо; на бакштаге он вышел в лидеры, после второй лавировки проигрывал только Капио. В начале последней лавировки Новодережкин прошел по носу у всех яхт, но ветер зашел почти на 90° и ему удалось финишировать лишь 12-м.
Чемпионом мир а 1965 г. стал 47-летний Р. Питчер (5803). За рубежом он выступает впервые. Его лучший результат — 2-е место в чемпионате Англии этого года. На первенстве мира ему удалось выступить только потому, что чемпион Англии А. Джардайн не смог выехать в Италию в связи с занятостью по работе. Питчер выступал на швертботе голландской фирмы «Ван Дуйсбург», сильно переделанном им самим, с парусами новой английской фирмы «Мусто и Хайд» (стаксель и спинакер). На судне той же фирмы участвовал в первенстве и Р. Новодережкин, занявший общее 12-е место (его места по гонкам: 16; 8; 7; 11; 6; 12). Следует отметить успех молодого (24 года) гонщика из ГДР—X. Кохиуса, занявшего 3-е место (5071). Он выступал на пластмассовом швертботе собственной постройки с парусами фирмы «Мориц».
Международные товарищеские встречи
Помимо официальных первенств мира и Европы по Отдельным классам яхт, советские спортсмены участвовали в нескольких международных товарищеских встречах. Самой крупной из этих встреч 1965 г. была XVII Балтийская регата, отчет о которой был помещен в пятом выпуске сборника.
Эстонские яхтсмены В. Райме («R-5,5») и П. Леола («Звездный» класс), а также экипаж крейсерской яхты «Ванемуйне» в июле участвовали в Варнемюндской регате, состоявшейся в Ростоке (ГДР).
Украинские яхтсмены В. Манкин и В. Дырдыра участвовали в соревнованиях «Варненское лето», состоявшихся в конце августа в Болгарии. В гонках участвовали 17 экипажей из 5 стран. В. Манкин и В. Дырдыра заняли 1-е и 2-е места.
Во второй половине сентября в г. Одессе состоялась III Черноморская регата дружбы, в которой приняли участие советские яхтсмены профсоюзов, спортсмены Болгарии, Венгрии и Польши. Болгарские спортсмены выступали на своих яхтах, а венгерские и польские—на советских. Гонки проводились на швертботах «Летучий Голландец» и «Финн» по круговой олимпийской дистанции. Большинство гонок проходило при ветре 1,5—2,5 балла. Победителем соревнований в классе «Финн» стал москвич В. Козлов (ДСО «Труд»), а в классе «Летучий Голландец» — 22-летний московский студент Г. Белов (ДСО «Водник»).