Кубок дружбы и братства
Для советских водномоторников наиболее важными являются соревнования на Кубок Дружбы и Братства, которые проводятся в канун Дня Победы над фашистской Германией. В этом году на Дунае в небольшом венгерском городе Бая состоялась шестая по счету встреча, ее организатором стала Федерация водно-моторного спорта ВНР.
Несмотря на очень ранние сроки розыгрыша этого Кубка, практически все Федерации стран-участниц провели весенние этапы национальных чемпионатов или крупные международные встречи, так что спортсмены имели возможность восстановить несколько утраченные в зимний период навыки и проверить технику.
В гонках на Кубок Дружбы и Братства спортсмены выступали на судах классов ОА-250, ОВ-350, ОС-500 и SC-500. В каждом классе страну представляли два гонщика (страну-организатора — пять), они должны были участвовать в серии из трех гонок. В зачет шли результаты всех трех гонок, в командный зачет — трех лучших классов из четырех.
Благодаря широкой рекламе соревнований по радио и телевидению в дни проведения гонок тысячи зрителей настолько плотно заполнили берега Дуная, что пробраться к воде было практически невозможно. И это несмотря на сравнительно высокую стоимость билетов!
Выступление в классе мотолодок SC-500, в котором советским спортсменам принадлежит большое количество мировых рекордов, в этом году (как, впрочем, и в прошлом) не принесло удовлетворения нашей команде. Еще в 1980 г. при прохождении технического осмотра судейская коллегия, следуя международным правилам, не разрешила использование на моторах «Вихрь» не зарегистрированных в УИМ дополнительных заборников воды. Зная об этом, Михаил Зайчиков и Алдур Раудва установили на подводную часть мотора обтекатели, которые без каких-либо шлангов направляли по воздуху струи воды к основным водозаборным отверстиям двигателя.
Техническая комиссия соревнований сначала сочла эти обтекатели не соответствующими правилам, но в конце концов решила «последний» раз допустить наших спортсменов к гонкам. Однако успешно выступить советским гонщикам так и не удалось. На взволнованной поверхности акватории двигатели на «Вихрях» перегревались, в итоге А. Раудве удалось занять 2—3-ю позицию, а М. Зайчиков остался далеко позади лидеров.
В классе ОА-250 отсутствием чемпиона мира 1979 и 1980 гг. Валдемара Маршалека (ПНР) и сильнейшего гонщика Бернда Бекхузена (ГДР), выступающего только в ОВ-350, прекрасно воспользовались советские водномоторники. В первом заезде с большим отрывом победил Алексей Ишутин, вторым был Андрей Жиров.
В классе ОВ-350, несмотря на хорошие скоростные показатели, нашим спортсменам Евгению Радько и Витасу Матулявичусу не удалось занять лидирующее положение. Победу одержал Берид Бекхузен (ГДР). Он плохо стартовал — был восьмым на первом круге, однако сумел финишировать в этом заезде первым.
Наиболее острые и в конечном итоге трагические события развернулись в классе ОС-500. Здесь среди участников были гонщики мирового класса Васил Маринов (НРБ), Бернхард Даниш и Отто Шумбург (ГДР), Петр Богданов (СССР) и еще 12 спортсменов. Со старта вперед вырвался Васил Маринов, его преследовали Б. Даниш и К. Димитров (НРБ). Несмотря на солнечную погоду и слабый ветер по дистанции гуляли пологие, почти незаметные длинные волны («накат», как выражаются спортсмены). Из-за этого скутера, мчавшиеся со скоростью более 150 км/ч, время от времени взлетали в воздух на гребнях воли, «проваливаясь» во впадины следующих. И только мастерство гонщика, точно рассчитавшего и скорректировавшего перед таким прыжком величину «газа» двигателя и центровку судна, позволяло избежать зарывания скутера носом в волну.
Отто Шумбург, увлекшись погоней и стараясь развить максимальную скорость, слишком «перецентрировался» вперед, в результате его скутер врезался носом в волну. Спортсмен, получив от удара о воду тяжелые травмы, скончался в больнице. Погиб жизнерадостный и очень общительный человек, известный гонщик, много лет отдавший водномоторному спорту, имя которого известно далеко за пределами ГДР...
Соревнования были остановлены, было решено их не продолжать, а итоги (хотя бы по одной гонке) не подводить.
Соревнования в Кырд-Жали
Девятый международный турнир по водно-моторному спорту, который по традиции проводится во вторую субботу мая в болгарском городе Кырджали (на юге страны), в этом году стал местом встречи спортсменов Венгрии, Чехословакии, Болгарии и СССР. Болгарские спортсмены выставили три команды: НРБ-1, София и Кырджали, две команды представляли ВНР и одна Чехословакию. Советские спортсмены выступали вторым составом сборной СССР. В соревнованиях участвовали скутера классов ОА-250, ОВ-350 и ОС-500. В каждой команде в каждом классе судов могло быть по два участника. Проводились личный зачет, командный (общий) и по классам судов.
На небольшом водохранилище, хорошо знакомом советским спортсменам, в этом году была установлена более длинная (длина одного круга 2000 м), чем обычно, трасса, по которой гонщикам предстояло трижды пройти по пять кругов. Благодаря безветренной, солнечной погоде и длинной дистанции преимущество имели скоростные суда, а такие качества, как приемистость и мореходность, отошли на второй план. Это предопределило острую, захватывающую борьбу. Гонщики заставляли моторы работать на полную мощность, суда мчались на грани «взлета», но тем не менее в ходе соревнований не произошло ни одной аварии.
Пожалуй, наиболее спокойно проходили заезды в классе ОА-250. Опытные советские гонщики Анатолий Чермашенцев и Николай Пывват лидировали прямо со старта, в итоге они с большим преимуществом заняли два первых места. Неожиданно слабо выступили гонщики сборной НРБ, они заняли 6-е и 7-е места. В конечном итоге именно это и позволило сборной СССР опередить сборную Болгарии и выйти на 1-е место.
Более интересно и напряженно проходили заезды в классе ОВ-350. Желание спортсменов как можно лучше стартовать приводило к фальстартам, которые фиксировались при помощи фотографической установки. Молодой, но известный гонщик м. с. Савва Гаванаров (НРБ) уверенно выиграл все заезды и завоевал 1-е место с максимальной суммой 1200 очков. Вторым стал советский спортсмен Ричардас Мателионис, только на 19 очков опередивший гонщика из Софии Яичо Янчева. Второй советский гонщик Евгений Бочкарь занял 4-е место.
Опытные болгарские гонщики Васил Маринов и Кристю Димитров, выступающие в ОС-500, хорошо понимали, что в их руках судьба командного первенства, и всеми силами старались завоевать максимальное количество очков. Для этого им иногда приходилось идти на излишний риск.
Владимир Кузнецов и Сергей Жиров, представляющие СССР в этом классе, несколько уступали в скорости болгарским гонщикам. Они решили излишне не рисковать, но и не опускаться в заездах ниже четвертого места. В каждой гонке повторялась практически одинаковая схема: первыми стартовали советские спортсмены, по уже на втором круге вперед выходили болгары. Первым все три заезда закончил Васил Маринов, вторым — Кристю Димитров, третьим — Владимир Кузнецов, а четвертым — Сергей Жиров.
В результате сборная СССР, набрав 4689 очков, завоевала 1-е место, команда НРБ с 3891 очком оказалась на 2-ом, 3-е место досталось команде Софии, далее шли команды ВНР-I, Кырджали, ЧССР и ВНР-II.