В отличие от прошлых лет, организация и подготовка соревнований оставляли желать много лучшего. Побережье совершенно не было оборудовано — отсутствовали даже стартовые боны; суда приходилось спускать на руках с крутого берега. Оргкомитет не обеспечил гонщиков стартовыми номерами (что полагается в соответствии с § 78.6 Правил соревнований изд. 1960 г.).
Метеорологические условия в течение всего времени соревнований были плохие. Состязания проводились при волне, значительно превышающей предельно допустимую по Правилам. Очевидно, неудачным был выбор места — вдали от большинства центров водно-моторного спорта. Желательно впредь выбирать места для таких соревнований в центральной части РСФСР или на севере УССР, куда значительно проще доставлять технику.
Погода не позволяла произвести специальную регулировку двигателей, необходимую в условиях местной разреженной атмосферы.
Отметим неудачное расположение трассы. Стартовые часы, расположенные вдали от трассы, были очень плохо еидны участникам. Гонщики совершенно не видели судейского флага на финише и ориентировались только по своему счету кругов. Судейская коллегия и главный судья М. Г. Федоровский много сделали для обеспечения безопасности участников гонок, однако большая разбросанность команд по берегу и отсутствие стартового бона не позволили собрать стартующих в одном месте и полностью исключить риск столкновений.
В результате неудачного размещения участников относительно стартовой зоны суда, стартующие с опозданием из района главного судейского пункта, иногда проходили «сквозь строй» судов, уже идущих по трассе, лавируя между ними.
Судейская коллегия объявила, что за 1 минуту до открытия старта гонщикам запрещается пересекать трассу перед стартовым створом, однако м. с. Радько и м. с. Беляев, прошедшие на старт «в лавировку» между стартующими судами, не были дисквалифицированы — серьезная ошибка судей. Все правила и инструкции, регламентирующие поведение гонщиков на трассе, имеют одну цель — уменьшить возможность опасных инцидентов во время гонки, при подготовке к ней перед открытием старта и после финиша при уходе с трассы к месту стоянки. Однако перед соревнованиями в Тбилиси в правила был введен ряд дополнений, целесообразность которых представляется сомнительной. Приведем в качестве примера случай о м, с. Крашенниковым. Крашенников прошел лишний круг (что немудрено при неудачном расположении финишера), а затем, после окончания контрольного времени, увидев красный флаг, сразу повернул и поперек пересек стартовую зону. Гонка уже закончилась и Крашенников имел право, согласно всем правилам, в том числе международным правилам УИМ, пересечь эту зону. Введение дополнений к правилам иногда неизбежно и вызывается местными условиями из соображений безопасности. В данном случае безопасность от такого нововведения не увеличивалась.
Очень плохо была организована спасательная служба: водители спасательных катеров не знали правил поведения этих судов во время гонки и давали полный ход, спеша спасти потерпевшего аварию. Возникавшая волна сильно мешала всем другим спортсменам. И вот плачевный результат: потоплен глиссер команды УССР (его, правда, удалось поднять) и скутер «СА» (безвозвратно) команды Азерб. ССР.
Возмущение участников соревнования вызвали грубые ошибки судьи-мерителя И. Широкова (свидетельствующие о его явно недостаточной квалификации для выполнения таких ответственных обязанностей) при взвешивании глиссера «ГА» команды Ленинграда.
Вместе с тем, несмотря на упомянутые недостатки, необходимо отметить значительный рост уровня судейства описываемого первенства ДОСААФ. Хорошо составлены (отмечено лишь несколько мелких несущественных ошибок) протоколы. Необходимо в будущем в протоколах «серийных» гонок указывать, кроме суммы скоростей (которую, как неоднократно отмечалось в предыдущих выпусках сборника «Катера и яхты», следует считать, во избежание путаницы, суммой очков), также и скорости в каждой из гонок серии, ибо эти цифры нужны для оформления разрядов в случае выполнения разрядных скоростных норм в одной из гонок серии. Следует также запретить представителям Москвы участвовать в составе команды РСФСР, так как Москва пользуется правами республики. Итак, о гонках... В итоге напряженной борьбы первое место завоевала отлично подготовленная и экипированная команда РСФСР.
Жестокое поражение потерпели команды Москвы и Ленинграда, которые заняли соответственно 10 и 9 места. Городским комитетам ДОСААФ столицы и крупнейшего в СССР центра водно-моторного спорта — Ленинграда необходимо внимательно проанализировать причины неудач и уделить больше внимания подготовке к столь важным соревнованиям.
Общий уровень спортивно-технических показателей был довольно высок, если учесть состояние акватории, плотность графика гонок и плохое оборудование береговой полосы.
В «серийных» гонках скутеров в классе «СИ» зачет получило 27 судов из 41 (66%), в классе «СА» — 18 из 24 (75%) при блестящей сумме скоростей у первых 5 гонщиков.
Примечательно, что среди мотолодок «МА» все юноши получили зачет, и лучший из них — В. Елин (Ленинград) имеет 7-й результат среди всех участников этого класса. Победитель в классе «МА» среди взрослых м. с. А. Кузнеченко (РСФСР), шедший со значительным отрывом от второго призера и, вследствие этого, может быть, не раскрывший всех своих возможностей, показал стабильную, но не очень высокую скорость — 45—46 км/час (уровень к. м. с.). Зачет среди «мотоло-дочников» получили 13 человек из 17 (76%), однако обе гонки прошли только 9 спортсменов. В связи с этим неважным итогом хочется пожелать морским клубам ДОСААФ уделять больше внимания подготовке гонщиков на мотолодках «МА», а заводу спортивного судостроения ДОСААФ (Ленинград) наладить, наконец, серийное производство хороших мотолодок. Особенно плохо обстоит дело в «тяжелых» классах — глиссерах и катерах. В классе «ГА» получили зачет 7 из 14 судов, причем обе гонки прошли всего 3 судна (21%). В классе «ГВ» имеют зачет 3 судна из 11 (27%), а по обеим гонкам серии — только 2!
У гонщиков катеров «К-02» дела тоже не блестящи — из 16 судов зачет имеют лишь 7 (44%), а обе гонки прошли 4 катера.
Еще хуже результаты в гонке на личное первенство. Надо отметить, что вообще в соревнованиях на личное первенство за последние годы борьба идет только за первые три места. Остальные, кому «не светят» призовые места, или просто «катаются» по трассе, или вовсе не выходят на старт.
Во всех гонках результаты не были ниже норматива 1 спортивного разряда (правда, нормативы установлены для дистанции 10 км), хотя мастерских результатов было всего 4.
Чемпионами первенства ЦК ДОСААФ 1966 г. стали:
по серии 2X5 стат. мипь
«СИ» — А. Шевченко (РСФСР) — 143,049 очка; «СА» — м. с. И. Богданов (Москва) — 166,077 очка; «МА» — м. с. A. Кузнеченко (РСФСР) — 96,754 очка; «МА» (юноши) — В. Елин (Ленинград) — 79,833 очка.
по серии 2Х10 стат. мипь
«ГА» — к. м. с. С. Саутин (РСФСР) — 136,283 очка; «ГВ» — м. с. B. Слинков (РСФСР) — 167,43 очка; «К-02» — м. с. А. Кипин, м. с. А. Соколов (Ленинград) — 117,702 очка.
по дистанции 5 стат. миль
«СИ» — к. м. с. В. Ницак (УССР) — 76,03 км/час; «СА» — м. с. П. Богданов (РСФСР) — 83,474 км/час; «МА» — м. с. А. Кузнеченко (РСФСР) — 46,948 км/час.
по дистанции 10 стат. миль
«ГВ» — С. Дмитриев (Ленинград) — 75,35 км/час; «ГВ» — м. с. В. Слинков (РСФСР) — 84,8 км/час; «К-02» — к. м. с. Т. Нассар, к. м. с. К. Тобре (Эст. ССР) — 59,22 км/час.
Среди юношей личное первенство не разыграно.
Больше всех наград завоевали в личном первенстве представители команды-победительницы — 11 (6 золотых, 2 серебряных и 3 бронзовых жетона); у команды Латв. ССР 5 наград, правда, все бронзовые, затем идут ленинградцы — 4 (3 золотых жетона и один серебряный), УССР, Эст. ССР и БССР — по 3, Москва и Арм. ССР — по 2 и представители команд Каз. ССР, Лит. ССР и Туркм. ССР — по одному жетону.
Из представленной техники заслуживают внимания новый дюралюминиевый глиссер «ГА» мастера спорта В. Слинкова (Воронеж) и глиссер «ГВ» мастера спорта Е. Крашенникова (Ленинград), а также катер «К-02» конструкции мастера спорта А. Кипина (Ленинград), показавшие хорошие ходовые качества.
Вновь подтвердила завоеванную в прошлом году репутацию хорошего ходока «Пиранья»; стартуя на этом глиссере в классе «ГА», перворазрядник С. Дмитриев (Ленинград) стал чемпионом ДОСААФ на дистанции 10 статутных миль.
С сожалением отмечаем почти полное прекращение творческой работы по проектированию и постройке гонщиками скутеров и мотолодок своих конструкций; многие из спортсменов просто ждут, когда «упадет манна небесная» из ЦК ДОСААФ.
Указанное выше положение с глиссерами и катерами (более половины выступавших на соревновании судов этих типов не получили зачета, а ведь эти суда должны быть самыми надежными) внушает серьезную тревогу. Спроектировать и построить тяжелые современные суда кустарным способом во многих случаях затруднительно. Винить здесь нужно завод спортивного судостроения ДОСААФ: имея хорошие чертежи глиссера «Пиранья», завод не только до сих пор не освоил серийного производства этих судов, но и не сделал ни одного опытного глиссера. Серийные катера «К-02» этого завода завоевали признание и, при надлежащей подготовке спортсменов, показывают хорошие результаты на соревнованиях. Плохие результаты на катерах в прошедших гонках — только следствие недостаточного их освоения.