Выиграв четыре гонки подряд (4:0) в поединке с австралийским претендентом, английский катамаран «Хэллкэт-IIIS», управляемый Рэгом Уайтом, завоевал Международный Приз Гонок. Эта убедительная победа, безусловно, доказала, что «Хэллкэт-IIIS», спроектированный Родом Мэкэлпайн-Дауни, быстроходнее австралийского катамарана «Квест» при всех условиях, встречавшихся во время гонок, когда ветер менялся от слабого до крепкого. Таким образом, англичане продолжают удерживать мировое первенство, которое они отстояли и в прошлом году, выступая с катамараном «Хэллкэт» того же кочструктора, в упорной борьбе с американцами (катамаран «Беверли»), Сразу же по окончании прошлогодних состязаний новый вызов бросила Австралия.
Правила розыгрыша, составленные «Си Клиф Йот Клубом» — учредителем приза, предусматривают, что победителем считается яхта, выигравшая 4 из 7 намеченных гонок; оговорено, что претендующий на приз и защищающий его клубы должны взаимно согласовывать даты, дистанции и другие условия гонок. В соответствии с этим Австралийская Ассоциация Катамаранного Спорта и «Чепмэн Сендз Сайлинг Клуб» пришли к соглашению относительно дистанции олимпийского типа длиной не менее 12 и не более 27 миль с контрольным временем 4 часа и скорости ветра на старте от 4 до 30 миль в час (2—15 м/сек; 2—8 баллов по шкале Бофорта).
Первая гонка была назначена на среду 18 сентября. В этот день высота прилива над илистыми отмелями бухты Торп (Англия) была достаточной для того, чтобы дать старт в полдень. От метим, что австралийский экипаж усиленно тренировался в этих водах уже в течение нескольких недель, тогда как «Хэллкэт-IIIS» прибыл лишь накануне старта.
В момент предупредительного сигнала скорость ветра была около 6 миль в час, однако к моменту стартового выстрела ветер стих и суда достигли стартовой линии только через несколько минут. Впереди был «Квест»; он постепенно увеличивал разрыв, пока яхты медленно ползли по дистанции, причем направление слабого ветра все время менялось. Последний знак «Квест» обогнул на целых 45 мин. раньше английского катамарана, однако установленное соглашением контрольное время истекло, когда обеим яхтам оставалось пройти еще несколько миль до конца 12-мильной дистанции.
На другой день, к полудню, поднялся хороший бриз от Оста со скоростью около 17 миль в час (9 м/сек). Была намечена дистанция около 20 миль со стартом, достаточно удаленным от южного пирса. Почти сразу же можно было заметить, что «Хэллкэт» лавирует круче, не проигрывая, однако, в скорости. «Квест» вынужден был сделать поворот оверштаг; «Хэллкэт» проделал тот же маневр, однако в момент поворота его наветренный корпус вышел из воды, и на поворот потребовалось вдвое больше времени, чем австралийцам (18 сек.), которые после этого маневра оказались впереди. «Хэллкэт» медленно отыграл потерянное расстояние и при следующем повороте обошел противника.
Через секунду-две передняя шкаторина стакселя на «Хэллкэте» ослабла и он снова отстал. Стаксель-фал лопнул; на то чтобы вскарабкаться на мачту и срастить его, ушло 12 мин., в течение которых катамаран с трудом продвигался вперед под одним гротом. В результате к наветренному знаку он пришел на целых 7 мин. позже австралийского катамарана, что (даже принимая во внимание еще не пройденные 20 миль) составляло очень большой разрыв. Однако «Хэллкэт» стал медленно, но верно наверстывать упущенное. После прохождения 3Д дистанции разрыв уменьшился до 2 мин. При условии сохранения такого темпа у «Хэллкэта» появились шансы закончить гонку блистательным финишем.
Все взгляды были устремлены на «Квест», который подходил к наветренному знаку, заканчивая девятое колено дистанции (оставалось еще два1). С полдюжины обеспечивающих судов, перегруженных болельщиками, старались занять позицию поближе к знаку; ближе всех подошел катер прессы. «Квест» немного запоздал с поворотом фордевинд, подойдя в галфвинд к знаку 20-уз-ловым ходом. Многочисленные зрители видели, что растравленный гика-шкот волочится за его кормой, но это не было замечено командой и послужило причиной поражения «Квеста». Грот его стоял почти в диаметральной плоскости; наветренный корпус вышел из воды и поднимался все выше и выше, несмотря на отчаянные попытки команды откренить катамаран. Внезапно на глазах у зрителей, «Квест» лег на левый борт и опрокинулся, упершись мачтой в ил.
Оказалось, что гика-шкот волочился сзади из-за того, что его намертво «закусило» в блоке. Это был вообще первый случай, когда «Квест» перевернулся, причем у команды не было никаких шансов спрямить его без посторонней помощи (к счастью, «Квест» не получил повреждений). Это означало конец гонки для австралийцев и полную победу для англичан, которые спокойно закончили дистанцию.
Англичане попросили прервать гонки на один день; их просьба была удовлетворена. В субботу дул неровный слабый норд, однако на берегу собралась порядочная толпа желающих посмотреть на старт катамаранов. «Квест» оказался впереди сразу же после старта и можно было опасаться, что при слабом ветре (примерно 3 м/сек) «Хэллкэт» не сможет показать более высокие результаты, чем в первый день со слабым ветром. Однако такое предположение оказалось неправильным. «Хэллкэт» вскоре перехватил лидерство и уже не терял его до конца гонки, хотя разрыв, иногда достигавший 5 мин., временами уменьшался до 12 сек. Всю дистанцию в 12,5 мили «Хэллкэт» прошел на 2 мин. 13 сек. быстрее, чем «Квест», и принес Англии вторую победу.
Многие зрители отмечали очевидное пренебрежение тактикой, проявленное экипажами обоих судов. Но как только гонки окончились, на первый план выступила стратегия. Оба рулевых подписали гоночные объяснения, причем ни один из них свободного дня не просил. Но уже через несколько минут англичане изменили свое решение и попросили один день (судьи установили, что каждая яхта может просить свободный день в течение одного часа с момента подхода к берегу, причем в пределах этого часа каждый может менять свои намерения, сколько захочет!). В конце концов было решено назначить гонку на следующий день!
Несмотря на плохую погоду с легким юго-восточным бризом, на берегу собралась большая толпа. В этот раз обе яхты были спущены заблаговременно и отбуксированы к стартовой линии, расположенной с максимальным приближением к нижнему пределу возможной дистанции. Дистанция располагалась на мелководье, в районе илистых отмелей. К концу первого колена— 2000 м на ветер — «Хэллкэт» опередил своего конкурента на 4 мин. По возвращении назад он, что уже стало обычным, сбавил темп. Был момент, когда разрыв составлял всего 12 сек., однако всю дистанцию «Хэллкэт» опять закончил на 2 мин. 13 сек, раньше своего австралийского соперника. Это была третья победа англичан, которые теперь сразу же попросили заслуженный выходной день! Теперь Австралия могла выиграть матч лишь в том случае, если бы «Квесту» удалось победить во всех оставшихся четырех гонках.
Подошел вторник... На Темзе дул резкий южный ветер; анемометры показывали скорость 22 мили в час (11 м/сек). Старт был дан вблизи побережья бухты Торп. «Хэллкэт» быстро опередил австралийцев на длинной ла-вировке в 2,75 мили. Оба катамарана обогнули наветренный знак, но из-за угрозы сильного шквала со стороны Шеппи пришлось убирать грот, демонстрируя хорошую морскую выучку. К этому времени на южном пирсе был поднят штормовой сигнал. «Хэллкэт» продолжал идти отличным ходом, и все были уверены, что даже с убранным гротом он успеет пройти всю дистанцию, так как в запасе оставалось еще 2 часа. К моменту, когда «Хэллкэт» достиг подветренного знака, он прошел, уверенно лидируя, уже около 20 миль дистанции, и судьи приняли решение сократить дистанцию, поскольку ожидалось новое усиление ветра. Выстрелила пушка; «Хэллкэт» прошел вдоль судейского судна, чтобы удостовериться в том, что гонка завершена. Казалось, победа уже завоевана англичанами!
Сильный прибой помешал судейской коллегии высадиться на берег, чтобы объявить результаты. Затем обнаружилось, что яхта, на борту которой находились представители защищавшегося клуба, выброшена на отмель. Коммодору клуба пришлось вплавь добираться до берега. Дежурный просигналил, что судьи должны срочно выбраться на сушу, так как необходимо решить очень важный вопрос. Выяснилось, что в согласованной гоночной инструкции имелись некоторые неопределенности, позволяющие опротестовывать результаты гонки, прекращенной судьями у подветренного знака.
В конце концов, несмотря на повреждение, полученное их яхтой, австралийцы согласились повторить гонку на следующий день. Это был действительно спортивный жест, так как в таких условиях их шансы на успех были минимальны, и еще одна гонка, скорее всего, лишь подтвердила бы превосходство английского катамарана. Таким образом, результаты гонки по общему желанию были аннулированы. Эта гонка показала, что «Хэллкэт» гораздо лучше переносит тяжелые штормовые условия, чем «Квест». Она помогла также определить разумный верхний предел силы ветра для подобных гонок, который должен быть гораздо ниже установленного. Подобные условия при принятом типе дистанции требовали чрезмерного напряжения не только от участников, но и от судей и организаторов гонок.
На следующий день сияло солнце. Спокойный и устойчивый западный бриз дул вдоль берега со скоростью около 12 миль з час (6 м/сек). Интерес к состязанию уже упал, и эта гонка была, в основном, просто демонстрацией быстроходных катамаранов в очень хороших условиях. «Хэллкэт» быстро ушел вперед и затем, до самого конца 15-мильной дистанции, сохранял минутный разрыв. Таким образом, он принес Англии победу.
Розыгрыш «Малого кубка «Америки» — такое название дали этому состязанию, так как его условия очень похожи на условия «больших» гонок. Однако правильнее было бы придумать другое название, например розыгрыш «Большого Кубка катамаранов».
Нельзя сравнивать гонки яхт и гонки катамаранов, имеющих совершенно различные возможности и гоночную технику. Гоночный катамаран — судно в гораздо большей степени предназначенное для скоростного хода, чем для искусного маневрирования. Его основные качества — большая скорость в галфвинд, чувствительность к управлению рулем и парусное вооружение, предоставляющее большие возможности; однако повороты он делает медленно, а на фордевинд его ходовые качества оставляют желать лучшего.
Дистанция для серьезных гонок катамаранов должна выбираться так, чтобы имелась возможность выявить лучший, т. е. наиболее быстроходный из катамаранов, а это означает, что нужен галфвинд; возможно, следует даже старт давать в галфвинд. Лавировке и фордевинду должно уделяться лишь второстепенное внимание. Гонки в галфвинд должны побудить конструкторов создавать еще более быстроходные суда. Это наверняка поможет и развитию специальной гоночной тактики катамаранов. Основной интерес в таких гонках будет представлять именно скорость, а не маневры, свойственные однокорпусным судам. Особое значение приобретает также качество «настройки» яхты и управления парусами.
Условия, принятые в розыгрыше «Кубка «Америки», могут необоснованно затянуть состязание катамаранов: свободные дни, возможно, необходимы после шестичасовых гонок огромных яхт с обилием сложных механизмов, но использование свободных дней для «стратегических маневров» в гонках катамаранов, мачты которых могут быть срублены в течение нескольких минут, наверняка не послужит дальнейшему совершенствованию этого вида спорта.
То, что гонки должны были состояться даже при ветре силой до 30 миль в час (8 баллов), звучит впечатляюще и служит оценкой мореходных качеств катамаранов, но такие условия нецелесообразны для проведения нормальных гонок. Верхний предел силы ветра налагает чрезмерно тяжелое бремя и на любой яхт-клуб, проводящий гонки; при этом должна иметься целая флотилия самых мореходных обеспечивающих судов. Другая лишняя забота, появляющаяся при вышеописанных условиях,— это необходимость подбора достаточного числа судей-добровольцев, которым в течение десяти дней ничем больше нельзя будет заниматься. Парусный спорт только выиграет, если условия гонок будут согласовываться между претендентом и защитником приза с более реальным учетом условий плавания.
Отличительной чертой прошедших гонок был истинно спортивный дух. Англия снова выиграла, но австралийцев трудно назвать проигравшими.