В заливе Сагами в 90 км к югу от Токио расположен небольшой остров Эносима, вблизи которого с 12 по 21 октября 1964 г. на трех круговых дистанциях будет проходить парусная часть XVIII Олимпийских игр.
Для размещения участников (а их ожидается около 400) предназначен «Ойсо Бич Отель», где спортсмены найдут все необходимое для отдыха, в том числе 5 плавательных бассейнов. Отсюда до гавани, расположенной на внутреннем берегу острова Эносима, 20 минут езды автобусом. Остров связан с берегом двухсотметровой дамбой. В гавани расставлены плавучие боны; общая ширина слипов достигает 300 м.
Круговые дистанции расположены вблизи берегов, причем в районе центральной дистанции, предназначенной для яхт «Звездного класса» и «Летучих Голландцев», а также дистанции для «пятерок» и «Драконов» берег низменный и ровный. Дистанция для «Финнов» расположена в самом углу залива — около берега, рельеф которого составляют крутые скалистые холмы, разделенные узкими глубокими долинами.
Если учесть, что здесь господствуют ветры с берега, то станет очевидным, что условия гонок могут оказаться очень сложными.
Даже при ветре с моря влияние берегов вызывает значительную неравномерность в силе и направлении ветра в районе всех трех дистанций.
Высота приливов — около полуметра. Обычная погода в начале октября — северные ветры и облачность, зачастую дожди. В середине и конце октября небо, как правило, безоблачно. Южный бриз начинает дуть около 11 часов и стихает к 17. В 17.30 уже темно.
Последние два года в это время преобладали очень слабые и изменчивые ветры, хотя бывали и периоды сильных ветров. Ветровые условия в местах, разделенных всего несколькими милями, могут быть совершенно различными из-за влияния плоской равнины, лежащей между двумя гористыми полуостровами, и морского бриза, направление которого противоположно направлению господствующих ветров. Интересно, что хозяева — японские яхтсмены — лучше всего выступают при слабых и неустойчивых ветрах, что косвенно подтверждает преобладание здесь таких ветров.
Система старта, вероятно, будет такой же, как в Неаполе, где судейское судно становилось кормой к ветру на носовой и кормовой якоря с правой стороны стартовой линии. Вносится только одно изменение — на судейском судне будут устанавливаться переносные створные знаки, что должно облегчить гонщикам ориентировку на стартовой линии.
Как известно, в Олимпийских регатах яхтсмены во всех классах, за исключением швертботов-одиночек, выступают на своих судах. Одиночки же — в данном случае «Финны» — предоставляются организаторами Олимпиады и распределяются между гонщиками по жеребьевке. Для Олимпиады построены «Финны» из стеклопластика и с рангоутом из местного кипариса, почти точно копирующие эльвстремовские, хотя прочность рулей, мачт и петель, как выяснилось в ходе пробной международной регаты (октябрь 1963 г.), оставляет желать лучшего.
Проведение пробной регаты позволило заранее выявить некоторые упущения в планируемой организации парусной части Олимпиады, такие, как, например, возможность сильного задымления акватории выхлопными газами торпедных катеров, используемых в качестве катеров обеспечения. В одной из гонок часть «Драконов» из-за дыма потеряла ориентировку и лавировала не на тот знак.
Однако хозяева Олимпиады полны решимости устранить до начала соревнований все замеченные недостатки и нет сомнения, что парусная часть XVIII Олимпийских игр будет организована так, как подобает подобным соревнованиям всемирного масштаба.