Метеорологические условия в дни соревнований очень резко изменялись. Если во время тренировок буера ходили по льду, на котором в результате сильной оттепели стояла вода (10—20 см), и гонщикам приходилось защищать глаза от брызг защитными очками, то в первый же день гонок наступившее похолодание создало отличную дорогу. К концу соревнований выпал снег, и последние гонки пришлось проводить в сугробах.
Весьма различными были и ветровые условия. В первый день соревнований дул сильный 6-балльный западный ветер, при котором буера с жесткими парусами на отличном гладком льду показывали скорости, далеко перевалившие за 100 км/час. Кстати сказать, скорость буеров с мягкими парусами также иногда превышала 100 км/час. Но было и безветрие. Хотя старт во второй день соревнований и дали, но результаты смогли получить только буера 20-метрового класса; буера всех остальных классов не сумели развить минимальную скорость, оговоренную правилами — 18 км/час.
В 20-метровом свободном классе буеров, несомненно, сильнейшим гонщиком является Владимир Васильев. Он стал чемпионом уже в пятый раз подряд, показав в этом году результат, который на соревнованиях такого масштаба встречается крайне редко, — из семи гонок выиграл все семь. Такой успех Васильева не случаен. Созданная им самим конструкция буера удачна, а главное — настройка буера доведена до предела. На тренировочных гонках Васильеву не повезло: сломалась «боевая» мачта. Пришлось вооружить и установить запасную, но и с запасной мачтой его буер был, несомненно, настроен лучше всех других.
Единственным участником, который в отдельных случаях на первых кругах мог конкурировать с Васильевым, был молодой таллинский гонщик Тыну Юровский. Его буер, сконструированный и построенный одним из старейших буеристов Александром Михайловичем Ермиловым, показал довольно хорошие ходовые качества, и не случись у него трех аварий с материальной частью, Юровский, несомненно, мог бы рассчитывать на призовое место.
Вообще в этом году количество аварий было чрезмерно большим: больше 40, т. е. в среднем по 6 на каждую гонку; при этом большая часть аварий выпала на долю гонщиков «Калева» и «Труда». Основной причиной, конечно, были очень быстро меняющиеся и довольно редко встречающиеся условия, в которых пришлось гоняться. Особенно много трудностей было в первый день, когда с собой пришлось брать много балласта и аварии были прямым результатом перебалластировки.
Второе место в 20-метровом классе, как и в прошлом году, занял Виктор Шапочкин («Водник», Ленинград). Третье место Виктора Иваска (ВМФ-II) для многих было неожиданностью, —- ведь он выступал на старом буере постройки 1935 г. Но благодаря удачной конструкции и, главное, правильной эксплуатации этот буер по своим ходовым качествам до сих пор остается вполне современным.
Говоря о гонках буеров 20-метрового класса, нельзя не отметить что, к сожалению, в этом году новых конструкций показано было очень мало. Единственным новым буером был упомянутый выше буер конструкции А. М. Ермилова.
Очень интересно проходили гонки в классе «Монотип-XV». Здесь по-прежнему хозяевами положения остаются эстонские буеристы.
В шестой раз чемпионом стал Анте Рауд («Калев»), но на этот раз первое место досталось ему труднее, чем когда-либо раньше: занявшие второе место братья Велло и Вяйно Юрье были очень близки к заветной цели—титулу чемпиона. После поломки основной мачты в первой гонке они сумели за ночь вооружить и установить серийную мачту и снова продолжали спортивную борьбу на равных. В этом году экипаж Юрье был сильнейшим в своем классе; это подтверждается и тем, что до выступления на Первенстве Союза он выиграл 1-е место на первенствах Таллина, Эстонской ССР и Вооруженных Сил.
На третье место вышел экипаж, состоящий из Юрия Шаврина и Федора Шуткова. Они продемонстрировали большое тактическое мастерство, которое было особенно заметно в последний день, когда гонки проходили в сложных условиях.
Отрадно отметить успех молодежи в этом классе: 4-е место Игоря Доминяка (Кронштадтский яхт-клуб) и 5-е место шестнадцатилетнего Петера Журавлева (Таллин, ВМФ). Особенно хотелось бы отметить Журавлева и его шкотового Мати Соколова, которые провели гонки на высоком техническом уровне. Только отдельные тактические ошибки и опоздание на старт в четвертой гонке (после аварии) помешали им занять более высокое место.
Самый большой интерес представляли, пожалуй, гонки в 12-метровом классе, в котором 8 буеров имели жесткие паруса. Основными претендентами на высокий титул чемпиона здесь считали прошлогоднего победителя Владимира Гирса и рижанина Евгения Канского. Кроме них, с «крыльями» стартовали еще Л. Виноградов (ВМФ, Ленинград), К. Нестеров («Водник», Ленинград), А. Лебедев (ДОСААФ, Ленинград), Т. Ныу («Калев», Таллин), С. Витт («Труд, Ленинград) и X. Куммель («Трудовые резервы», Таллин).
Как и следовало ожидать, основная борьба в первых гонках развернулась между В. Гирсом и Е. Канским, но после четвертой гонки, когда Гире после огибания верхнего знака попал в «штопор» и у его буера поломался корпус, судьба первого места была решена. Хотя Гире сумел за ночь отремонтировать буер и даже выиграть после аварии одну гонку, этого оказалось мало даже для призового места. Чемпионом стал рижанин Е. Канский.
Из других гонщиков в этом классе надо отметить ленинградца Лебедева, который сумел закончить только четыре гонки и, несмотря на это, завоевал 5-е место.
Результаты первенства СССР по буерному спорту 1965 года
Класс 20 м2 свободный
Призеры
1. В. Васильев — Э. Шугай («Водник»), 8280 очков.
2. В. Шапочкин — Б Кулаженков (ЦЯК «Труд»), 5821 очко.
3. В. Иваск — Л. Иыглас (ВМФ-11), 5055 очков.
Победители командного первенства
1. «Водник» — 11968 очков.
2. ЦЯК «Труд» — 10172 очка.
3. ВМФ-II — 9230 очков.
Класс «Монотип-XII»
Призеры
1. А. Рауд — Э. Ламп («Калев-1»), 6676 очков.
2. В. Юрье — В. Юрье (ВМФ-И), 6199 очков.
3. Ю. Шаврин — ф. Шутков (ВМФ-1), 5637 очков.
Победители командного первенства
1. «Калев» — 11378 очков.
2. ВМФ-I — 10078 очков.
3. ВМф-II — 10018 очков.
Класс 12 м2 свободный
Призеры
1. Е. Канский — А. Барбакс (ВМФ-1), 7579 очков.
2. Э. Тауниньш — И. Лекздин («Даугава»), 5546 очков.
3. А. Вильде — Т. Кристюхин («Калев»-II, 5500 очков.
Победители командного первенства
1. ВМФ-I — 11303 очка.
2. «Калеви-I — 8838 очков.
3. «Калев»-II — 8641 очко.
Победители общекомандного первенства
1. ВМФ-I — 29965 очков.
2. «Калев»-I — 25196 очков.
3. «Водник» — 242В7 очков.