Парусные гонки — один из наиболее популярных видов спорта в Германской Демократической Республике. В этом наши яхтсмены — участники XVI Международной Варнемюндской регаты — имели возможность убедиться, едва ступив на немецкую землю. Изображение пары летящих лебедей — символ Остзеевохе (так по-немецки называется Варнемюндская регата) в эти дни можно было увидеть и на витринах магазинов, и на многочисленных транспарантах, которыми украсились Варнемюнде и Росток, и даже на окнах автобусов и трамваев. Ход соревнований подробно освещался в газетах, разговоры о гонках можно было услышать на улице, в магазинах, в кафе.
Невольно хотелось сравнить все это с организацией подобных соревнований у нас. Например, Балтийская регата — тоже международная, с достаточно сильными (особенно в последние годы) участниками. Даже в таком «парусном» городе, как Таллин, где регата проводится уже несколько лет подряд, узнать о ее начале можно, лишь приехав в яхт-клуб. Короткий столбец в газете — все, что можно прочитать о ходе гонок.
Но главное не во внешней стороне дела. В отличие от Балтийской регаты, на старт в Варнемюндском заливе вышли не только яхты и швертботы олимпийских классов, но и суда «младших рангов»: «Кадеты», «Пираты», «Оптимисты». Причем их экипажи не чувствовали себя «бедными родственниками».
Великолепные дакроновые паруса не были достоянием избранных: ими в равной мере вооружались и яхты, на которых гонялись олимпийские знаменитости, и крошечные «Оптимисты» с 10-12-летними гонщиками. Синтетические «олимпийские» костюмы на ребятах уравнивали их со взрослыми.
И надо было видеть, с каким старанием готовят юные яхтсмены свои суда к гонкам, как, вернувшись с моря, аккуратно развешивают для просушки паруса. Достойная смена олимпийцам!
«Гвоздем» XVI Варнемюндской регаты были все же гонки крейсерских яхт. В соревнованиях приняло участие 31 судно, в том числе 6 малых крейсеров; остальные — яхты первого, второго и третьего классов по правилам RORC. Три советские яхты «Л-6» («Рига», «Арго» и «Сириус») гонялись во втором классе, в котором было 11 участников.
Дистанция крейсерских гонок была проложена вдоль острова Рюген. Соревнования начались 12 июля в 15 часов по местному времени. Старт отмечался по моменту прохода яхтой створов входных маяков Варнемюнде.
Первую четверть дистанции до поворота у мыса Аркона гонка проходила при попутном ветре силой до 7-8 баллов. Над морем расцвели полосатые спинакеры. С форсированными парусами яхты развивали скорость более 10 узл.
Три наши «шестерки», стартовавшие в средней группе, поджались к лидерам — на таком ветре хлопчатобумажная парусина работала не хуже дакрона. Однако на «Сириусе» вскоре не выдержал такелаж — лопнул спинакер-брасс. Команда завела новый, но буквально через минуты оборвался спинакер-шкот, и огромное полотнище спинакера, чиркнув по защелке спинакер-гика, разорвалось на части. Команде не оставалось ничего другого, как вынести «на бабочку» большой стаксель.
Тем временем один за другим исчезают спинакеры и на других яхтах. Две яхты возвращаются в гавань со сломанными мачтами. Ветер развел высокую, к счастью, пока попутную волну.
Мыс Аркона яхты лидирующей группы прошли в сумерках. Дальнейший путь лежал к маяку на острове Грейфсвальдер-Ойе. К утру первые яхты были уже на его траверзе. Чуть дальше находился катер, служивший поворотным знаком. Первым катер обогнул «Арго», за ним немецкая, польская яхты, затем «Сириус».
Неудача постигла на первом этапе великолепную польскую яхту «Капитан» — на ней сломалась краспица. Но команда, зарифив грот, продолжала гонку. Забегая вперед, хочется сказать, что мужество польских яхтсменов, сумевших в штормовых условиях установить вместо сломанной краспицы новую, сделанную из весла, было вознаграждено победой в соревнованиях.
В середине следующего дня лидеры вновь подошли к Арконе. Теперь гонку возглавлял «Сириус». Еще и еще раз хочется помянуть добрым словом нашего замечательного конструктора Анатолия Петровича Киселева, сумевшего создать такие великолепные суда, как «Л-6». Несмотря на недостатки парусины, они на расных шли с лучшими польскими и немецкими яхтами, вооруженными дакроном.
Перед поворотом у Арконы на «Сириусе», опасаясь сильного ветра с моря, сменили большой стаксель на штатный. Эта ошибка стоила команде потери места лидера. Вперед вышли немецкая яхта и «Арго».
Конец второго дня и начало следующей ночи прошли при слабом, порой до штиля ветре. Здесь, наконец, сказалось преимущество синтетики — дакрон «вывозит» наших соперников вперед. Часть яхт сделала галс в море, другие пошли лавировать у берега. На первых порах большого преимущества не получили ни те, ни другие, так как ветер все время менял направление. Однако в конечном счете выиграли ушедшие в море, так как у берега на подходе к Варнемюнде начало работать встречное течение.
На следующий день после окончания гонки ростокская газета свой репортаж о регате начала заголовком: «Польские яхты доминируют». Действительно, помимо победы «Капитана» во втором классе (капитан Розак), польские яхтсмены на яхте «Пассат» (капитан Левински) стали лидерами и в третьем классе RORC.
Из трех советских крейсеров наиболее удачно выступили рижане. Выдержка капитана «Риги» Мельвида помогла команде ровно пройти всю 200-мильную дистанцию и финишировать третьими.
В классах олимпийских судов наши яхтсмены сумели добиться победы только на «пятерках» (рулевой Кронберг). Призовое третье место занял на «звездниках» Циле.
В остальных классах немецкие спортсмены были вне конкуренции. Вновь подтвердили свой высокий класс такие известные гонщики, как финисты Демель и Мир. На «Драконах» победил Воровски. Олимпийский призер Арендт вынужден был на этот раз довольствоваться четвертым местом.