К огда нынешний владелец яхты «Соверин» француз Марсель Биш и голландец Пьер Тумане, купивший «Констеллэйшн» после победы этой яхты над «Соверин» в 1964 году, посетили осенью прошлого года США, чтобы обсудить с руководством Нью-Йоркского яхт-клуба возможность участия Франции в розыгрыше Кубка Америки 1970 года, они выдвинули интересное и разумное предложение: чтобы в будущем, при наличии вызовов из двух или более стран, для претендентов устраивались международные отборочные гонки. Победитель этих гонок получал бы право гоняться с хозяевами Кубка. Сейчас же Нью-Йоркский яхт-клуб — держатель Кубка — выбирает соперника фактически произвольно.
Принятие этого предложения создаст равные условия для всех стран и еще больше усилит интерес к этим гонкам — ведь тогда каждая Страна сможет выставить яхту для участия хотя бы в отборочных соревнованиях. Кроме того, международные отборочные гонки обеспечат лучшие условия для создания оптимального варианта яхты 12-метрового класса. Пьер Тумане — член французского синдиката, созданного с целью добиться участия Франции в гонках на Кубок Америки — считает, что в соревнованиях 1970 года, кроме Австралии и Франции, смогут принять участие Италия, Греция и, возможно, одна из скандинавских стран. Мало кому известно, что Италия могла претендовать на Кубок уже в 1964 году, если бы ей разрешили использовать паруса американского производства (что запрещалось тогда организаторами гонок; сейчас эти ограничения сняты).
Между тем Франция серьезно намерена попытаться вернуть Кубок Америки в Европу. Глава французского синдиката Марсель Биш уже заказал Андре Мориаку, талантливому конструктору из Марселя, проект отечественной 12-метровой яхты. Фирма «Зюд Авиасьон» обязалась поставить мачту, лебедки и другое оборудование. В распоряжении синдиката — «Констеллэйшн» и «Соверин», которые послужат для будущей яхты отличными «тренировочными лошадками».
Если Нью-Йоркский яхт-клуб сохранит Кубок в 1967 году (в следующих выпусках читайте подробное описание гонок), то французы смогут сделать вызов не ранее 1970 года — американцы постановили, что перерывы между розыгрышами должны быть не менее трех лет. Если же выиграет Австралия (что, кстати, вполне возможно), то Европа получит шансы выступить и раньше — новые хозяева Кубка будут иметь возможность устанавливать сроки следующих соревнований по своему усмотрению.
Между прочим, предлагаемая французами система может оказаться весьма выгодной и для нынешних держателей Кубка Америки — ведь Австралия, в случае победы на гонках этого года, будет вправе выбрать претендентом на 1970 год яхту, скажем, из Англии, Франции, Италии, даже судно какого-нибудь другого американского яхт-клуба. В таком случае Нью-Йоркский клуб, после более чем векового обладания самым старым и наиболее ценимым парусным призом, будет лишен возможности даже попытаться вернуть Кубок. Так что Нью-Йорку следует подумать над предложением Биша.