Впервые советские водномоторники выехали за границу в 1959 г., когда наблюдатели нашей Федерации присутствовали на первенстве Европы в классе СА. В последующие годы сборная команда СССР ежегодно участвовала в каком-либо одном международном соревновании. Опыт международных встреч у советских гонщиков еще невелик, но результаты их выступлений улучшаются из года в год, а теперь можно говорить и о первых победах.
В 1967 г. Федерация водно-моторного спорта СССР по приглашению Польского водно-моторного союза направила команду для участия в больших международных соревнованиях на кубок имени Рафала Праги. Отметим, что традиционные гонки на кубок Р. Праги и были тем первым международным соревнованием, в котором наши водномоторники официально получили боевое крещение (см. статью «Гонки на Висле» во втором выпуске сборника). Этот переходящий кубок был учрежден а 1951 г., причем положением предусматривалось, что он будет вручен навечно тому, кто победит три года подряд. Однако сразу же так и случилось: а 1951—1953 гг. выиграл гонки и стал обладателем кубка Тадеуш Хибовский. Тогда, поскольку сами соревнования уже стали популярными, их организаторы приняли решение возобновлять переходящий приз даже после окончательного вручения его кому-либо из гонщиков. Кстати, вскоре такой случай повторился: в 1960 г. очередной кубок был увезен в Западный Берлин известным гонщиком фирмы «Кениг» Зигфридом Лубновым.
Кубок ежегодно разыгрывается на Висле всегда на скутерах класса СА в серии гонок, проводимых по правилам УИМ и только с личным зачетом. В 1967 г. местом проведения соревнований был избран небольшой городок Пулавы в верхнем Течении Вислы. Трасса в виде неправильного вытянутого четырехугольника имела длину около 1600 м; таким образом дистанция (пять кругов) составляла 8000 м. Соревнования состояли из четырех гонок, причем в зачет принимались три лучших результата с оценкой по шкале УИМ (за 1-е место — 400 очков, за 2-е — 300, за 3-е — 225 и т. д.). Одновременно с розыгрышем кубка имени Р. Пр аги были проведены международные соревнования на скутерах класса СС (с моторами рабочим объемом до 500 см3).
В этом году встреча спортсменов на Висле была и очень интересной и представительной. Выступали гонщики пяти спортивных клубов ПНР, а также члены сборных команд СССР, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Швеции и ФРГ. Из состава нашей сборной в Польшу поехали три москвича — братья Иван и Петр Богдановы и Леонид Грацианов и два ленинградца — Эльмир Индрицан и Артур Кипин; тренером команды была Галина Жирова. Богдановы участвовали в трудной борьбе за переходящий кубок имени Р. Праги, а остальные советские гонщики выступали в гонках скутеров класса СС.
В числе участников были сильнейшие гонщики. Напомним, что два предыдущих года подряд победителем соревнований на кубок был опытнейший спортсмен из ФРГ Иоахим Конрад (чемпион мира в классе СА); на этот раз он приехал в Пупа-вы с явным намерением увезти из Польши почетный приз. Поляки возлагали большие надежды на Йозефа Гапяра — также двухкратного победителя гонок (1961 и 1962 гг.).
Было показано немало интересных конструкций. Ришард Граевский из польского клуба «Познания» выступал в классе СС на новом скутере с мотором «Кениг» последней модели 1967 г. Представители Швеции Ингре Дикфорс и Гуннар Седерстранд привезли на гонки не только новейшие «Кениг» и трехцилиндровый «Крисчент», но и совершенно необычный четырехтактный двухцилиндровый «Ядин» с верхними клапанами и воздушным охлаждением. Шведы говорили, что этот мотор мощностью более 70 п. с. легко заводится и обладает высокой надежностью (заводился он действительно очень легко, но вышел из строя в первой же гонке!).
Следует отметить преобладание скутеров с носовой центровкой и положением гонщика лежа за колпаком из оргстекла. Привлекали внимание новые польские скутеры с весьма развитыми наклонными плоскостями в кормовой части. Эти плоскости хорошо работают на поворотах и, очевидно, исключают возможность опрокидывания, но осталось впечатление, что они ухудшают ходовые качества, так как замываются при ходе по прямой. Впрочем победитель гонок в классе СС Р. Граевский шел именно на таком скутере.
На скутерах шведской команды днище в кормовой части имеет плавный подъем, что, вероятно, связано с экспериментальной отработкой обводов «двухточечной» схемы, при которой скутер глиссирует только на спонсонах. На левой стенке кормового колодца для мотора сделан скос, улучшающий остойчивость и уменьшающий брызгообразование при левом повороте.
Теперь о самих соревнованиях. Гонщики прибыли в г. Пулавы 23 июня следующий день был посвящен тренировкам, а гонки проводились в воскресенье 25 июня. Как и все другие участники соревнований, команда СССР прибыла «своим ходом» — на автобусе со специальным прицепом, на котором размещались моторы, корпуса, бочка с метанолом, ящики с инструментом и запчастями и т. д. Прием, оказанный советской делегации хозяевами, был очень радушным. Вообще надо отметить высокоспортивное, товарищеское отношение польских спортсменов к нашей команде. Когда Грацианов в первой гонке при столкновении в «предстартовой карусели» повредил свой скутер, польские гонщики предложили ему пересесть на их запасное судно, хотя вторым «пострадавшим» был скутер одного из спортивных клубов ПНР. Объективным было и решение судейской коллегии. Заключение, составленное вице-президентом УИМ Богданом Маньковским и известным спортсменом А. Якубовьским, отмечало сложность обстановки, в которой находились гонщики, и обращало внимание на необходимость соблюдения осторожности. Результат Грацианова не был аннулирован.
Соревнования были открыты парадом мотолодок с национальными флагами стран, приславших команды, проходом воднолыжников со знаменами и появлением вертолета, спустившего на воду большую корзину с цветами.
Первую гонку скутеров СА чисто, но как-то не очень заметно выиграл Петр Богданов. По-видимому никто не ожидал, что он будет первым. Зато во второй гонке Иоахим Конрад, оценив этого советского гонщика по достоинству, вступил с ним в острую и очень интересную борьбу. На последнем круг% Богданов, увлекшись, круто вошел в поворот на большой скорости и опрокинулся. Быстрое течение понесло скутер к противоположному берегу; Петр едва успел догнать свое судно. На этот раз победил Конрад; у него появились шансы на общее 1-е место, а с ним и на получение кубка. Однако Пётр Богданов успел к старту третьей гонки и занял в ней 2-е место. Таким образом, практически только эти два спортсмена могли рассчитывать на победу, и судьбу кубка решала четвертая гонка.
Нужно отдать должное самообладанию и мастерству нашего гонщика, который образцово взял старт, лидировал во всех кругах завершающей гонки и уверенно занял 1-е место. На переходящем кубке имени Рафала Праги против даты «1967» появилась выгравированная надпись: «СССР. Петр Богданов». Победу советского гонщика, пожалуй, особенно тепло приветствовали польские товарищи, не скрывавшие своего удовлетворения тем, что кубок не уехал навсегда в ФРГ. Перед Петром Богдановым встала теперь серьезнейшая задача — выиграть соревнования двух последующих лет и увезти кубок в Москву! Иван Богданов из-за обидных неисправностей мотора смог занять лишь 6-е место (из 18 гонщиков, попавших в зачет).
В гонках скутеров с моторами класса СС общее 1-е место занял хорошо подготовленный, сильный спортсмен Р. Граевский, однако и в этом классе члены сборной команды СССР выступили неплохо. Эльмир Индрицан блестяще выиграл у Граевского последнюю гонку; имея 2 и 10-е места в остальных гонках, он заслуженно занял общее 2-е место. Артур Кипин выступал на скутере с мотором класса В (до 350 см3). Понятно, что ему было очень трудно конкурировать с опытнейшими гонщиками, которые выступали на скутерах с более мощными моторами. Однако он превосходно брал старт и проходил дистанцию исключительно уверенно и четко. Кипин финишировал пятым во всех четырех гонках, но как это случается при системе зачета по очкам, дающей преимущество первым местам, занял только общее 7-е место (среди 17 гонщиков, получивших зачет); восьмым оказался Л. Грацианов.
Из всех команд только наша добилась того, что все ее гонщики получили зачетные места. Советские спортсмены продемонстрировали высокое мастерство и отличную подготовку техники, что и позволило им опередить многих опытных зарубежных гонщиков, выступавших на самых современных моторах. Наш водно-моторный спорт уверенно выступает на международную арену и только то, что Федерация водномоторного спорта СССР до сих пор не является членом УИМ, мешает нам принять участие в борьбе за звание чемпионов и рекордсменов континента и мира.