Еще одна особенность наших соревнований этого года заключалась в том, что в четырех классах судов из пяти мы имели возможность не только наблюдать за спортивной борьбой, но и сравнивать качество моторов различных марок. Присутствие на гонках представителей моторостроительных заводов, болевших за свою продукцию, позволяет надеяться, что определенные выводы, которые можно сделать из этого сравнения, не окажутся бесполезными.
Начнем конкретное изложение материала, вопреки принятому на соревнованиях порядку стартов, с гонок мотолодок BU-350. Особый интерес к этому классу объясняется не только тем, что он впервые появился на нашей трассе. Отечественные подвесные моторы с рабочим объемом 350 см3, которые устанавливаются на этих лодках, для большинства потребителей, в том числе и спортсменов, остаются пока еще «вещью в себе». Первые серийные «нептуны», выпущенные примерно год назад, показали себя не с лучшей стороны: малая надежность мотора, несмотря на отличные проектные характеристики, снискала ему сомнительную славу. Завод должен был учесть полученные замечания. Какие это дало результаты? К сожалению, представители завода не приехали в Бирштонас, поэтому ответить на поставленный вопрос можно только по результатам соревнований. Рассмотрим их.
Из 11 участников, стартовавших с «Нептунами», все четыре гонки прошли только трое, и двое не получили зачета ни в одной. Наивысшие средние, скорости, показанные в заездах спортсменами, занявшими второе, третье и четвертое места, составили соответственно: 51,3; 48,9; 48,6 км/час. Результаты невысокие, особенно если учесть, что на мотолодках AU с 250-кубовыми моторами скорость, показанная участниками, занявшими такие же места, превышала 50 км/час. Конечно, следует учитывать, что мотолодки AU-250 освоены нашими спортсменами значительно лучше, гонки на них уже много лет включаются в программы всех больших и малых соревнований. И все же: 10—12 сил или 18, тянущих один и тот же корпус, — разница немалая! Нет, «Нептун», по-видимому, еще не обрел свою окончательную форму. А в том, что возможности для совершенствования мотора имеются немалые, можно было убедиться, наблюдая выступление победителя гонок в этом классе — мастера спорта Евгения Семенова. Его «Нептун» работал безотказно. Средние скорости, показанные им в заездах, составили 56,7; 57,9; 58,6; 55,7 км/час!
На соревнованиях мы увидели и главного конкурента «Нептуна» — казанский «Привет». С ним выступал сам конструктор кандидат в мастера спорта Сергей Островский. Конечно, делать на основании результатов, полученных на этом единственном моторе, какие-либо обобщения или выводы преждевременно, и все же второе место, занятое Островским в серии гонок 3X5 миль при средних скоростях 49,8; 54,8; 55,6 км/час, говорит само за себя. Нужно также учитывать, что мотор не готовился специально для гонок и представлял собой точный образец модели, готовящейся для серии. Более подробные данные о казанском моторе читатель найдет в специально посвященной ему статье, которая публикуется в этом номере.
Нужно отметить с сожалением, что на наших соревнованиях, как, впрочем, и на всех других встречах водномоторников, проводившихся в этом году, ни один из гонщиков, выступавших на мотолодках CU-500, не рискнул установить на своей лодке «Москву-25» — единственного возможного конкурента «Вихря». Ржевский мотор пока еще не пользуется доверием у спортсменов, а других достойных соперников у «Вихря» пока не предвидится, если, конечно, не считать его же новых моделей — 25- и 30-сильной. Куйбышез-ские моторостроители собираются на наших следующих гонках выступить с этими моторами. Жаль, что они не смогли так сделать в этом году: было бы интересно сравнить их работу с результатами, которых удалось добиться спортсменам, форсировавшим серийную модель.
Гонки мотолодок CU-500, если судить по количеству участников, прошедших дистанцию, были самыми массовыми: полностью серию гонок 3X5 миль прошло 11 спортсменов из 12 стартовавших. Восемь участников показало в лучшем заезде среднюю скорость более 60 км/час. Как и ожидалось, основными претендентами на звание победителя были представители команды Тарту — Юрий Лилл и Аллдур Раудва, однако в их дуэт вмешался ленинградец Юрий Некрасов: ровно проведя все гонки с результатами в пределах 61,6—63,6 км час, он сумел занять второе место и в серии 3x5, и в 10-мильном заезде. Раудва выступил менее удачно, чем обычно: в серии он был третьим, а на 10-мильной дистанции только седьмым (по сумме четырех гонок у него третье место). Лилл только в одной гонке уступил место на финише своему товарищу по команде, все остальные его мотолодка неизменно заканчивала дистанцию первой. Наивысшая средняя скорость, показанная им в заезде, 66,7 км/час.
В 250-кубовом классе основным серийным мотором пока остается «Москва». По-прежнему с ним выступает и большинство гонщиков на мотолодках AU-250. На этот раз, однако, мы имели возможность, кроме «Москвы», видеть на дистанции ульяновские «Ветерки-12». К сожалению, их количественное соотношение на ульяновских моторах выступало всего три гонщика — не дает оснований для убедительного анализа. Можно отметить, что лучшая средняя скорость в гонке 54,697 км/час была показана на «Ветерке» представителем команды Ульяновского завода к. м. с. В. Бариновым, Спортсмен мог реально претендовать и на звание абсолютного победителя соревнований в этом классе, но не справился с управлением на повороте (во втором заезде серии 3X5 миль), оказался за бортом мотолодки и выбыл из числа лидеров. Это, конечно, огорчило ульяновцев, хотя дебютом своего мотора на соревнованиях они могут быть довольны.
Общее впечатление от гонок мотолодок AU-250 трудно выразить однозначно. Радуют высокие результаты, показанные победителем; если учесть, что Ю. Поселис на соревнованиях впервые выполнил мастерскую норму, то его результаты будут выглядеть особенно весомо, так как по ним можно судить о запасе сил в нашем спорте. Кстати, занявший второе место в серии гонок 3x5 миль к. м. с. ленинградец Н. Яковчук также показал скорости, большие, чем у призера прошлогоднего Чемпионата страны. Однако отсутствие среди стартовавших многих сильнейших гонщиков (Е. Семенов, как уже говорилось, выступал на мотолодке BU; не смогли приехать в Бирштонас В. Вейнберг, А. Кузнеченко) несомненно отразилось на общем уровне результатов. 19 участников из 27 ни разу не смогли преодолеть 50-километровый рубеж. Наиболее же огорчительно то, что семеро из них вообще не смогли получить зачета ни в одной гонке, а закончить все четыре удалось только троим.
К такому положению вещей мы уже привыкли на гонках скутеров, но для мотолодок с отечественными подвесными моторами оно необычно. Насколько эти результаты закономерны, сказать трудно — в спорте всегда приходится считаться с элементами случайности. Однако к продукции Ржевского машиностроительного завода мы должны относиться с особой взыскательностью, принимая во внимание, что это пока единственное в стране специализированное предприятие по выпуску подвесных моторов. А то, что возможности для повышения ее качества далеко не исчерпаны, совершенно очевидно из опыта наших лучших гонщиков.
Гонки скутеров не принесли ничего неожиданного. Как и следовало ожидать, дряхлые «дельфины» и «кениги» выходили из строя значительно раньше, чем кончалась дистанция. В классе OJ-175 пройти все четыре гонки удалось только победителю соревнований ленинградцу к. м. с. И. Парантаеву. Любопытно, что он добился успеха, выступая в личном зачете, в то время как его именитые товарищи — О. Гаврилов и В. Бурак, представлявшие команду, не смогли пройти всех заездов. Не выдержали единоборства с моторами и другие асы. Н. Пывват (Тарту), на счету у которого результат, превышающий официальный рекорд мира, не смог закончить ни одной гонки в серии 3X5 миль и лишь в заезде на 10 миль сумел добиться победы, показав скорость 78,738 км/час. Высокими результатами — более 81,5 км/час в двух заездах серии 3X5 миль блеснул победитель первых соревнований на приз сборника, прошлогодний чемпион страны В. Шолохов (Новосибирск). Однако в первом заезде у него был нуль. Его результаты оказались полезными только для командного зачета.
Единственным спортсменом, который не опасался за свой мотор, был представитель команды Ульяновского завода к. м. с. Е. Степанов. Теряя добрых 100—200 м на каждом повороте, он закончил первую гонку серии первым с отличным результатом — 83,05 км/час. С большим отрывом от остальных участников повел он и второй заезд, но, решив на этот раз покруче срезать поворот, не справился с управлением и вылетел за борт. Ульяновцы бросились подавать протест — дело в том, что перед Степановым у поворотного буя прошла мотолодка, оставившая после себя волну. Ошибка гонщика, впрочем, ни у кого не вызывала сомнений. Но еще более очевидными были великолепные качества экспериментального мотора «ГЛМ-1», установленного на его скутере. Можно пожалеть, что с этим мотором не выступал более опытный спортсмен, но при всех обстоятельствах ульяновцев следует поздравить с успехом — их продукция вновь оказалась на высоте!
Неплохо показали себя и 250-кубовые гоночные моторы «ГЛМ-2», с которыми представители завода выступали на скутерах ОА-250. Здесь, однако, заводчане не могли конкурировать с блестяще выступившим ленинградским мастером спорта В. Атамановым, который со скоростями 93,9; 93,1; 81,5 км/час в серии 3X5 миль и 92,58 км/час на 10-мильной дистанции был недосягаем для остальных участников. Надо думать, что, получив в качестве приза «ГЛМ-2», Атаманов сможет показать этот мотор в лучшем свете на ближайших соревнованиях.
По традиции, после окончания гонок состоялось деловое совещание, в котором, кроме спортсменов, приняли участие присутствовавшие на соревнованиях представители заводов и конструкторских бюро. Основой для обмена мнениями послужили задачи, сформулированные в Постановлении Совета Министров СССР «Об увеличении выпуска катеров, лодок и моторов к ним для продажи населению». Как конкретно реализуются эти задачи?
На Куйбышевском заводе им. Фрунзе, — сообщил конструктор «Вихря» Р. В. Страшкевич, — полностью подготовлено производство для параллельного выпуска трех моделей мотора: 20-, 25- и 30-сильной. 'Их соотношение в общем объеме продукции будет определяться в зависимости от имеющегося спроса. Главное же, что все их основные детали унифицированы; это представляет выгоды и для предприятия, и для потребителей. В ближайших планах изготовление гоночного варианта мотора. Наши конструкторы занимаются 45-силь-ной моделью, но это уже более отдаленные перспективы. Опыт спортсменов по форсированию «Вихря», с которым мы имели возможность ознакомиться на соревнованиях, дал нам много полезных идей.
Представитель Ульяновского моторного завода Е. И. Фишбейн отметил, что соревнования с участием заводских команд позволяют провести серьезное испытание техники. На заводе для таких испытаний нет условий, хотя работа над новыми моторами ведется в тесном содружестве со спортсменами. Основным видом продукции завода в ближайшее время останутся уже известные «ветерки». Разрабатываются модели с петлевой продувкой, а также гоночный 500-кубовый мотор. К сожалению, до сих пор не нашлось предприятия, которому можно было бы передать документацию на гоночные моторы «ГЛМ-175» и «ГЛМ-250», поэтому они до сих пор числятся среди экспериментальных, хотя могли бы успешно конкурировать с импортными не только у нас, но и за рубежом. Завод, которому поручено выпустить в этом году первую партию — 150 моторов, с этой задачей, по-видимому, не справится.
Как сообщил представитель Ржевского завода Б. Н. Сухов, для серийного выпуска ГЛМов предстоит еще произвести технологическую подготовку производства. Главное внимание на заводе уделяется совершенствованию уже освоенной продукции. Конструкторы работают над дальнейшей модернизацией основного мотора — «Москвы-М», мощность которого будет повышена до 15 л. с. Закончены работы по доводке 25-сильного мотора, проектируется 40-сильный.
Представитель Казанского моторостроительного завода Ю. Г. Красильников положительно оценил возможности, которые предоставляют соревнования на приз сборника для обмена опытом производства и эксплуатации моторов. Технические достижения одних предприятий у нас часто остаются неизвестными на других, а это тормозит общий прогресс в моторостроении, задерживает освоение новых моделей. «Привет» выдержал гонки неплохо. На заводе готовится головная серия — около 100 моторов, предназначенных для опытной эксплуатации. После того, как данные по ним будут получены, «Привет» должен пойти в массовое производство.
5-сильные «прибои» еще не получили массового распространения, но уже заслужили положительную оценку у любителей водного туризма. Представитель завода Н. П. 3агуляев сообщил, что в 1970 г. планируется увеличить их выпуск с 8000 до 12000. Это, конечно, слишком мало и для того, чтобы удовлетворить имеющийся спрос, и для снижения себестоимости производства.
Самый малый из отечественных подвесных моторов — «Салют» также еще не может быть назван массовым. По словам представителя завода П. А. Тюрина, ограниченный выпуск моторов в известной степени объясняется освоением новой модели — «Салюта-2».
На прошлогодних соревнованиях в Бирштонасе было высказано предположение включать в программу гонок на приз сборника специальные заезды на судах с моторами малой мощности. К сожалению, данное предположение осталось не реализованным, поэтому объективная оценка работы «Салюта» и «Прибоя» сделана быть не может. Участники совещания отметили это как один из недостатков в организации соревнований.
Гонки показали, что корпуса мотолодок, представленных на соревнованиях, далеки от совершенства. И по конструктивным данным, и по качеству исполнения они по-прежнему уступают судам, построенным любителями-конструкторами из числа наших лучших гонщиков. Отлично показали себя корпуса мотолодок AU и BU. построенные по проекту мастера спорта Е. Семенова. Наряду с высокими ходовыми качествами, они обладают хорошей устойчивостью на курсе и поворотливостью. Привлекает внимание также мотолодка победителя в классе AU Ю. Поселиса.
Мотолодки CU по прежнему остаются «монополией» эстонских спортсменов. Корпуса, сделанные мастерами спорта Ю. Лиллом и А. Раудва, могут служить эталоном для конструкций, выпускаемых серийно. К сожалению, верфи по непонятной причине проявляют в этом вопросе мало заинтересованности. Представитель Ленинградского завода спортивного судостроения ДОСААФ А. Кипин сообщил, что для освоения производства лодок, о которых идет речь, его предприятие не располагает необходимой документацией. Наверное, все-таки это не непреодолимое препятствие!
Идею использовать опыт любителей-конструкторов поддержал представитель Центрального конструкторского бюро Ю. В. Власов. Он предложил включить в программу соревнований на приз сборника гонки — испытания мотолодок для туризма, выпускаемых промышленностью и отобранных из числа любительских конструкций.
В заключение совещания представитель Госплана СССР К. К. Козин информировал собравшихся о ходе решения задач, указанных в Постановлении Совета Министров СССР «Об увеличении выпуска катеров, лодок и моторов к ним для продажи населению». Он отметил положительную роль, которую могут сыграть в этом деле проводимые на соревнованиях обмен опытом в области производства и эксплуатации моторов и судов, показ и испытания новой техники. Нужно, однако, чтобы соревнования имели более доступный характер, чтобы, кроме спортивных организаций, на них в полной мере были бы представлены промышленные предприятия, конструкторские бюро, словом все те, от кого зависит развитие водного туризма и спорта в стране.
Рассмотрев высказанные предложения, участники совещания приняли следующие рекомендации по дальнейшему проведению соревнований.
1. Предусмотреть в программе соревнований гонки для всех отечественных подвесных моторов, выпускаемых серийно или подготовленных для серийного выпуска, дополнив ее:
- гонками на 5-мильной дистанции мотолодок с подвесными моторами рабочим объемом до 175 см3 («Ветерок-8»);
- 6-часовыми гонками мотолодок с моторами, непредусмотренными спортивной классификацией («Прибой», «Салют»);
- сравнительными испытаниями на экономичность всех выпускающихся промышленностью подвесных моторов по принципу: количество пройденных километров на заданном запасе бензина.
2. Проводить во время соревнований гонки — испытания прогулочных и туристских мотолодок, выпускающихся заводами и построенных коллективами любителей.
3. Включить в программу деловых совещаний открытое обсуждение образцов новых лодочных моторов и малых судов, готовящихся к серийному выпуску. С целью использования опыта спортсменов пс эксплуатации, доводке и форсированию моторов предусмотреть командирование победителей соревнований на заводы — изготовители моторов.
4. Для рекламирования продукции промышленных предприятий, выпускающих лодочные моторы, малые суда и оборудование к ним, а также для популяризации водных видов туризма и спорта проводить соревнования как водный праздник и предусмотреть:
- показательные выступления — соревнования спортсменов-водно-лыжников;
- показ образцов новых товаров для любителей водного туризма и спорта:
- кино- и фотосъемку соревновании для кино, телевидения, журналов и газет.