Утром 19 апреля поднялся флаг уже шестых соревнований на Амате. На параде выстроилось более 500 участников, среди которых были гости из Ленинграда, Саратова, Свердловска. Сплошная стена зрителей на обоих берегах Аматы. Судья-информатор знакомит зрителей с участниками, называет прошлогодних победителей.
Первыми на старт выходят парные байдарки. По реакции болельщиков можно безошибочно судить, удается ли очередной байдарке преодолеть препятствия и пройти ворота. Нам, участникам соревнований, очень приятно было слышать, как зрители подбадривают спортсменов и радуются первым успехам. В предыдущие годы больше оваций выпало как раз на долю тех, кому пришлось купаться в холодной воде. Теперь аварии вызывают сожаление, а мастерство — аплодисменты, значит болельщики стали по-настоящему понимать красоту и динамичность слалома. Недаром многие вчерашние зрители сегодня сами пробуют свои силы в борьбе с Аматой.
Теперь одна за другой выходят на трассу надувные лодки, катамараны. Предстартовая площадка — это своеобразная выставка, смотр конструкторской выдумки. Больше всего новинок среди катамаранов и байдарок-одиночек. Вот, например, катамаран, корпуса которого изготовлены из полиэтиленовых пластин. Конструкторы-химики из Риги привезли пластмассовую байдарку, очень маневренную, с хорошими ходовыми качествами. Ее сконструировали специально для серийной постройки, и мы поздравляли конструкторов с удачей, но большой радости они почему-то не проявляли: оказывается, ни одно предприятие Латвии не берется внедрить эту лодку в производство. Интересная байдарка была и у любителей слалома из Академии Наук. Надо отметить, поклонники катамаранов и надувных лодок в этот раз снова показали, что такие суда, при хорошей технике гребцов, могут успешно конкурировать с байдарками.
Далеко за полдень стартовали одиночки. На дистанции около 1 км каждое из судов ожидали три резких поворота и расставленные группами, главным образом на этих поворотах, ворота. Всего ворот 22. Местами они стоят так плотно, что даже одиночки с трудом успевают попасть из одних ворот в следующие. После финиша спортсмены пришли к единому выводу, что в этом году трасса была самой тяжелой, самой трудной и... самой интересной за всю историю соревнований.
Первый день закончился. Секретариат подсчитывает результаты, участники хлопочут у своих лодок. В лагере разгораются костры.
Воскресное утро встречает солнцем и нескончаемым потоком зрителей. Хорошая погода и рассказы очевидцев субботних заездов вызвали огромный интерес у рижан — сегодня здесь уже более 60 тысяч человек! Все более или менее доступные места на берегу заполнены до отказа. За ночь уровень воды поднялся, и трасса стала еще труднее. Редко кому из участников удается улучшить результаты вчерашней первой попытки. Малейшая ошибка — и вместо ворот спортсмен попадает в объятия Аматы...
И вот уже спущен флаг. Зрители покидают берега реки, прощаясь до следующей весны. Остаются только строители, которым предстоит трудная работа по демонтажу оборудования трассы.
Подводим первые итоги. Любопытно, что победа гостей в парных байдарках уже стала традицией: на этот раз победили свердловчане, проявившие завидное хладнокровие и хорошую тактику.
Чем примечательна «Амата-69»? Впервые было введено ограничение по подготовке спортсменов: допускали только тех, кто имеет на счету пройденные туристские маршруты I или II категории трудности. Однако, очевидно, надо сократить число участников примерно до 200, а для этого придется ввести более жесткое требование прохождения участниками маршрутов IV категории сложности и выше.
В последние годы мы, избалованные вниманием зрителей, думаем о них меньше всего. И новая трасса оказалась для них труднодоступной: крутые, покрытые лесом берега, высокие обрывы. Все-таки можно было найти более подходящее место!
Вызывает тревогу то, что большинство участников не проводило регулярных тренировок, выступало плохо подготовленными. «Амата-70» должна стать настоящим экзаменом тактического мышления и мастерства наших водных туристов, а летние месяцы — учебным годом.
Результаты соревнований
Байдарки-одиночки. Личный зачет: 1. М. Лайдиньш (время 7. 53; штрафные очки 110; очки 583); 2. Г. Вердиньш; 3. А. Петерсоне. Командный зачет: 1. «Академия Наук I».
Байдарки парные. Личный зачет: женщины — 1. А. Зейле и Е. Силиня (12.33 — 910 — 1663); смешанная — 1. С. и В. Айре (10.05 — 660 — 1265); Мужчины — Я. Бейничук, А. Емельяшин (11.50 — 450 — 1160). Командный зачет: 1. «Свердловск-I».
Надувные лодки. Личный зачет: смешанные — 1. Я. и К. Балодис (7.47 — 980 — 1467); мужчины — 1. К. Оесалниекс и А. Трушинский (8.42 — 320 — 842). Командный зачет: 1. «Ригас Текстиле».
Катамараны. Личный зачет: смешанные — 1. Б. и К. Херцберг (10.52 — 390 — 1042); мужчины — 1. А. Бекерис, Я. Дрейбнерс (8.44 — 650 — 1174). Командный зачет: 1. «Сириегумс».