8—9 июля 1967 г. в Чехословакии проводилось 10-е первенство мира по слалому на байдарках и каноэ.
В обычно тихий курортный городок Липно на реке Влтава съехались 200 спортсменов из 14 стран; Австрии, Англии, Бельгии, ГДР, Дании, Италии, Люксембурга, Польши, США, Швейцарии, Франции, ФРГ, ЧССР и Югославии. На берегах живописного водохранилища раскинулись палаточные городки участников и болельщиков. Среди них поставила свою палатку и группа латвийских байдарочников, приехавших на первенство в качестве туристов.
Наш поезд остановился прямо на берегу реки. Первым делом пошли смотреть трассу. Каково же было наше удивление, когда трасса оказалась... сухой! Огромные валуны, беспорядочно разбросанные по дну реки, а над ними сломанные ворота, телевизионные площадки, транспаранты и красочные проспекты разных фирм.
Все объяснилось очень просто. Влтава была перегорожена плотиной, и вода в старое русло пускалась только на время соревновании. Это давало возможность регулировать уровень воды на трассе, хотя местами встречались резкие перепады.
Длина трассы 800 м при общем перепаде уровня около 20 м. На трассе расставлено 25 ворот, большинство из которых приходится преодолевать против течения или проходить кормой.
За несколько минут до старта открылась плотина, и река ожила, забурлила через валуны и перепады. Трудно было представить, что по этим клокочущим волнам пойдут утлые байдарки и каноэ.
Но вот из-за поворота появляется первая лодка. Спортсмен, ловко приноровляясь к течению реки, проходит одни ворота, другие. С виду он идет легко, даже играючи, но только тот, кто сам хоть раз попробовал сесть в слаломную байдарку, знает, какими усилиями это достигается.
Спортсмены следуют друг за другом. Не всем удается миновать все препятствия. Многих опрокидывали мощные сливы в начале трассы. Приходилось добираться до берега вплавь, а спасатели старались выловить все лодки и весла. Многие после аварии делали эскимосский переворот, в большинстве случаев успешно, за что в награду получали аплодисменты зрителей.
Мужские экипажи выступали на байдарках-одиночках К1, каноэ-одиночках С1 и каноэ-двойках С2, женские — только на К1. Соревновались и смешанные экипажи на каноэ С2.
Спортсмены выступали как в личном, так и в командном зачете (три лодки От каждой команды). Зачет производился по лучшему времени в двух заездах.
Лучшие результаты показали спортсмены ЧССР, ГДР и ФРГ, завоевавшие все медали. Хозяева чемпионата выиграли четыре золотые, две серебряные и две бронзовые медали. Остальные медали поделили спортсмены ГДР и ФРГ.
За два дня соревнования посмотрели около 40 тысяч зрителей.
Успех слаломистов Чехословакии, ГДР и ФРГ не случайный. Байдарочный слалом в этих странах культивируется с середины 30-х годов, имеет давние традиции и считается национальным видом спорта. Слаломом занимаются в спортивных школах и клубах водного туризма. В Чехословакии, например, клубы поставлены на хозрасчет, имеют прочную материальную базу — свой транспорт, эллинги, лодки и инвентарь. Основные доходы клубов составляют довольно высокие членские взносы — 10—20 руб. в год.
Все участники выступали на лодках из стеклопластика. Такие лодки производят в ЧССР и ГДР. Многие выступали на лодках любительской постройки. Переход на лодки из стеклопластика объясняется их лучшими ходовыми качествами, прочностью и долговечностью, чем сборных лодок с мягкой обшивкой. Да и уход за такой лодкой гораздо проще.
На соревнованиях выявилась любопытная деталь — на байдарках лучше ходили немцы, а на лодках типа каноэ недосягаемы были чехи. Очевидно, сказываются природные условия и традиции каждого из народов. В Чехословакии мало равнинных рек, а по горным рекам лучше спускаться на каноэ. Особенно это относится к двойкам.
Просчетом организаторов явилась расстановка спасательных судов — только на самых тяжелых участках. Потерпевшим аварию спортсменам приходилось плыть сотни метров по бурлящей воде, чтобы добраться до берега.
Через несколько дней на реке Лабе начался розыгрыш очередного первенства мира по скоростному спуску на байдарках и каноэ. В число участников вошли те же 14 стран. Мы пересекли Чехословакию с юга на север и прибыли в город Шпиндлеров Млин.
Лодки, безусловно из стеклопластика, имели весьма необычные для нас формы. Нос высокий и по вертикали плоский, очень острый. Днище клинообразное, в середине скругленное. Киль почти прямой, только сами оконечности немного приподняты. Такой формой достигается максимальная скорость, но зато остойчивость намного меньше, чем у слаломных лодок.
Трассу длиной в 4,5 км лучшие спортсмены проходили за 11—12 минут, что в среднем составляет 25 км/час — скорость не очень большая. На наш взгляд, походы по Катуни, Оке и Каа-Хему требуют не меньшего мастерства. Мы отстаем только в лодках.
Когда мы спросили, почему трассу не сделали более сложной, нам ответили, что это отпугнуло бы часть участников. На наш взгляд, такая постановка вопроса неверна — в этом виде спорта, наоборот, привлекают трудности.
Как можно было ожидать, и здесь доминировали спортсмены ЧССР, ГДР и ФРГ. Из остальных команд удачно выступили только австрийцы и французы, которые завоевали по серебряной и бронзовой медали. Большой успех выпал на долю команды ГДР, победившей в общекомандном зачете.