Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Туристические походы
  • 1973 год
  • По Аралу на байдарках от аула Кара-Бура до устья Кокдарьи
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
На байдарках по пяти озерам и рекам Средней Карелии
О байдарках, «серых пятнах» на карте, порогах и комарах
Отпуск в Карелии на байдарках
XX Олимпийские соревнования по гребному слалому на байдарках
Вторые соревнования на байдарках под парусом на приз сборника
На байдарках из Лижмозера в Заонежье
III соревнования на парусных байдарках на приз сборника
Путешествие на байдарках по рекам Кабожа и Молога
V соревнования на байдарках под парусом 1977 года
Поход на байдарках по Байкалу
На байдарках по по рекам Шелонь — Мшага — Киба и Луга
Переход на байдарках из Киева в Баку
Героический поход на байдарках по маршруту Нальчик — Москва
Поход на байдарках по шести озерам Кольского полуострова


По Аралу на байдарках от аула Кара-Бура до устья Кокдарьи

Год: 1973. Номер журнала «Катера и Яхты»: 46
          0


Информация об изображенииСалюты переоборудованные в тримараны
Салюты переоборудованные в тримараны
 
Байдарка под парусом хорошо зарекомендовала себя во многих дальних туристских походах. Перестали быть редкостью и выходы на байдарке в море. На нашей схеме нанесены два маршрута вдоль восточного побережья Азовского моря. От Аральска до Бугуни прошла группа X. Пругера на двух «Салютах», переоборудованных в тримараны при помощи детских надувных бревен (см. фото). Конструктивные недоделки и отсутствие точных данных об источниках пресной воды прервали здесь это путешествие.

Более успешным был поход Ю. Здорика и Н. Разумнова от аула Кара-Бура до устья Кокдарьи, описание которого мы публикуем. Заметим только, что при таком сложном маршруте, проходящем через зону пустыни, ненаселенную на большом протяжении, выход в море на одной байдарке совершенно недопустим с точки зрения безопасности плавания.

Арал, синим пятном сияющий на фоне желтых песков Туранской низменности, настойчиво привлекает к себе взоры туристов. Долгое время наука имела весьма смутное представление об этом море, и только в 1848 г. моряк и ученый А. И. Бутаков положил начало его гидрографическому описанию. В наше время Арал достаточно хорошо изучен и некоторые неясности относятся только к деталям его гидрологического режима. С туристской точки зрения он, тем не менее, остается «белым пятном», и это обстоятельство сыграло немаловажную роль при выборе нашего маршрута. Предполагалось, что мы будем первопроходцами, однако на вторые сутки плавания узнали, что впереди движется группа ленинградских байдарочников под руководством В. В. Мелентьева.

Информация об изображенииБайдарки под парусом
Байдарки под парусом
 
Маршрут по восточному Аралу начинается от казахского аула Кара-Бура (Черный верблюд), расположенного в 80 км от Казалинска, и затем идет вдоль его восточных берегов почти строго на юг, заканчиваясь в устье р. Кокдарья иди в поселке Казакдарья, находящемся в дельте Амударьи. Общая протяженность маршрута 300—400 км.

Что же представляет собой Аральское море? Это мелководный бассейн озерного типа с малой соленостью воды. Волны на нем отличаются большой крутизной и внезапностью возникновения. В восточной части Арала наибольшее волнение, до 7 баллов, отмечается вдоль западных берегов о. Уялы, находящегося, примерно, посредине маршрута. Характерно еще так называемое сгонно-нагонное движение воды, при котором береговая полоса на 100—500 м может стать дном моря или дно моря на 500—1000 м — идеальным пляжем.


Климат на побережье резко континентальный с жарким летом и большими суточными колебаниями температуры. Осадки практически отсутствуют в течение всех летних месяцев. Преобладающее направление ветра северное и северо-восточное при средней скорости 4—5 м/сек, что дает возможность успешно использовать парус на большей части маршрута. Наиболее опасны здесь южные штормовые ветры, которые бывают, правда, не очень часто. Лучшее время для плавания апрель — май и сентябрь — октябрь, когда дневная жара не утомительна, а температура воды достаточно высока для купания и подводной охоты.

Информация об изображенииСхема маршрутов вдоль восточного побережья Аральского моря
Схема маршрутов вдоль восточного побережья Аральского моря
 
Восточный берег Арала — пустыня, со всеми присущими ей специфическими условиями: отсутствием пресной воды, песчаными барханами, своеобразной флорой и фауной. Многочисленные острова, окаймляющие этот район на юге, образуют Акпет-кинский архипелаг из 300 островов. В большинстве случаев острова низменные и имеют небольшие размеры: 8—15 км в длину и 2—4 км в ширину. Только в юго-восточном углу моря, наиболее труднодоступном, острова поднимаются на 50—80 м и издали кажутся горами.

Принято считать, что пустыня безжизненна. Это глубочайшее заблуждение, особенно по отношению к берегам Арала. Животный мир здесь достаточно разнообразен: сайгак, кабан, волк, шакал, лиса, заяц. На безлюдных просторах Акпеткинского архипелага масса водоплавающей птицы: утки разных пород, пеликаны, гуси, бакланы и лебеди. Значительно хуже обстоит дело с морской фауной: рыбы здесь мало, в июле — августе лов ее запрещен. Исключение представляют устья рек, где есть судак, жерех, усач и лещ.

Берега моря почти сплошь покрыты растительностью. Конечно, это не ель, не пихта и даже не лиственные леса южных рек. Пустынная осока, верблюжья колючка, тамариск, черный и белый саксаул составляют флору этого морского побережья. Особенно интересны заросли саксаула, которые нельзя сравнить ни с лесом, ни с кустарником. К сожалению, восточный берег Арала лишен археологических памятников, и только на берегах сухой реки Джаны-дарья можно увидеть следы древних поселений и крепостей, но добраться в этот район крайне трудно.


Для плавания вдоль восточного берега Аральского моря важно знать следующие особенности этого маршрута:

1) навигационная обстановка везде отсутствует. Для определения своего места, кроме традиционного опроса местных жителей, можно использовать геодезические знаки, на которых обязательно указывается географическое место;

2) пресная вода имеется только в редких пунктах: Кара-Бура, о-в Уялы, Косшохы, Тасбескум и Казакдарья;

3) места ночлега нужно выбирать с учетом возможного нагона воды. Пренебрежение этим правилам привело к тому, что в середине ночи на о-ве Шапанкалган мы проснулись плавающими в палатке. В населенных пунктах можно купить хлеб, растительное масло, чай, сахар, мучные изделия, соль.

Аул Кара-Бура—начальный пункт маршрута, но лучше отправиться в плаванье от побережья, примерно, в 5 км северо-западнее поселка, где берег и дно моря песчаные. Маршрут на участке Кара-Бура — о-в Аталык, протяженностью около 40 км, все время идет в видимости береговой черты, на фоне которой о-ва Жалпак и Манас не просматриваются. О-в Аталык опознается по геодезическому знаку, стоящему в южной его части на одном из барханов. Узкая пляжная зона окаймляется несколькими грядами барханов, между которыми находятся соленые озера, покрытые камышом и осокой. На острове густые заросли саксаула и тамариска. Мы были на нем днем и животных не видели, но следов сайгака, кабана, лисицы и зайца встретили очень много.

Одним из самых сложных является участок маршрута о-в Аталык — Узун-Каир или о-в Аталык — метеостанция о-ва Уялы, несмотря на сравнительно небольшую протяженность, всего около 50 км, так как почти весь путь проходит вне видимости берега. Только за 3—4 км до побережья полуострова Узун-Каир видиа полоса прибоя на ракушечных рифах, окаймляющих микролагуны с лазурной водой. За грядой береговых барханов расположено соленое озеро, а далеко на юге видны мачты метеостанции Уялы. Ночлег можно устраивать прямо на берегу моря, не опасаясь нагона воды, так как рифы — надежная защита от этого неприятного явления. Лучше все же от о-ва Аталык дойти до метеостанции Уялы, где есть пресная вода и работают веселые и приветливые люди. От метеостанции до порта и поселка Уялы около 12 км. Рыбный порт расположен в глубокой бухте, защищенной от господствующих здесь ветров. Поселок по аральским масштабам большой: два магазина, почта, единственная, кстати, на всем маршруте, и аэропорт, связывающий Уялы с Аральском. Нет только собственной пресной воды, ее привозят на барже с о-ва Барша.


Участок о-в Уялы — Косшохы лучше пройти за один переход. Дело в том, что о-в Аламбай, расположенный примерно посредине пути, представляет собой низкую песчаную косу, где даже на байдарке приходится разгружаться за 1—1,5 км от берега. Аул Косшохы — последний населенный пункт на маршруте, после него людей можно будет увидеть только на южном берегу Аральского моря. Аул расположен в глубине бухты, соединенной с морем мелким проливом. С основной бухтой через узкий пролив соединяется малая бухта, вблизи которой находится термальная (t=37—42°С) скважина с пресной водой. На берегу малой бухты нужно устраивать дневку. В ауле есть магазин, можно узнать прогноз погоды и подробности о дальнейшем маршруте. Главное же — запастись пресной водой: ее не будет до конца плавания.

Следующий участок можно условно обозначить Косшохы — о-в 9-й Башкалган. Его протяженность порядка 45 км, идти следует только вдоль морской границы Акпеткинского архипелага. Для этого нужно пройти от аула Косшохы через узкий пролив между островами Камышовый и Селеули и взять курс на юг. На Башкалгане стоит геодезический знак, а сам остров перпендикулярен береговой черте основной массы островов. Но мы поступили не так. Узнав, что пролив Бузуляк должен вывести нас прямо к устью Кок-дарьи, мы от Косшохы взяли курс на юг и с попутным ветром двинулись вглубь Акпеткинского архипелага. Скоро пролив стал похож на широкую реку с барханными берегами, покрытыми саксаулом. Ночевали на узком галечном пляже, окаймленном камышом и грядой высоких барханов. Следующий день принес нам только одни неприятности. Пролив начал непрерывно сужаться, стали попадаться мели, а барханы подходили к самой воде. Заметно увеличилась соленость воды: на деке лодки появились белые пятна соли. К исходу дня путь по воде закончился у солончаковой перемычки. Решили разбить лагерь и «искать воду».

Исходив два десятка километров по барханам и высохшим соленым озерам, мы не нашли продолжения пролива. Нужно было двигаться обратно. Исчезновение пролива — закономерное явление: Арал мелеет, вода в восточных проливах засолоняется, и на их местах остаются высыхающие соленые озера. Но мы не жалели потерянного времени: не всегда удается попасть на байдарке почти в центр Кызыл-Кумов! Обратный путь (около 60 км) был пройден при хорошем попутном ветре за один день.

Сложным является и предпоследний участок маршрута от о-ва 9-й Башкалган до о-ва Тайлакджеген. На этом пути много низких островов с песчаными косами, выступающими далеко в море. На косах гуляют чайки и лежат кусты саксаула, их хорошо видно с моря. Примерно за 3—4 километра до конца этого участка будут видны остатки бывшего рыбозавода Тайлакджеген. Глубокая бухта порта — удобное место для стоянки. Здесь бывают рыбаки и охотники из Тасбескума или Кдзак-дарьи, но особенно рассчитывать на встречу с ними не следует.

Финал маршрута также не прост. Устье Кокдарьи представляет собой ряд проток, заросших камышом, значительно превышающим рост человека. Берега топкие, а основное русло впадает в море далеко на юго-востоке. Лучше всего подойти к узкому пляжу на северных склонах г. Самай, оставить лодку и подняться на гору. Кроме изумительной панорамы, можно хорошо просмотреть всю сеть проток и выбрать ближайшую к стоянке. От устья реки нужно подняться вверх на 10—15 км до стоянки лодок на левом берегу. От этого места до аула Тасбескум около четырех километров, но чтобы увидеть поселок, нужно от берега реки подняться на невысокий барханный кряж. От Тасбескума на попутной машине можно добраться до Тахтакупыра, который связан с Нукусом регулярным автобусным сообщением. От Нукуса два пути: железная дорога (ст. Ходжейли) или самолет. Если есть время, то не нужно забывать, что очень близко от Нукуса находятся такие исторические места, как Куиья-Ургенч, Хива, Ташауз.

Остается рассказать о лодке и специальном снаряжении. Поход был совершен на байдарке «RZ-49», в конструкцию которой мы не вносили никаких изменений. Учитывая постоянство северных ветров, гафельный грот был заменен на прямой парус, а перо руля несколько увеличено по площади. Специализация снаряжения крайне проста: большие емкости для пресной воды, примус с бензином, спасжилеты и компас авиационного типа.


Понравилась ли вам эта статья?
+16

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
«Огонь маяка» — рассказ И. М. Белостоцкого
Северная «кругосветка» Москва — Сыктывкар — Пермь — Москва
Поиски затонувших кораблей с сокровищами
Глава из книги Жана Мерьена «Безумцы Атлантики»
Путешествие к Белому морю: Москва — Соловецкие острова
Малый флот Дороги жизни на Ладожском озере
Плавание на трехместной пластмассовой байдарке
Переход через океан на веслах из книги «Безумцы Атлантики»
Седьмая навигация катамарана «Перун»
Путешествие от Томска на Восток к океану
Смерч в море является злейшим «врагом № 1»
Последнее плавание яхты «Ньорд»
400-километровый маршрут по бассейну Эриданы
5000 километров по заполярью на дюралевой «Косатке»
Клаус становится пиратом — фрагмент из романа «Братья витальеры»

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
По Аралу на байдарках от аула Кара-Бура до устья Кокдарьи

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Дальнее плавание тартуских водномоторников
600-мильное плавание на яхтах по Японскому морю
Клаус становится пиратом — окончание из романа «Братья витальеры»
85-летняя история яхты-ветерана «Утеха»
Буера на Дороге жизни Ладожского озера
Ив Кусто спас яхту «Айсбёрд» Дэвида Льюиса
Рене Лекомб — дело всей его жизни
Приозерская стоянка на реке Вуокса
Под парусами по маршруту Рига — Соловки — Севастополь
Прославленный китобойное судно «Чарльз В. Морган»
Плавание по Селенге и Байкалу на «Малютке»
Два туристских плавания по Байкалу на мотолодках
На «Корсаре» через тундру по реке Вороньей
Первое плавание самодельной яхты «Русь»
Одиночное кругосветное плавание на яхте «Полонез»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 41 + 16 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории