Любопытна история этой яхты-ветерана, самой старой в нашем парусном флоте. Построена она в 1888 г. в С.-Петербурге (на верфи Гартмана) по чертежам известного русского яхтенного конструктора В. В. Шталя. Ее размерения таковы: длина корпуса по палубе — 16 м, ширина — 3 м, осадка — 2,1 м. Высота мачты 21 м, длина бушприта 5 м, площадь парусности 240 м .
Первое название яхты — «Княжна». Принадлежала она известному яхтсмену Владимиру Александровичу Олсуфьеву — автору популярной книги «Пособие к управлению парусными судами и плаванию на них для моряков-любителей», в 1889— 1890 гг. — вице-командору СПБ Речного яхт-клуба. В дальнейшем владельцами яхты были А. П. Хвощинский, Н. М. Корнилов, А. К. Гонценбах. «Княжна» — отличный ходок и призер ряда гонок (например, в 1902 г. она завоевала «императорский приз») — была вооружена гафельным тендером. Отличалась замечательной внутренней отделкой, а форма ее заостренной носовой оконечности с клиперштевнем произвела на русских яхтсменов большое впечатление: все перестали строить тендера с прямыми штевнями. 29-тонная «Княжна» вошла в группу самых больших яхт и долгое время была «украшением СПБ Речного яхт-клуба». В 1890 г. «Княжну» переименовали в «Крейсер», а в 1899 г. — в «Утеху». В эти же 90-е годы яхту перевооружили гафельным иолом.
Известно, что сразу после революции на «Утехе» плавал Н. Ю. Людевиг — один из основоположников советского парусного спорта. В то время он был первым председателем городской квалификационной комиссии и принимал на этой яхте практические экзамены. С другой стороны, рассказывают (документально это, правда, никак не подтверждено), что последний владелец «Утехи», не желая, чтобы его яхта стала народным достоянием, затопил ее в Гребной гавани на Васильевском острове. Как бы там ни было, в 1923 или 1924 г. яхта была отбуксирована в Кронштадт в непригодном для самостоятельного плавания виде.
Восстановить «Утеху» взялся А. И. Архипов — большой энтузиаст парусного спорта, служивший в то время на Морском заводе. В течение целого года моряки ремонтировали и готовили яхту к плаванию, сделали новую мачту, пошили паруса — и летом 1925 г. возрожденная «Утеха» совершила свой первый поход в Новый Петергоф. Эта яхта стала флагманом Кронштадтского яхт-клуба (фактически организованного в 1920 г. в виде 6-го Морского отряда Всевобуча).
В 1939 г. рабочие Морского завода полностью заменили листы обшивки корпуса. Гафельное парусное вооружение было заменено бермудским, причем общая площадь парусности уменьшилась до 160 м2. После войны на «Утехе» снова был выполнен большой объем ремонтно-восстановительных работ.
Со дня постройки яхты прошло 85 лет. Этот юбилей «Утехи» был отмечен кронштадтскими яхтсменами в прошлом году. На «Утехе» выросло немало яхтсменов высокой квалификации — яхтенных капитанов, мастеров спорта. Среди них такие моряки, как капитан-лейтенант К. К. Семенов, капитан дальнего плавания А. Сильери, мичман запаса П. И. Волков — командир «Утехи» с 1930 по 1934 год, который до сих пор не порывает связи с родным яхт-клубом.
Теперь «Утеха» — учебно-парусное судно нашего клуба. И ежегодно молодые яхтсмены совершают на ней дальние плавания по Балтике и Ладожскому озеру.
Н. Майоров. (С использованием материалов исторической выставки ЦЯК «Труд» в Ленинграде.)