Основные данные яхты
Длина, м | |
по палубе | 12.5 |
по КВЛ | 8.6 |
Ширина, м | 2.8 |
Осадка, м | 1.8 |
Водоизмещение, т | 6.34 |
Вес фальшкиля (чугун), т | 3.27 |
Площадь парусности, м2 | 59 |
Сегодня молодые яхтсмены с "Картеров" и "Конрадов" снисходительно поглядывают на эти суда-ветераны. Деревянные корпуса "классической", как теперь называют, формы, деревянный же рангоут и видавшие виды, много раз перешитые паруса. Совсем по-другому смотрят на них опытные капитаны, гоночная молодость которых начиналась на "шестерках". Именно на них наши яхтсмены освоили всю Балтику, Черное море, а затем впервые вышли в Атлантику и Тихий океан. И вообще, роль этого класса яхт в развитии морского парусного спорта в стране трудно переоценить. Л-6 была первой крупной парусной яхтой морского плавания, серийный выпуск которой был осуществлен в послевоенные годы.
Проект яхты отечественного национального класса Л-6 был разработан конструктором Ленинградской судоверфи ВЦСПС Анатолием Петровичем Киселевым в 1958 г. в соответствии с действовавшими тогда Правилами классификации и постройки спортивных парусных судов 1953 г.
Главные размерения яхты должны были соответствовать обмерной формуле, имевшей вид
где L, S и V — обмерные длина, площадь парусности и водоизмещение соответственно.
В соответствии с проектом яхта представляла собой спортивное судно, в котором все было подчинено его гоночному назначению при минимальном соблюдении требований Правил по уровню комфорта. Форма корпуса во многом напоминала увеличенную яхту Р-5,5, в то время только что включенную в программу Олимпийских игр. Лучшие в СССР проекты "пятерок" -яхты "Дружба" и "Восток" — были разработаны именно А. П. Киселевым и построены на Ленинградской судоверфи. На этих яхтах наши гонщики К. Александров и В. Горлов заняли четвертое и седьмое места на первенстве мира в Англии в Пуле. Это был большой успех.
По данному поводу Анатолий Петрович даже устроил банкет для строителей этих яхт и конструкторов, помогавших ему в разработке. "Стол" был накрыт прямо на траве, на лужайке в Центральном яхт-клубе.
В 1962 г. было принято решение о постройке большой серии крейсерско-гоночных яхт. Выбор следовало сделать из двух проектов: 8 CR — Н. В. Григорьева и Л-6 — А. П. Киселева. Победило мнение капитанов-гонщиков: решено было доработать проект Л-6, учтя замечания и пожелания яхтсменов, и после изготовления и испытаний головного образца приступить к серийной постройке.
Под руководством автора проекта была начата разработка рабочих чертежей. Но, когда до закладки новой яхты оставалось меньше полугода, неожиданно не стало Анатолия Петровича Киселева — смерть последовала 29 декабря 1962 г. Казалось, постройка яхты, если не совсем, то по крайней мере, по срокам, сорвется. Но пока решались вопросы на административном уровне, сотрудники КБ верфи с помощью опытного мастера Сергея Владимировича Витта в инициативном порядке приступили к разбивке корпуса на плазе и изготовлению необходимых шаблонов и лекал. Остановить эту работу уже никто не решился.
Одновременно дорабатывался и сам проект. Изменения касались в основном внутреннего расположения и оборудования яхты. С целью лучшей обитаемости была изменена форма надстройки, проработана схема вооружения, повышена надежность рулевого устройства, введено леерное ограждение с носовым релингом (кормовой релинг добавили позже).
Первые три яхты были построены в конце 1963 г. Желание создать хорошее мореходное судно, оборудованное в соответствии с современными требованиями, постоянно наталкивалось на технические трудности, к преодолению которых производство еще не вполне было готово. Серьезные проблемы возникли с применением новых для верфи клеев, смол, цветных металлов, нержавеющей стали и крепежных изделий. Большинство оборудования, дельных вещей и устройств приходилось разрабатывать на верфи и изготавливать в своих цехах (предметы яхтенного оборудования в СССР не производились, а о покупке их за рубежом и думать не стоило).
Но, так или иначе, в октябре 1963 г., когда на палубу уже ложились первые снежинки, головная яхта Л-6 "Ангара" была спущена на воду, прошла по Петровскому фарватеру и вышла в Невскую губу. Первый капитан "Ангары" A. А. Яковлев — известный ленинградский архитектор — и присутствовавшие на борту капитаны, в том числе мастера парусного спорта Б. В. Мирохин и
B. В. Горлов, отметили правильную посадку яхты, хорошую управляемость и ходкость. В целом, лодка понравилась, но капитаны высказали немало пожеланий и рекомендаций по доработке проекта на серию.
В дальнейшем работники КБ верфи в течение каждой навигации старались принимать участие в гонках и дальних плаваниях на одной из "шестерок". По результатам наблюдений в проект ежегодно вносились некоторые изменения. Так, к 1970 г. увеличили высоту борта на 50-70 мм, перераспределили площадь парусности между гротом и стакселем, все оцинкованные детали на палубе заменили на нержавеющие.
Выполнялись и требования будущих владельцев каждой конкретной яхты. Так, три лодки по просьбе заказчиков были оснащены топовым вооружением, позволившим резко увеличить площади стакселя и спинакера, что давало выигрыш на полных курсах и не очень влияло на увеличение гоночного балла по действовавшим тогда Правилам ЯОЯС (с появлением Правил IOR такое вооружение для "шестерок" стало нецелесообразным).
Изменения не затрагивали лишь форму корпуса ниже линии борта. Обводы корпуса оставались неизменными до 1978 г., когда постройка яхт Л-6 была прекращена.
Надо сказать, что яхты-"наследницы", выпущенные верфью после Л-6 ("Варяг", "Былина" и "Алькоры"), в целом мало отличались от прародительницы, да и по ходовым качествам оказались не намного лучше.
Отрадно сознавать, что, несмотря на более чем сорокалетний срок, прошедший со времени постройки первой "шестерки", большая часть этих замечательных яхт до сих пор в строю. Благодаря усилиям экипажей большинство Л-6 ежегодно выходят в плавание, а некоторые продолжают участвовать в гонках.
"Шестерка" стоит того, чтобы восстановить ее как национальный класс.