Мы покидаем Владивосток в День Военно-Морского Флота. Вопреки прогнозу (и всем «традициям») стоит солнечная погода. Наша эскадра — шесть яхт: две «шестерки» и четыре «Фолькбота» — торжественно проходит мимо строя расцвеченных кораблей. Начинается первый этап 600-мильного похода, первого в наших дальневосточных водах крейсерского плавания такой большой группы яхт...
Дует слабый встречный ветер. Постепенно скрывается за горизонтом панорама родного города, вот мы уже выходим на простор залива Петра Великого.
По правому борту медленно проплывают серые, будто обгрызенные каким-то гигантом скалы мыса Брюса.
Море медленно окутывается туманом, временами он становится настолько плотным, что видимость уменьшается до кабельтова. Забегая вперед, замечу, что из 8 ходовых дней нашего плавания 6 дней мы шли в тумане. Неплохая практика для штурманов!
При подготовке к походу решено было не брать с собой лаги ЛЗМ — все равно при малых скоростях показания не верны! Пришлось использовать опыт предков и сооружать «натуральные» секторные лаги. Уступкой прогрессу было только то, что лаглинь — толстая капроновая нить длиной 37 м наматывался на катушку от спиннинга. Теперь тренируемся. Один из нас бросает за борт сектор и вытравливает лаглинь, другой по секундомеру засекает время, за которое сматывается вся катушка, затем по заранее составленному графику определяем скорость. В данный момент она, к сожалению, невелика.
В туман плавание в заливе далеко небезопасно из-за множества островков, подводных и надводных скал. Сквозь непроницаемую белую завесу доносится порой грозный рев прибоя, внушающий уважение. Не хотелось бы сейчас оказаться сидящими под ударами волн на камнях! Кстати о съемке с мели. По личному опыту считаю, что такая крупная яхта, как Л6, должна снабжаться хорошим шпилем или брашпилем. Стянуть яхту даже при простейшей посадке на песчаную мель зачастую невозможно. На нашей «Веге» установлен брашпиль (являющийся одновременно и кнехтом), снятый со списанной яхты «Светлана». Его конструкция достойна всяческих похвал. При малых габаритах он развивает значительное усилие, имеет звездочку для цепи. Хотя сальниковых уплотнений нет, шпиль непроницаем для воды. За 55 лет эксплуатации нет и следов износа. Цинковое покрытие — в отличном состоянии. (Уместно для сравнения отметить, что покрытие всех дельных вещей «Веги» исчезло через два года после ввода яхты в строй...)
К вечеру туман рассеивается. Мыс Гамова проходим при закатных лучах солнца, но едва успеваем нанести на карту обсервованную точку, как из многочисленных бухт вновь наползает туман, окрашенный со стороны солнца в зловещий багровый цвет. Долго еще видна только полукилометровой высоты громада сопки Туманной.
Темнота застает нас в 15 милях от поселка Посьет, пройти к нему можно лишь через узкий пролив, слева от которого на несколько миль тянется коса, справа — скалистый берег, а главное — надо в кромешной тьме проскочить между двумя небольшими островками. Ни луны, ни звезд. Фигура впередсмотрящего на баке даже при самом хорошем освещении фарой кажется расплывчатой. Настоящая парная баня. Никто не спит. Все вслушиваются и всматриваются, поочереди изрекая со вздохом, что неплохо бы находиться в настоящий момент в море, подальше от этих островков и берегов. А яхта со скоростью около 4 узлов несется в бакштаг куда-то в непроглядную темень. Нервирует еще и то, что -иногда -слышатся какие-то странные звуковые сигналы, очень похожие на туманные, хотя, судя по карте, в этом районе их быть не должно (впоследствии выяснилось, что подавала их обыкновенная дырка в стойке кормового релинга)...
Но вот прямо по носу слышны звуки колокола входного маяка. Яхта приведена в заданную точку с весьма большой точностью. Мы шумно восхищаемся своими навигационными успехами, сразу же проявляются доморощенные шутники, бородатыми остротами разряжающие многочасовое напряжение. Через несколько минут невдалеке от нас становятся на якорь «Мечта» и «Рубин». Остальные «Фолькботы» приходят только на следующий день: ночью они отстаивались в ближайших бухтах.
После однодневной стоянки отряд направился к выходу в открытое море. В тот вечер мы наблюдали интересное явление. Вода кипела от тысяч плавников, огромные рыбины порой выскакивали из воды и, как поленья, с шумом падали обратно, — это сима шла на нерест.
Перед закатом опять опустился туман, в бакштаг мы резво бежим со скоростью около 5 узлов. Дует все сильнее. Замеры скорости поднимают настроение, лаг вскоре показывает уже 8,7 узла. К слову сказать, боевой дух членов экипажа возбуждали и запахи, доносящиеся из камбуза. Мы уже успели полакомиться такими деликатесами, как мускул ракушки-гребешка, скоблянка из трепангов. Теперь ожидаются кальмары.
С наступлением ночи мы заблаговременно наладили снасти, буквально на несколько минут легли в дрейф и за это время при свете переноски успели наловить больше ведра кальмаров. Процесс этот протекал при веселом оживлении всех участников и под истошные вопли рулевого, на которого почему-то больше всего попадало чернильных плевков. Кулинарная обработка кальмара (почистить, отрезать голову со щупальцами и опустить в кипяток) — дело тонкое: если варить дольше 5 минут, белое мясо становится плотным и теряет превосходные вкусовые качества...
Наконец-то — впервые за двое суток — видим берег! С попутным ветром входим в бухту Сяуху, на берегу которой уютно расположился поселок Преображение. Этот заход наверняка запомнился всем нашим яхтсменам: нам разрешили осмотр заповедника на острове Петрова. Остров — просто стоящая в море, в пяти кабельтовых от берега, сопка, заросшая лесом. Но каким лесом! За последние 600 лет на острове не было ни одного пожара, здесь сохранились реликтовые растения, в том числе целые рощи знаменитого тиса. Мороз проходит по коже, когда подумаешь, что стоящие перед тобой зеленью великаны давали тень еще в те времена, когда орды Чингис-хана разгуливали по Руси. Даже знакомые, привычные растения необычны. Стволы лип, например, достигают нескольких метров в диаметре, имеют какие-то странные узловатые формы. Весь этот таинственный сумрачный лес переплетен лианами, толщина которых достигает 10 сантиметров,— этакие змеи, вползающие на могучие деревья!
Вокруг острова по вершинам утесов проложена гропа. С более чем стометровой высоты любуемся голубым морем и окаймляющей остров белой, как снег пеной прибоя. От острова к берегу, заросшему непроходимой тайгой, тянется хорошо видная сверху подводная коса — остатки древней дороги, сооруженной бо-хайцами, некогда устроившими на острове крепость. Еще сохранились дорожные плиты, остатки крепостных стен. Вода здесь удивительной чистоты. Под килем яхты десятиметровая глубина, а песчаное дно с редкими кустиками морской травы и кучами зеленоватых камней, кажется, можно достать рукой. Видно, как огромные камбалы, их мы называем лопатами, хватают наживу. Три часа ловли — и садок удается поднять из-за борта только вдвоем.
После обеда (роскошная уха и жареная рыба) снимаемся с якоря и входим в непроницаемую стену тумана. Ветер понемногу усиливается. Вскоре равномерный его шум переходит в рев. Начинается шторм. Между огромными водяными валами крутятся вихри, ветер срывает гребешки волн и обрушивает их на нас в виде плотного соленого душа. Льет дождь. «Вега» идет под полной парусностью и с генуэзским стакселем. Крен большой, край палубь: в воде постоянно, а временами в воду входит и комингс рубки. Положение усугубляется еще тем, что надо идти в лавировку. Внимательно наблюдает рулевой за каждой водяной горой, несущейся навстречу...
Ставим лавировочный стаксель, но не проходит и часа, как он разлетается в клочья. Поднимаем рейко-вый штормовой стаксель — крен несколько уменьшается, заливает меньше.
Один за другим мы обходим «Фолькботы», которые специально выходят на несколько часов раньше, чтобы уменьшить разницу во времени прихода. Маленькие яхточки под зарифленными гротами и штормовыми стакселями то выскакивают из воды, обнажая фальшкиль, то полностью — со всеми парусами — скрываются между волнами.
К утру следующего дня входим в залив Ольги, в ту его часть, где на карте стоит название «Тихая пристань». Узнаем, что нас потрепал тайфун «Алиса». Нас-то он зацепил мимоходом — своим крылом, а вот на острова Японии обрушился серьезно: газеты сообщали о затопленных городах, человеческих жертвах...
Яхты стоят в живописной бухте, окруженной крутыми сопками, буйно заросшими лесом. На вантах, штагах, релингах и леерах под жаркими лучами солнца сушатся пожитки, над всем этим победно гремят хриплые звуки патефона — предмета особой гордости дружного экипажа нашей «Веги».
Решаем надолго не располагаться и сразу же идти в залив Владимира, поскольку синоптики обещают попутный ветер при ясной, солнечной погоде (после не-престанных-то туманов!). И действительно — переход этот был светлым праздником. Спереди и справа безбрежное синее море сливается с голубым небом, слева — медленно проплывают скалистые берега, зеленой громадой возвышаются отроги Сихотэ-Алиня.
Обратный путь яхты прошли почти тем же маршрутом. Запомнился заход на остров Путятина. Вообще-то, остров — как остров, но на нем заповедник: озеро с зарослями лотоса. Рвать цветы, естественно, нельзя, зато можно сколько угодно любоваться прекрасными розовыми бутонами редкого растения.
Погода не баловала нас и на обратном пути. О туманах я уж не говорю, они стали привычкой. После хорошего ветра на траверзе залива Ольги, где средняя скорость «Веги» составила 10,1 узла, почти сутки пришлось штилевать в районе мыса Поворотный. А место это совсем не подходящее для судов маленьких и лишенных двигателя. Ведь мы находились на большой морской дороге, по которой непрерывно курсируют огромные грузовые и пассажирские теплоходы. Здесь мы добрым словом помянули наш радиолокационный отражатель — два взаимно-перпендикулярных алюминиевых листа, закрепленных на топе мачты. Интересно было наблюдать, как ночью какой-нибудь, залитый светом, гигант вдруг резко сбавляет ход и останавливается: на экране его локаторов мы выглядим, по крайней мере, как хороший пароход, однако наши ходовые огни ему не видны! Там нервничают. Мы всячески стараемся себя «показать», усердно освещаем — чем можем — паруса и меняем курс, уступая дорогу. Наконец нас замечают. Остается только предположить, какие слова из богатого морского лексикона используют на мостике судна по нашему адресу... Гигант дает ход и быстро удаляется. Волна, поднятая им, через несколько минут доходит до нас, начинает раскачивать.
Любой рассказ о настоящем морском плавании должен содержать и описание какого-либо из ряда вон выходящего происшествия (личная встреча с акулой, традиционное кораблекрушение, бунт и т. п.). Мы совсем уже было уверились в том, что с нами ничего не произошло и рассказывать будет не о чем, когда...
День клонился к вечеру. Настроение у всех отличное, до дома рукой подать — каких-нибудь 50 миль! Мы сидели на палубе и вели неторопливые беседы на обычные в таких случаях темы (погода, освоение космоса, секреты приготовления настоящей ухи и т. п.). Вдруг раздается крик: «Прямо по носу предмет!». Через некоторое время становится ясно, что это плавник какой-то гигантской рыбы. Встреча с косаткой в этих местах не редкость. Несколько изменяем курс, чтобы не столкнуться с ней, — кто знает, какие у нее намерения?, — а один из матросов сгоряча вооружается отпорным крюком (срабатывает охотничий рефлекс!). И тут видим, что это не косатка, а диковинное морское животное. На глубине меньше метра под родниковой чистоты водой колышется желтовато-белая спина, имеющая форму эллипса с размерами примерно 3X4 метра. По краям спины видны большие плавники, изредка показывается из воды огромный хвост — его-то мы и приняли вначале за плавник косатки.
Чудовище медленно проплыло буквально в нескольких метрах от яхты... Тут же начался спор: стоит ли поворачивать, чтобы посмотреть чудовище еще? Когда спор кончился, отыскать среди волн пришельца из морских глубин было невозможно. Что это за животное? Знатоки говорят разное. Я лично думаю, что это была гигантских размеров луна-рыба (в краеведческом музее есть ее полутораметровое чучело)...
У всякой истории есть конец. В ненастную погоду, под моросящим дождем яхта благополучно пришвартовалась к пирсу родного яхт-клуба.
Строительная компания Бау Микс оказывает услуги по строительству зданий в Новосибирске и области, а также в других городах - Томске, Кемерово, Барнауле и Санкт-Петербурге. Команда профессионалов выполнит полный комплекс проектных и строительных работ как промышленных, так и гражданских зданий и сооружений.