Интерес к заграничным плаваниям возник у нас после посещения Киевского крейсерского яхт-клуба болгарскими моряками-туристами. Официальное их приглашение посетить Варну, причем обязательно на наших цементных яхтах, пришло позже, но к этому моменту между яхтсменами уже вовсю шли дискуссии о судах, составе команд, времени плавания и т. д. и т. п. Это был первый выход киевских парусников за границу, так что хлопот оказалось много.
Нужно было видеть с какой энергией готовили ребята яхты — армоцементную «Цементал» и стеклоцементную «Порыв». Частенько заканчивали работу далеко за полночь. Добавило осложнений и то, что уже с заграничными паспортами на руках некоторым из нас пришлось «воевать» за отпуск. Одним словом, покинув гавань, даже не сразу осознали, что плавание началось.
На большей части речного пути погода благоприятствовала. Умеренные западные ветры шесть суток гнали яхты к Херсону. Мы еще раз убедились, что на попутных ветрах вперед неизменно уходил «Порыв», а на крутых курсах ему предлагали конец с «Цементала». Такая непрерывная «гонка» заставляла вахтенных особенно внимательно следить за ветром и парусами. Каждый маневр критически обсуждался всеми свободными от вахты.
Наш флагманский штурман Александр Иванович Шелгунов все свои действия старался сделать понятными для новичков, поэтому плавание было великолепным уроком штурманского дела.
Днепровско-Бугский лиман встречает очень слабым ветром. Более суток добираемся до о. Первомайский, а затем медленно обходим мелководье Кинбурнской косы. Появляется ощущение моря. Вот уже четко видна граница между бирюзовой водой Черного моря и мутноватой водой лимана. Ночью начало морского этапа плавания было ознаменовано фосфоресцированием буруна за кормой. Брызги и пузырьки светло-голубых оттенков приятно переливались в свете гакабортного огня.
Рулевой опускает за борт руку и пробует воду на вкус. Сомнений нет — мы в открытом море! Укладываем в пеналы карты лимана — до обратного пути не понадобятся. Достаем морские. Теперь без компаса и лага не обойтись. Кстати, о лаге. Его конструкцию мы позаимствовали из журнала «Segelsport». Пустая бутылка с небольшим грузом внутри и флажком в пробке — стоячий поплавок — крепится к тонкому линю. Выпуская ее за борт, засекаем время и вытравливаем линь на всю длину. Как только флажок валится (линь натянулся), отмечаем время. Длина линя должна быть подобрана таким образом, чтобы при делении на время в секундах получалась скорость судна в узлах. Просто и надежно! Угол дрейфа, необходимый для прокладки, определяли еще более примитивным способом, — оценивая визуально угол между ДП и «следом» яхты на воде.
В середине дня 6 августа нас гостеприимно встретили одесские яхтсмены, а уже буквально через несколько часов мы снова отдали швартовы. Долго ветра не было, яхты едва двигались...
В лучах заходящего солнца рассмотрели силуэт о. Змеиный — самой южной точки советской границы, а потом почти двое суток шли вне видимости берегов. Умеренное волнение и, начиная с полудня, двух-трех-часовой штиль дают редкую возможность понежиться под ослепительными лучами солнца, вдоволь накупаться в прозрачной воде. Обстановка полного, абсолютного покоя' и бесконечности моря приносит какое-то особое наслаждение. Надев маски, с интересом осматриваем подводные части наших яхт. Пользуясь тишиной, швартуем яхты бортами и устраиваем общий обед. Коки, соревнуясь, предлагают «фирменные» блюда, остальные (а всего нас 16 человек) оценивают и восхищаются.
Как и «предсказывал» Александр Иванович, утром 9 июля входим в территориальные воды Болгарии: в 8.00 на траверзе маяка Калиакра поднимаем на краспицу болгарский флаг. Когда наш путь пересекает отряд военных кораблей под флагом НРБ, в знак приветствия приспускаем и поднимаем советский флаг на корме. Нам отвечают тем же.
В лавировку приближаемся к варненскому порту, который находится где-то в глубине бухты. Справа по курсу — силуэты высотных отелей международного курорта «Золотые пески», слева — высокие зеленые берега. На рейде океанские суда из Египта, Индии, Турции, Греции, ГДР. Когда за час до захода солнца входим в порт, сразу же замечаем советский флаг на «Академике Архангельском». Швартуемся у его высокого борта. Теплая встреча — рукопожатия, приветствия, совместный ужин и кино на палубе теплохода, прогулка по приморскому бульвару.
Первое, что мы увидели утром, — приближающиеся с моря паруса. Это были одесские яхты, вышедшие из Ильичевска раньше нас. «Лейтенант Шмидт» и три «шестерки» ошвартовались недалеко от нас. Одесситы сразу же рассказали, что это уже второй их визит в город-побратим, и что идут они из Констанцы. Итак, программа пребывания в Варне киевлян и одесситов стала совместной.
Нас радушно встречали представители спортобщества «Черное море» и морского клуба. Практическое отсутствие языкового барьера сделало беседы особенно оживленными и теплыми. Единственное, что было на первых порах необычно, это когда болгары говоря «да», «отрицательно» мотали головой из стороны в сторону...
Не будем описывать впечатления от Варны. Упомянем только, что на каждом шагу мы встречали здесь множество туристов едва ли не со всех концов света.
Промелькнули шесть дней стоянки. И вот залитый огнями ненадолго затихший ночной порт медленно уплывает в темноту. С поднятыми (несмотря на ночь) флагами «Цементал» и «Порыв» выходят в море, бесшумно огибая стоящие на рейде крайними небольшой турецкий парусник и громадный сухогруз, принадлежащий греческому миллиардеру Онассису. И только кончилась Варна, тихая ночь сменилась свежим утренним ветром и болтанкой у мыса Калиакра. Вроде бы волна была небольшой, по многие еще будучи под впечатлением от прощального ужина почувствовали признаки морской болезни...
Четырехбалльный чисто встречный ветер заставил нас целые сутки хорошенько работать, так что дальнейший заход ветра (теперь мы пошли в галфвинд) был встречен всеобщей благодарностью богу Эолу. Уменьшилась болтанка, стало теплее, и вот уже на траверзе устья Дуная яхты вошли в мутные воды, выбрасываемые рекой в море на несколько десятков миль. Вечером 18 июля уже в видимости Одессы от норда налетел шквал, пришлось рифиться и несколько часов лавировать, удерживаясь от сноса в море. Только перед самым рассветом гроза прошла, а восход солнца мы встретили уже на акватории Одесского яхт-клуба.
Обратный путь — это всегда и подведение итогов, и рождение замыслов. Так, в наших беседах зародились идеи иных плаваний, новых маршрутов. Ну, об этом потом.
Мы считаем, что выход яхт за границу является важным этапом в жизни любого клуба, очень полезным воспитательным актом, прививающим чувство патриотизма, глубокое уважение к флагу и лучшим морским традициям.