Главная страница Контакты Карта сайта Поиск по сайту:
Barque.ru
  • Судостроение
  • Моторы
  • Проекты
  • Спорт
  • Консультации
  • Кругозор
  • Истории
  • Главная
  • Истории
  • Военная страничка
  • 1971 год
  • Ленинградские яхтсмены в сорок первом году
Подкатегории раздела
Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории


Поделитесь информацией


Похожие статьи
Ленинградские яхтсмены на Варнемюндской регате 1969 года
Советские яхтсмены в зарубежных соревнованиях 1964 года
Советские яхтсмены в международных соревнованиях 1965 года
Советские яхтсмены в международных соревнованиях 1966 года
Первая парусная гонка в России в 1847 году
Советские яхтсмены на Чемпионатах мира и Европы 1984 года
Рекорды яхтсмена Бруно Пейрона в 2004 году
Третье первенство мира в классе «Кадет» в 1968 году
Лучшие яхтсмены 2005 года*
Юношеское осеннее Первенство России по парусу в 2002 году
Двадцать первые гонки на «Кубок Америки» в 1970 году
Глава «Поединок с маленьким кентавром» из книги «Сорок восемь часов»
Владимир Леонтьев и Валерий Зубанов — яхтсмены международного класса
Яхтсмены США готовятся к следующей Олимпиаде


Ленинградские яхтсмены в сорок первом году

Год: 1971. Номер журнала «Катера и Яхты»: 32
          0


Едва замолкли репродукторы, известившие о вероломном нападении Германии, как ленинградские парусники и водномоторники, не ожидая повесток, стали приходить на призывные пункты. Многие из них, однако, не были направлены на фронт, а надев военно-морскую форму, остались в своих же спортивных клубах. Вот об этих ленинградских спортсменах я и хочу рассказать.

В первый же день войны перед нашими частями ПВО встала сложнейшая задача. Чтобы прикрыть Ленинград от воздушных налетов со стороны залива, требовалось срочно установить зенитные батареи и аэростаты заграждения на баржах и развернуть их в мелководной Невской губе на подходах к городу. Создана была специальная организация — База обеспечения ПВО Невской губы. Командир этой базы опытный моряк капитан 1 ранга И. К. Смирнов прекрасно понимал, что боевые корабли и мощные морские буксиры флота, имеющие большую осадку, могут плавать здесь, на мелководье, далеко не всюду. И совершенно правильно решил, что поручить это дело нужно тому, кто лучше всех знает район плавания, — ленинградским яхтсменам.

Прежде всего он добился назначения к себе помощником по строевой части старшего лейтенанта запаса (в мирное время начальника учебной части яхт-клуба ВЦСПС) И. П. Матвеева, с десятилетнего возраста занимавшегося парусным спортом, известного гонщика, чемпиона страны. Уяснив, что от него требуется, Матвеев сразу же привлек к службе в ПВО многих мобилизованных яхтсменов. И вот более полусотни озерных и речных барж с зенитками и прочей техникой были в намеченный срок расставлены в 30 точках Невской губы с помощью мелкосидящих клубовских катеров, мотоботов и маленьких речных буксиров, военными комендантами на которых были те же яхтсмены, прекрасно знавшие все мели и проходы.

После первых же штормов баржи начали течь, часто рвались якорные канаты. Устранялись все эти повреждения опять-таки золотыми руками наших спортсменов. Всех не упомянуть, но в памяти остались яхт-клубовские главный механик и боцман главстаршины М. А. Сороченков и А. Н. Мацкевич, механик П. Н. Круглов. Их стараниями спасена была не одна баржа ПВО. Не говорю уже о доставке припасов и обеспечении связи между раскиданными по воде точками.


Вторая задача, которую довелось решать ленинградским спортсменам-водникам, была не проще. Речь идет об охране входов в многочисленные рукава Невы со стороны залива от вражеских диверсантов и разведчиков. На базе яхт-клуба «Водник» был сформирован отряд кораблей по охране водного района города (ОЗР), Командовать им поручили прекрасному моряку и спортсмену капитану 3 ранга Богдановичу. Он также начал с того, что привлек к несению сторожевой службы большое число мобилизованных яхтсменов. А весь флот ОВРа в основном составили спортивные катера и яхты, вооруженные ручными пулеметами.

Первыми уже под военно-морским флагом вышли для несения брандвахтенной службы у входов в Елагинский и Петровский фарватеры наши красавцы — 38-тонные крейсерские яхты «Пионер» под командой известного яхтсмена лейтенанта запаса И. И. Сметанина и «Ударник» под командой Б. П. Дмитриева. Сторожевую службу между северным и южным берегами Невской губы героически несли самые маленькие катера, именно благодаря своим размерам плохо различимые с суши. Только это их и спасало.

В эти дни стал командиром катера один из наших выдающихся яхтсменов — Владимир Григорьевич Щепкин, вскоре же и погибший при выполнении боевого задания (похоронен на о. Мощном).

Фронт все ближе подступал к городу, упираясь флангами в воды залива. Командованию нужна была надежная разведка побережья в тылу врага. И разведотдел фронта правильно оценил великолепное знание спортсменами-парусниками морского театра и, что особенно ценно, прибрежных районов. Сформировали специальный разведывательный отряд, в состав которого вошли две большие двухмачтовые крейсерские яхты (командовали ими опытные яхтенные капитаны Ломов и Пахомов), пять швертботов класса М и несколько мелких катеров. Паруса у швертботов были выкрашены в черный цвет, так что, даже попав в луч прожектора, действующая ночью маленькая яхгочка себя не обнаруживала.

Смелыми разведчиками этого отряда были все те же ленинградские добровольцы-парусники, такие, как М. Ф. Егоров — яхтенный капитан, прекрасный гонщик; Д. А. Ефимов — боцман клуба; В. Лер; мастер спорта Д. Н. Коровельский; А. В. Ку-рышев. Нельзя не упомянуть бывшего до войны студентом М. Пор-целя, клубовского методиста Б. Яковлева, Б. Лебедева, Д. Мовчана, И. Те-тельбаума, А. Кокшарского. Объединяло этих людей разных профессий и разного возраста уже не пристрастие к парусному спорту, а стремление отстоять Ленинград, нанести ненавистному врагу максимальный урон. И в те тяжелые дни они оказали армии и флоту неоценимую помощь.


Помню, что, получив (как начальник штаба Балтфлота) донесение о широком привлечении моих друзей по спорту вместе с их судами к разведывательной и дозорной службе, я нисколько не удивился. Это уже было своего рода традицией. Ведь приходилось же нашим парусникам охранять входы в Неву еще в 1919—1920 годах, когда революционному Петрограду угрожали банды Юденича. В 1921 году спортсмены-буеристы и лыжники участвовали в подавлении кронштадтского мятежа. Наконец, ленинградские буеристы несли службу связи и разведки во время войны с белофиннами. И вот теперь — оборона Ленинграда.

Осенью 1941 г. командованию фронтом чрезвычайно важно было знать, не подвозят ли гитлеровцы морем в Выборгский залив, уже ими занятый, подкрепления. Не формируют ли там десантный отряд для высадки в наш тыл — под самый Ленинград. Наблюдение надо было вести непрерывно, совершенно скрытно и надежно. Но ни самолет, ни надводный корабль не могли бы долго оставаться незамеченными, а для подводной лодки в этом районе слишком мелко и тесно. Кого же послать?

Разведчиком-невидимкой оказался опытный яхтенный капитан Михаил Федорович Егоров.

Маленький швертбот «эмка» срочно был превращен в суденышко рыбака. Рыболовных снастей и всяких припасов погрузили на него много, но не забыли и портативную рацию. Поставив черные паруса, Егоров ночью вышел «на рыбалку», пробираясь к мысу Ристиниеми, что у самого входа в Выборгский залив. Это само по себе нелегкое плавание через осенний залив в одиночку, на не приспособленном для походов швертботе закончилось благополучно. И вот сидящий в лодке человек в потрепанном штормовом костюме и зюйд-вестке увлеченно насаживает червяков и спокойно, совсем как заправский финн-рыбак, забрасывает удочки.

И так изо дня в день. Как- случилось, что никто не заинтересовался упорным рыбаком, непонятно. А всего вероятнее — просто не приметили. Рыбак и не навязывался на внимание, часто менял место, укрываясь между камнями и в тростнике. Но стоило не только какому-либо военному кораблю или транспорту, но даже самому маленькому катеру появиться у входа в залив, как через несколько минут в нашем штабе уже знали об этом. Если в донесениях Егорова фигурировала цель значительная — немедленно вылетала авиация и наносила удар. Вот почему в оперативных сводках тех дней не раз упоминалось о потоплении боевых катеров и барж с войсками в Выборгском заливе. Можно смело сказать, «улов» был неплохой.


До глубокой осени Егоров находился в глубоком тылу врага. Лишь по приказу командования он «свернул удочки» и опять-таки под парусами самостоятельно пришел в блокированный Ленинград. Михаил Федорович и сейчас любит порыбачить. Думаю, что он должен сам поподробнее рассказать о своей опасной рыбалке у мыса Ристиниеми.

В начале октября все того же грозного сорок первого года меня неожиданно вызвал в Смольный командующий фронтом генерал армии Г. К. Жуков. Напомню обстановку: гитлеровцам только что удалось замкнуть кольцо вокруг Ленинграда, и наше командование принимало все меры, чтобы исправить положение.

Наскоро поздоровавшись, командующий сразу же подвел меня к карте.

— На рассвете послезавтра надо высадить десант в составе батальона. Вот сюда.

Нагнувшись, я увидел, что нарисованный карандашом кружочек на карте уместился на берегу парка в Стрельне. Докладывать генералу свои соображения о том, что времени на подготовку очень мало и о других неизбежных в таких случаях трудностях, смысла не было. Не такие были дни, чтобы тратить время на разговоры. Дело командующего — поставить задачу, а мое, совместно с его штабом, — организовать выполнение. Я отошел от карты и коротко Доложил, что мне все ясно. Тогда генерал нахмурился и уже повышенным тоном резко спросил:

— Что ясно? Тут, говорят, сплошные мели. Как пойдут корабли с десантом? Вы об этом подумали?

— Товарищ командующий! — ответил я. — Эти берега — моя родина. С детских лет я плаваю здесь на швертботе, знаю каждый камень. В моем подчинении много яхтсменов, прекрасно знающих эти места...

Генерал помолчал, подумал, протянул руку:

— Можете идти, после высадки доложите.

Из всех яхт-клубов и водных станций города срочно собрали мелкосидящие открытые моторные катера и гребные шлюпки. Конечно, рулевых-яхтсменов на все суда не хватило, поэтому было решено, что они пойдут на головных катерах десантной группы.

Руководство высадкой десанта было возложено на меня, и я с походным штабом вышел в море на быстроходном 20-узловом катере спортивного типа с двумя мощными двигателями. К сожалению, время стерло из памяти фамилии, и я не могу назвать всех спортсменов-парусников, шедших тогда к Стрельне. Хорошо помню, что в их числе были поныне здравствующие О. Мясоедов и М. Богданов, а одной из групп катеров командовал все тот же Иван Петрович Матвеев, уже тогда заслуженный мастер спорта.


Все рулевые-яхтсмены с честью выполнили свой долг, точно — вовремя и в назначенные места привели свои катера.

Не один, а четыре раза в первых числах октября высаживали мы десанты в тылу немцев в районе Стрельны. При последних высадках мы попадали под ураганный огонь, уже как только катера выходили из-за южной дамбы Морского канала. Не обошлось, конечно, без потерь. Но главное — поставленная задача была выполнена. Высаженные нами десанты посеяли панику, заставили фашистское командование оттянуть с фронта часть своих сил для противодесантной обороны. Все это в какой-то степени, безусловно, облегчало положение защитников осажденного города.

Зима в тот год была ранней и суровой. Залив замерз. Гитлеровцы могли выйти на лед и нанести удар с запада. Их отделяли от города какие-нибудь 16—18 км, и при надежном прикрытии с воздуха такая операция по захвату города не представлялась невозможной. Теперь нужно было так поставить дозорную службу, чтобы немедленно узнавать о любом выходе немцев на лед.

Снега еще не было. Тонкий, блестевший, как чистое зеркало, лед прогибался под ногами. Пробовали пустить по нему лыжников — физкультурников, собранных со всех частей и кораблей флота. Но, во-первых, спортсменов оказалось очень, очень мало, а во-вторых, сильные порывы ветра сдували бойцов — несли, как осенние листья в аллеях парка. А ведь нужен был не только дозор. Во льду зимовали баржи ПВО. Необходимо было доставлять им снабжение, вывозить больных и раненых. Груженые автомашины выходить на тонкий лед не могли, да и сильно буксовали.

Информация об изображенииБуер-площадка, однотипный с принимавшими участие в боевых действиях на Балтике
Буер-площадка, однотипный с принимавшими участие в боевых действиях на Балтике
 
И тут снова выручили паруса, на этот раз на наших ледовых яхтах — буерах, о которых вообще-то мало кто знал, Буер мог лететь с бойцами и пулеметом по самому тонкому льду с большой скоростью, доходящей до 80—100 км/час. Попасть в буер на ходу очень трудно, ибо он со своими белыми парусами и белым корпусом почти незаметен на фоне льда.

Было сформировано два отряда по 16 и 18 буеров в каждом: один на базе яхт-клуба «Водник» (на Крестовском острове) и второй — яхт-клуба ВЦСПС (на Петровском острове). Командирами буеров были, конечно, спортсмены. Одним из первых для разведки льда выскочил И. П. Матвеев. Выскочил на том самом буере, на котором установил в 1939 г. всесоюзный рекорд скорости.


Вначале выходы буеров фашисты, видимо, не обнаруживали, но вскоре по каждому из них стали открывать огонь шрапнелью. Вокруг летали не только осколки снарядов, но и куски льда. Попасть же в буер врагу так ни разу и не удалось.

Информация об изображенииНа руле выполняющей задание яхты И. П. Матвеев
На руле выполняющей задание яхты И. П. Матвеев
 
Для выяснения обстановки под Петергофом И. П. Матвеев водил в разведку целый отряд буеров, командирами на которых ходили опытнейшие спортсмены — главный старшина М. А. Сороченков, старшина 1 статьи Н. Е. Астратов и другие. Как только отряд вышел из Петровского фарватера, по нему был открыт ураганный огонь. Буера немедленно рассредоточились по всем правилам морской тактики, и фашистский огонь оказался совершенно не действительным. А результаты этой разведки были чрезвычайно ценными.

И. П. Матвееву удалось проскочить сквозь огневую завесу к самому Петергофу и обнаружить, что против гавани, недалеко от Морского канала, на льду установлены будки для наблюдения за движением по каналу наших ледоколов и всех кораблей. Разведчик точно установил расположение этих дозорных будок и количество вражеских солдат на льду. Конечно, по буеру был открыт жестокий пулеметный огонь, но благодаря умелому маневрированию он остался неуязвимым и ответными очередями косил фашистов, которым некуда было скрыться на гладком льду.

Через несколько дней один из самолетов донес, что у затонувшего на мелководье где-то между Морским каналом и Васильевским островом буксира видел работавших на льду немцев. А это уже совсем близко от города, всего несколько километров! Надо срочно выяснить, что задумал враг. В разведку был послан буер из «Водника» под командой отличного буериста младшего лейтенанта Б. П. Дмитриева. Буер показался совершенно неожиданно для фашистов, многие из них так и остались лежать на льду, сраженные меткими очередями. А главное — удалось установить, что в торчащей надо льдом рубке буксира немцы пытались установить рацию и уже водружали антенну. Это был бы весьма опасный для нас наблюдательный пост! Буквально через несколько минут после возвращения буера и уточнения всех данных, огнем одной из наших батарей остатки буксира вместе с радиостанцией были уничтожены.

Информация об изображенииМладший лейтенант Н. М. Ермаков готовит буер к боевому заданию
Младший лейтенант Н. М. Ермаков готовит буер к боевому заданию
 
Не могу не вспомнить еще об одном эпизоде боевой деятельности буеристов. Выяснилось, что по ночам фашисты выходили из Петергофа, добирались до Морского канала, пробивали во льду лунки и в них ставили мины. Положение становилось весьма опасным, ибо вести траление во льду невозможно, а по каналу ледоколы должны были проводить боевые корабли из Кронштадта в Ленинград. Следовало до прохода кораблей разыскать все эти лунки до одной и с помощью глубинных бомб подорвать вражеские мины. Эту ответственнейшую задачу регулярно выполняли наши буера отряда ОВРа под командой опытных яхтсменов — бывшего главного боцмана яхт-клуба главстаршины А. Н. Мацкевича, младшего лейтенанта Н. М. Ермакова, главстаршины А. А. Кукина. Они обнаруживали подозрительные проруби и доставляли к ним минных специалистов флота. Наверное, одним только этим ленинградские парусники спасли тысячи жизней, немало боевых кораблей!

Рассказано, конечно, далеко не все и далеко не о всех спортсменах, героически дравшихся с фашистами на протяжении всех тяжких лет войны. Славные дела совершали наши товарищи по спорту на Ладоге, на многих других морских и сухопутных фронтах. Давно пришло время рассказать об этом молодежи. Это долг наш перед теми, кто не вернулся.


Понравилась ли вам эта статья?
+3

ПРЕДЫДУЩИЕ СТАТЬИ
Трансевероазиатское плавание на лодках «Гейзер» и «Вулкан»
Кто открыл «остров сокровищ»?
На парусном катамаране «Север» по Волге
Первый переход через океан на моторном судне
На спортивной яхте «Фрейя» в Гренландию
Гонки на яхтах — рассказ из сочинений Марка Твена
Переход на лодке «Металлист» из Ленинграда в Баку
Плавание в Болгарию на цементных яхтах
На швертботе «Мева» по Рыбинскому водохранилищу
Новое длительное плавание Фрэнсиса Чичестера
Путешествие на яхте «Юность» по Баренцеву и Белому морю
Катера и яхты Жоржа Сименона
Неведомая Франция или приключения меж двух берегов
Мистика на винтовом клипере «Всадник»
Дальнее плавание на шлюпках великолукских яхтсменов

ТЕКУЩАЯ СТАТЬЯ
Ленинградские яхтсмены в сорок первом году

СЛЕДУЮЩИЕ СТАТЬИ
Был такой парусник — баркентина «Вега»
На катамаране «Аита Пеа-пеа» по Аральскому морю
7300 километров на моторной лодке «Казанка» из Воркуты
Как я плавал в Норвегию — из книги «Трое за границей»
Яхта яхт-клуба ВМФ «Сатурн» совершила рейс вокруг Скандинавии
Северный поход «Пингвина» — интервью капитана А. Янцелевича
Первопроходцы пересечения Атлантики на малых судах
По Сибирским рекам на двух мотолодках типа «Обь»
У Дальневосточных причалов — путешествие по Амуру
Подводная лодка «Щ-421» под парусом
Конструктор бензиновых лодок Владимир Николаевич Пылков
5000 миль в океане на самодельном боте «Либердаде»
Три «сказки» из книги «Джон Мейсфилд»
По внутренним водам на яхте «Искра» класса Л6
Последнее плавание парусного катамарана «Север»


Ссылка на эту статью в различных форматах
HTMLTextBB Code

Комментарии к этой статье


Еще нет комментариев



Сколько будет 36 + 49 =

       



Barque.ru © 2013 | Контакты | Карта сайта | Мобильная версия
Судостроение: Парусные суда Моторные суда Технологии Экранопланы
Моторы: Описание моторов Устройство моторов Самодельные моторы Тюнинг моторов Обслуживание моторов Дистанционное управление
Проекты: Парусные яхты Парусные катамараны Парусные тримараны Моторные лодки Катера Туристические суда Рыболовные суда Виндсерфинги и лыжи Прицепы и трейлеры Прочие проекты
Спорт: Новости спорта Парусные соревнования Водномоторный спорт Воднолыжный спорт Виндсерфинг Буерные соревнования Соревнования туристов
Консультации: Полезные устройства Полезные советы Улучшение судов Улучшение моторов Опыт эксплуатации Техника плавания Разбор аварий Рыболовам
Кругозор: Новые суда и устройства Интересные события Интересные факты Интервью Карты и маршруты Официальные данные Проблемы малого флота Яхт-клубы и стоянки Письма в редакцию
Истории: Путешествия Туристические походы Знаменитые корабли Военная страничка Литературная страничка История флота Прочие истории