Итоги разочаровывают
Располагая самым многочисленным в мире парусным флотом, фирмами, производящими инвентарь экстракласса, экспортируемый во все концы света, замечательными природными условиями для круглогодичной тренировки, американцы в Кингстоне смогли занять лишь третье место в неофициальном командном зачете, уступив первенство ФРГ и СССР. После золотых медалей в Акапулько и Киле отсутствие столь же ярких выступлений в Кингстоне — ни одной золотой медали ни в одном из шести олимпийских классов! — прозвучало, как говорится, подобно грому среди ясного неба.
«Интерес к олимпийскому парусному спорту падает!» — встревоженно заявил Питер Баррет, серебряный призер Токийской олимпиады и золотой медалист (в экипаже с Л. Нортом) регаты в Акапулько. Причины? Их больше чем достаточно.
Стоимость подготовки к олимпиаде давно уже не под силу даже очень обеспеченному американцу. Судите сами. Только один пример. Швертбот класса «470» до введения в программу Олимпийских игр был одним из самых дешевых. Ныне, всего пять лет спустя, его стоимость возросла в несколько раз и достигла 5—5,5 тыс. долл. А ведь если хочешь выиграть, эту лодку необходимо менять раз в два года! Мало иметь лодку, надо еще и выступать на ней как можно чаще. Прикиньте-ка, во что обойдется транспортировка лодки через океан, перелет и размещение в отеле, скажем, в течение двух недель на крупнейшей в Европе Кильской регате? Конечно, миллионер Дж. Шумейкер может себе позволить, кочуя с одних соревнований на другие круглый год, набирать в среднем до ста стартов в официальных гонках. Но разве таких яхтсменов много?
Другая причина — общая тенденция развития парусного судостроения в США. Здесь культивируются и строятся сотни классов судов «на любой случай жизни». Одних только ассоциаций спортивных классов в США — 641. В этом море международных, национальных, региональных, местных классов и серийных яхт «без роду и племени» олимпийские классы занимают весьма скромное место. Например, на региональную регату может выйти две сотни катамаранов «Хобби», а вот «Финнов» наверняка будет много меньше!
Олимпийский парусный спорт душат профессионалы — убеждены американцы, имея в виду тех своих соотечественников, которые совмещают парусный спорт с работой на парусных фирмах. Лучше уж быть первым парнем на селе, чем последним в городе, — рассуждает американец.— Что толку быть всегда позади «фирменных» гонщиков экстра-класса, которых фирмы снабжают новейшими лодками и парусами в рекламных целях? Уж лучше в местном классе яхт выиграть первенство региона. И душе приятнее, V карману легче.
Так, или примерно так, объясняют американцы причины падения результатов и интереса к Олимпиадам. Есть, однако, причины и посерьезнее.
«Мы полагались на индивидуализм...»
Начать с того, что Комитет олимпийской подготовки отнюдь не является структурным подразделением USYRU. В системе Парусного союза он занимает лишь весьма скромное, «боковое» место при Комитете гоночных классов (CRC). Главной задачей последнего (и глазным каналом расходования средств) является проведение национальных чемпионатов в гоночных классах, а их, не будем забывать, в десять раз больше, чем олимпийских!
До сих пор в США спортивная подготовка яхтсменов в нашем понимании просто отсутствовала. Все сводилось к системе соревнований. Причем, существовавшая многоступенчатая система предолимпийских отборочных регат, по мнению таких известных гонщиков, как Бадди Мелджес, Билл Бентсен, Питер Баррет (да и многих других), совершенно изматывала яхтсмена до прибытия на Олимпиаду. Пика спортивной формы американский яхтсмен достигал на момент финального отбора, на Олимпиаду уже не оставалось ни сил, ни настоящего желания победить.
По существу и сейчас в олимпийской сборной США отсутствует институт тренеров. «Большинство из нас сознавало, что мы полагаемся скорее на персональную мотивацию и индивидуальное желание победить» — к такому выводу пришел штаб в Цинциннати.
Времена меняются. Там же в Цинциннати было принято решение о том, что олимпийская сборная США впервые будет иметь своего профессионального тренера, «если на это найдутся деньги» (!).
Главная проблема — психология
Опыт Кингстона заставил изменить взгляды и на методику подготовки. Анализируя кингстон-скую регату, практически все обозреватели парусных журналов отметили, что на этот раз материальная часть играла заметно меньшую роль в достижении успеха. Наконец-то в полную силу зазвучали имена спортсменов-победителей, а не названия фирм — изготовителей корпусов, парусов, дельных вещей!
В качестве примера на все лады разбирались и сравнивались выступления двух экипажей — двукратного олимпийского чемпиона Р. Патиссона (Англия) и практически никому не известных братьев Дишей (ФРГ), сумевших уверенно выиграть регату. Первый сосредоточил свои усилия на настройке двух яхт и выборе лучшей из них. А вот Дордж и Эккарт Диши в духе новых традиций главное внимание уделили личной подготовке: достижению отточенной техники управления, продуманной тактики необходимого уровня физической подготовки и, что важнее всего, умения сохранять «холодность ума и психологическую свободу действий» на протяжении всей регаты. Отличная тактико-техническая подготовка, большая выдержка и воля к победе были отмечены и у победителей в классе «Финн» Йохена Шумана (ГДР) и нашего Андрея Балашова.
Итак, главное — личная подготовка. 31 июля 1977 г. в олимпийском парусном центре на озере Тэхой, что в 20 мин езды от знаменитого Скво-Вэлли, собрались 20 лучших молодых (возраст от 17 до 29 лет) яхтсменов США на первый учебно-тренировочный сбор по специальной подготовке. Среди участников — 14 национальных чемпионов, победители юношеских первенств страны.
Программа сбора включала ежедневные двухразовые тренировки на воде общей длительностью 6—7 часов, специальную зарядку (по 30 мин) каждое утро, регулярные теоретические занятия по тактике, технике управления, правилам соревнований, метеорологии, процедуре подачи и разбора протестов, приемам самонастройки на победу.
В специальной подготовке основной упор делали на совершенствование тактического мастерства. Отрабатывались серии 2-минутных стартов с различным расположением стартовой линии относительно ветра и прохождением участка дистанции в течение 30—40 с после стартового сигнала.
Приемы тактической борьбы (в основном на лавировке) отрабатывались на сверхкороткой дистанции— с расстоянием до верхнего знака всего 60—75 м. Тренеры постоянно варьировали задания (например, на лавировке запрещали выходить за пределы треугольника и т. п.). Широко использовались командные гонки и правая дистанция.
Сбор закончился однодневной серией из семи гонок. Победитель этой мини-регаты Вэл Уэсли сказал, что сбор безусловно способствовал повышению уровня технико-тактической подготовленности яхтсменов. Организаторы, в свою очередь, выразили надежду, что участники сбора будут активно передавать полученные знания и опыт гонок на местах.
На следующий же день начался второй сбор, который собрал уже добрую сотню участников. Сбор на озере Тэхой планируется сделать постоянно действующим.
Шесть золотых или по медали в классе?
Спустя три месяца после встречи в Цинциннати состоялось первое официальное заседание Комитета олимпийской подготовки. Начав с нереальной программы-максимум— шесть золотых медалей, комитет в конце концов остановился на несколько более умеренных целях: завоевать на олимпийской регате в Таллине по медали в каждом из шести классов.
Как этого достигнуть? Прежде всего, большие надежды возлагаются на укрепление руководства подготовкой сборной. Комитет по-прежнему возглавит известный в прошлом яхтсмен Дик Стернз. Его ближайшие помощники: Сэм Меррик, Билл Бентсен, Мэри Гриффит — занимают одновременно ответственные посты в руководстве.
Персональная ответственность возложена:
- на Джона Розманьера — за организацию сборов кандидатского состава команды в 1978 и 1979 гг.;
- на Дика Тилмана — за отборочные соревнования; финальная часть их будет проводиться в два этапа, но после их окончания до Олимпиады должно остаться гораздо больше времени, чем это было при подготовке к предыдущим регатам;
- на Дона Кохана — за организацию заключительного сбора в Таллине (методическую часть возглавит Питер Баррет);
- на Джона Эллиса — за освещение в печати хода подготовки команды и распространение передового опыта среди американских яхтсменов.
Предусмотрено введение дополнительных национальных регат во всех олимпийских классах. Планируется расширить участие в гонках международного календаря (как по числу соревнований, так и по представительству: на отдельные соревнования будет направляться до десяти лучших американских экипажей в каждом из шести классов судов).
Срочно были доукомплектованы инвентарем для специальной и физической подготовки три олимпийские базы: на озерах Тэхой и Плэйсид и в Колорадо. Решением Комитета на этих базах намечено проведение учебных сборов для всех кандидатов в олимпийскую сборную. Для участников такой централизованной подготовки предусмотрено полное обеспечение, включая бесплатный перелет на сборы и обратно.
Руководители олимпийской подготовки яхтсменов США жаждут реванша и делают все, чтобы обеспечить победу. Однако в вопросе о том, сможет ли их команда противостоять яхтсменам Советского Союза и ГДР, особой уверенности у них нет.