Подготовка команды
Результаты выступлений членов команды на официальных зарубежных соревнованиях в 1991 г. оказались неплохими: золото и две бронзовые медали на чемпионатах мира и серебро на чемпионате Европы. Это дало общую картину. Однако основной целью была проверка готовности на предолимпийской неделе. Все ведущие парусные державы участвовали в ней во всех классах максимально разрешенным числом экипажей — двумя. Сборная СССР (тогда она еще так именовалась) была наименее представительной, мы выступали только в 6 классах из 10. Первыми — с 5 медалями были испанцы. Спортсмены СССР (с 3 призовыми результатами), Германии и Дании разделили места со 2-го по 4-е.
Заканчивая 1991 год, мы разработали план на заключительный этап подготовки команды.
Однако начались иные времена. Изменилось не только название команды, но и отношение к ней со стороны тех, от кого зависело выполнение намеченного плана. Первая проблема — резко сократилось финансирование. Мы остались полностью без валюты. Практически пропал этап подготовки с декабря 1991 по март 1992 г. Вторым ударом оказалось то, что из-за сложной политической обстановки мы не смогли использовать базу подготовки в Севастополе.
Процесс уточнения окончательного состава команды прошел с определенным напряжением, да и после Олимпиады долго шли разговоры на тему: а тех ли взяли в Барселону?
Низкая результативность в классах "Европа" и "Лехнер" определила практически единодушное решение не участвовать в них на Олимпиаде. Особую сложность представил отбор в трех классах:
- "470" (М) — Ряд лет лучшим в команде (да и одним из сильнейших в мире) был экипаж братьев Тынисте. С их уходом на занятие образовавшегося вакуума претендовало несколько молодых экипажей, но среди них не было четко выраженного лидера,большинство спортсменов не имело достаточного международного соревновательного опыта.
- "Торнадо". Здесь к двум признанным лидерам — Ю. Коновалову и С. Приймаку никто так и не смог приблизиться, а борьба между ними шла с переменным успехом.
- "Звездный". Самая сложная ситуация сложилась в этом классе. К сожалению, здесь ни у кого не было обнадеживающего результата, а экипажи Г.Биганишвили и В.Потапова между собой ни разу не встречались.
Результаты выступлений
Отъезд из Москвы проходил как-то буднично — без традиционных накачек, торжественных собраний и долгих проводов. Только 22 июля поздно вечером мы прибыли в Барселону, хотя по плану должны были приехать минимум четырьмя днями раньше. Это опоздание существенно повлияло на ход событий. У нас не осталось времени ни на спокойное прохождение обмера, ни на совершенно необходимые пробные выходы. В классе "Финн", где яхты распределялись по жребию, нам вообще не хотели выдавать лодку, так как эта процедура была закончена. Качество материальной части нашей сборной — особенно в части парусного вооружения — заметно уступало имевшейся у основного контингента участников. Это определялось материальными возможностями нашей команды, заключительная часть подготовки которой прошла единственно за счет спонсорских средств фирмы "Осама" (Италия), чего оказалось явно недостаточно.
"470" (Ж). Экипаж Л. Москаленко — А. Пахольчик занял 4-е место из 17 возможных (места по гонкам: 2,14,4,4,7,2,4; 43 очка). Потенциально Париса просто должна была быть в первой тройке. В последней гонке, имея четкую стратегию ее построения, не удержала вполне реального третьего места.
Необходимо отметить ее слабые старты и, как следствие, проигрыш первой лавировки в большинстве гонок. Были и технические ошибки, такие, как переворот в 2-балльный ветер во 2-й гонке, когда она уже шла на финиш в числе лидеров. Лучше выглядела Лариса при усилении ветра, особенно при ходе в лавировку. Хуже — на полных курсах; частично это можно объяснить использованием спинакера неудачного покроя.
Победили экипажи Т. Забелл (Исп.), Л. Егнот (НЗ) и Я. Ислер (США).
"470" (М). Экипаж Д. Березкин — Е. Бурматнов занял 28-е место из 37 возможных (5, 22, 29, 16, 29, НС, 26; 162). Это — самый слабый результат в команде. Можно было бы говорить о слабых стартах, об отдельных минусах тактической подготовки, но объективно необходимо подчеркнуть в первую очередь — отсутствие высококачественной материальной части. Экипаж лучше выглядел в слабый ветер.
Здесь лучшими были Дж. Калафат (Исп.), М. Резер (США) и Т. Тынисге (Э.).
"Торнадо". Ю. Коновалов и С. Кравцов заняли 9-е место из 22 возможных (8, 5, 8, 10, 5, 15, 13; 83). Лучше шли в слабый ветер. В некоторых гонках реально боролись с лидерами. В пяти гонках имели приходы только в первой десятке, однако неудачные финиши в последних двух гонках серьезно ухудшили общий результат. Реально могли претендовать на 5-е — 6-е место в общем зачете. Сыграли роль те же проблемы с материальной частью — до последнего дня решали вопрос с парусами.
Медали разделили экипажи: Ю. Лодая (Фр.), Р. Смита (США) и М. Бута (Австрал.).
"Звездный". Г. Биганишвили — В. Груздев заняли 13-е место из 26 возможных (24, 19, НУ, 15, 4, 6; 105,7). Очень слабое начало регаты и существенный прогресс в завершающих гонках. Основная причина неудачи, по словам самого экипажа, — ошибка в определении используемых парусов. Можно было бы занять место в первой пятерке, используй экипаж нужный комплект парусов, полученный, опять же, в последний момент (паруса не успели даже проверить!).
Золото завоевал экипаж М. Рейнольдса (США), серебро — Р. Девиса (НЗ), бронзу — Д. Макдональда (Кан.).
"ЛГ". Г. Шайдуко — В. Буданцев заняли 11-е место из 23 возможных (21, 4, 4, ДСКВ, 22, 9, 6; 97,7). Ошибка на первом же старте и, как следствие, очень слабый первый приход. В дальнейшем экипаж резко улучшил положение: брал отличные старты, вел борьбу в лидирующей группе на протяжении всей дистанции и вышел на общее 3-е место. Однако обидная дисквалификация — экипаж не прошел обмер по весу используемой одежды — вызвала депрессию и резкий спад результата в 5-й гонке. Золото завоевал экипаж испанца Л. Доресте, серебро — американца П. Форестера, бронзу — датчанина Я. Войсена.
"Финн". Опытнейший О. Хоперский занял всего лишь 16-е место среди 26 участников (15, 4, 17, 11, 8, 21, 19; 108). Это самое слабое выступление нашего "финниста" за всю историю участия в Олимпийских играх. По мнению тренера О. Шилова, была сплошная цепь всевозможных неудач.
К определяющим факторам я бы отнес поздний приезд в Барселону, не позволивший освоить незнакомую лодку, а также и излишний собственный вес (104 кг), слишком большой для легкого ветра.
Победили: 1 — Ван дер Плоег (Исп.), 2 — Б. Ледбетер (США), 3 — К. Монк (НЗ).
"Солинг". Наш экипаж (С. Пичугин, В. Хандрава и С. Коротков) не смог попасть в финалы: роковую роль сыграл фальстарт в 3-й гонке, его не смог компенсировать даже первый приход в последней 6-й гонке. Думаю, какую-то роль сыграла и излишняя самоуверенность экипажа. Стоит отметить, что шесть лучших экипажей (по результатам общих гонок 24 яхт) разыгрывали призовые места в финальных матчевых поединках между собой на дистанции, расположенной у самого берега — перед трибунами зрителей. Завоевавший золото американский экипаж К. Мейни проиграл только один поединок германскому экипажу (Д. Шуманна) из пяти. Датский экипаж Д. Банка (серебро) проиграл американцам и шведам; Шуманн (бронза) — датчанам и шведам.
В заключение хотя бы два слова о соревнованиях на парусной доске. Проводилось 10 гонок на досках "Лехнер А-390". Приведем места по гонкам победительницы — новозеландки Б. Кендал (16, 10, 3, 2; 1, 2, 6,7, 3, 3; 47,8 очка). В состязаниях мужчин завоевал золото француз Ф. Дэвид (8, 3, 12, 1, 4, 4, 2, 8, 17, 1; 70,7 очка), опередивший серебряного призера американца М. Гебхардта всего на 1,6 очка.
Основные выводы
Отсутствие средств не позволило обновить материальную часть в необходимом объеме и заблаговременно.
Отсутствие достаточного финансирования не позволило реализовать намеченный план подготовки. Особенно сказалось отсутствие запланированного объема специальной работы на воде, что затянуло и размыло выход на пик спортивной формы. Большинство экипажей не имело полноценной работы на воде даже в последний месяц перед Олимпиадой. Поздний приезд в Барселону резко ухудшил наши возможности. Это не позволило полноценно пройти период акклиматизации, не дало возможности спокойно пройти обмер, сделать несколько контрольных выходов для прикидки с соперниками, определить наиболее подходящие паруса и настройку. Особенно пострадал класс "Финн". Отметим слабые результаты наших лидеров при гонках в легкий ветер, что указывало на недостаточную сенсорную подготовку рулевых. Оставалось проблемой взятие старта в компании сильных соперников; имелись технические просчеты на полных курсах; выявились недостатки тактической и волевой подготовки.
Для успешной подготовки парусной сборной России к следующим Олимпийским играм следовало учесть полученный опыт.
Увы, даже в тот момент, когда это писалось, было ясно, что сделать задуманное не удастся.