Идея использования дешевого и экологически чистого источника энергии — Солнца для движения транспортных средств получает в последнее время быстрое развитие. Уже созданы автомобили, лодки и даже самолеты, двигатели которых питаются электроэнергией от солнечных элементов. Об одном из «солнечных» катеров, на котором известный японский яхтсмен Кеничи Хори пересек Тихий океан, рассказывалось в «КиЯ» №142. А в конце прошлого года в журнале «KAZI» появился репортаж о необычных соревнованиях, состоявшихся на озере Хама. В них приняли участие восемь «солнечных» лодок, построенных самостоятельно или оборудованных из серийных судов силами приверженцев электродвижения.
Подобные соревнования в Японии проводились уже во второй раз. И если на первых фиксировалось только расстояние, пройденное лодками в течение часа, то сейчас участники соревновались и на скорость на дистанции 200 м. Часовая гонка на дальность проводилась на дистанции 1200 м между двумя буями.
Солнечные элементы даже в Японии стоят пока что не дешево. Для движения легкой одноместной лодки необходимо собрать батарею мощностью 4В0 Вт, стоимость которой составляет около 400 тыс. иен. Подвесной лодочный электромотор (в Японии их выпускают «Ямаха» и «Ниссан», также импортируются американские моторы) стоит 110—150 тыс. иен, поэтому понятно стремление участников соревнований по возможности снизить расходы на подготовку своих судов. Только три лодки были построены специально к этому событию; среди других судов были алюминиевое каноэ длиной 5,6 м, гребной тузик, катамараны.
Всеобщий интерес привлекли две лодки «Соланд-1» (длина корпуса 3,98 м, масса 50 кг, электромотор 450 Вт) и «Соланд-2» (4,79 м, 38 кг, 250 Вт), оснащенные подводными крыльями и солнечной батареей из элементов монокристаллов кремния. И, что удивительно, обе лодки выходили на крыльевой режим движения, несмотря на столь мизерную мощность двигателей! Обе гонки прошел, правда, только «Соланд-1», показав на скоростной 200-метровой дистанции пятый, а в гонке на расстояние — шестой результат (к сожалению, абсолютные цифры в журнале не приводятся).
Самым же быстроходным оказался 4,8-метровый катамаран «Хамарэй». Экипаж его составили два человека, да и сама лодка весила 100 кг, однако батарея мощностью 630 Вт из поликристаллических кремниевых элементов и два электромотора «Меркюри» по 250 Вт позволили занять первое место в «короткой» и третье в часовой гонке на выносливость.
Победителем соревнований стал Судзуки Кадзуми, выступавший на гребной гоночной лодке-одиночке длиной 5,9 м и весом 85 кг. Корпус ее оказался почти полностью накрытым щитами солнечной батареи из монокристаллических кремниевых элементов (ее мощность — 476 Вт). Только в кормовой части остался тесный кокпит для водителя. А чтобы под тяжестью батареи узкая и легкая лодка не опрокинулась, изобретатель пристроил к ее бортам надувные поплавки, располагающиеся над поверхностью воды.
Строитель лодки воспользовался помощью моторостроительного концерна «Ямаха», на котором специально для соревнований был изготовлен подвесной электродвигатель. Любопытную необычную конфигурацию имел пластмассовый гребной винт, рассчитанный на эффективную тягу при малых скоростях движения — патентованное изобретение инженеров «Ямахи».
В августе этого года японские энтузиасты экономичного, бесшумного и экологически чистого типа спортивных соревнований на воде планируют вновь встретиться на озере Хама. Предполагается, что в соревнованиях примут участие и зарубежные электролодки.