Новые правила ИЯРУ разрешают теперь несение на яхтах и экипировке гонщиков рекламы. Такое нововведение значительно расширяет возможности финансирования нашего парусного спорта, страдающего хроническим безденежьем — прежде всего валютным.
Поиски спонсора для сборной по парусу начались еще в прошлом году. Большую помощь в этом нелегком деле оказал Олимпийский комитет СССР, нашедший в Швейцарии посредника, который в конце концов и вывел руководство сборной на итальянскую фирму «Осама» — крупного производителя всевозможной оргтехники. Согласно заключенному договору, который действует до 1992 г. до Олимпиады в Барселоне, фирма берет на себя значительную часть расходов на участие советской сборной в соревнованиях (прежде всего, на итальянской территории), приобретение матчасти и экипировки. «Расплачиваются» наши спортсмены рекламой.
Впервые советской сборной удалось открыть сезон вместе с большинством ведущих гонщиков Европы, что позволило выявить недочеты зимней подготовки, разобраться с ходовыми качествами судов и подойти к главному старту начала сезона — Йерской регате — в хорошей спортивной форме. Все это приблизило нашу команду к зарубежной модели спортивной подготовки, где во главу угла ставится участие в соревнованиях. Предстоящие весенние чемпионаты Европы привлекли в Италию практически весь цвет мирового парусного спорта.
Успешному решению задач предсезонной «обкатки» немало поспособствовало разнообразие условий, в которых пришлось испытать себя спортсменам на трех регатах в Италии — на море и на озере, при слабом ветре и при сильном.
Наша команда выглядела на фоне маститых соперников сравнительно неплохо. Зимняя подготовка в Сочи, как видно, не прошла даром.
Открылось итальянское турне регатой в Генуе, проходившей при довольно слабом ветре. Состав участников подобрался не такой уж сильный, хотя и «звезды» не обошли вниманием первую европейскую встречу сезона. Что очень важно, гонки проходили на акватории, близкой по условиям к акватории олимпийской Барселоны.
А через несколько дней наши спортсмены стартовали на озере Гарда. Через месяц здесь должен был состояться весенний чемпионат Европы в «Звезднике», поэтому в этом классе выступали практически все ведущие гонщики. Сильный состав подобрался и в классе «Финн» — «финнисты» решили размяться перед регатой в Анцио, предшествовавшей предстоящему чемпионату Европы в этом городе.
Гарда — узкое, окруженное горами озеро с чрезвычайно сложными и интересными для гонщиков условиями. Разворот ветра на 180°— здесь обычное дело, значительно влияет на его направление и профиль берега. Дуло здесь посильнее, чем в Генуе — 7—8 м/с. Подобных условий у нас в Союзе нет, а европейские гонщики очень их любят. Научившись распутывать хитрые сюрпризы Гарда, спортсмены чувствуют себя значительно уверенней в «классических» условиях.
Завершала «блок» регат встреча в Анцио. Стартовавшая при относительно тихой погоде, финишировала она под свист свежего ветра, скорость которого достигала 10—12 м/с. Разнообразие условий позволило четко выделить недостатки подготовки наших гонщиков. Экипаж Коновалова в «Торнадо», например, при усилении ветра стал ощутимо проигрывать. Для Олега Хоперского («Финн») такая погода, наоборот, оказалась более подходящей. К сожалению, переворот в пятой гонке отбросил его с первого на третье место на финише.
— Участие в международных соревнованиях с самого начала сезона позволяет четко определить направление, в котором надо работать перед самыми ответственными стартами, — говорит старший тренер сборной С. Орешкин. — Оправдывает себя и сама практика «блока регат», которая выгодна не только со спортивной, но и с экономической стороны — меньше времени, сил и средств тратится на утомительные, связанные с нервотрепкой переезды. Полезны такие «тренировочные встречи» и контактами с зарубежными гонщиками. В ходе соревнований в Италии мы получили немало интересных предложений о совместных тренировках и участие в подобных «блоках» регат, осуществить которые можно на безвалютной основе.
Генуя, 4—9 марта 1991 г.
«Торнадо» (19): 1 — Коновалов; В,7; 2 — Цукколи (Италия); 22,7; 3 — Хагара (Австрия); 24; 4 — Приймак; 26,1;
«Финн» (32): 1 — Токовой; 16,7; 2 — Паццони (Италия); 17; 3 — Хоперский; 17;... 23 — Апухтин; 74;
«470» (жен. — 8): 1 — Басалкина; 3; (муж. — 34): 1 — Ивалди (Италия); 13; 2 — Монтефуско (Италия); 14,4; 3 — Циан (Италия); 16,7;... 5 — Тынисте; 32;
«Летучий Голландец» (26): 1 — Шварц (Германия); 30;2—Шайдуко; 32; 3— Доресте (Испания); 38,7;
«Солинг» (11): 1 — Целон (Италия); 11,7; 2 — Родольфи (Италия); 23,7; 3 — Пичугин; 24,7;
«Звездный» (18): 1 — Дали (Италия); 6; 2 — Бенамати (Италия); 17,1; 3 — Семераро (Италия); 23,4; 4 — Соловьев; 26;
«Европа» (14): 1 — Богатек (Италия); 0; 2 — Ланди (Италия); 6; 3 — Литл (Ирландия); 5,7;... 12 — Денисенко; 32.
оз. Гарда, 14—17 марта 1991 г.
«Летучий Голландец» (8): 1 — Шайдуко; 0; 2 — Емченко; 11,7; 3 — Мареджа (Италия); 14,7;
«Звездный» (20): 1 — Бенамати (Италия); 8,7; 2 — Хаген (Германия); 21; 3 — Андерсен (Дания); 21,7; 7 — Соловьев; 50;
«Финн» (50): 1 — Вестергаард (Дания); 22; 2 — Девоти (Италия); 22,7; 3 — Малте (Германия); 31;... 12 — О. Хоперский; 76,7; 20 — Токовой; 99; 26 — Апухтин; 114;
«Солинг» (34): 1 — Целон (Италия); 31,7; 2 — Лухан (Австрия); 32; 3 — Бэнк (Дания); 33;... 16 — Пичугин; 65.
Анцио, 25—30 марта 1991 г.
«Торнадо» (25): 1 — Чукколи (Италия); 23,1; 2 — Коновалов; 28; 3 — Керне (Франция); 28;... 9 — Приймак; 62,4;
«Солинг» (17): 1 — Бэнк (Дания); 20,0; 2 — Меней (США); 38; 3 — Ходдер (Австралия); 41,7; 4 — Пичугин; 43,7;
«470» (муж. — 66): 1 — Монтефуско (Италия), 32; 2 — Циан (Италия); 49; 3 — Ланье (Франция); 57;... 5 — Тынисте; 73,7; (жен. — 15): 1 — Лебран (Франция); 110; 2 — Хардвайгер (Германия); 168; 3 — Мейер (Германия); 168; 4 — Басалкина; 168;
«Летучий Голландец» (26): 1 — Нубер (Швеция); 9; 2 — Бойшен-Моллер (Дания); 23; 3 — Сантелла (Италия); 28;... 8 — Шайдуко; 66,7;
«Звездный» (23): 1— Доресте (Испания); 9; 2—Бенамати (Италия); 29,7; 3—Рита (Испания); 30,4;... 6—Соловьев; 46,7;
«Финн» (72): 1 — Мергенхаллер (Мексика); 36,4; 2 — Шмидт (Германия); 47; 3 — Лооф (Швеция); 49,7;... 9 — Хоперский; 95,7; 10 — Токовой; 102.