Из публикаций в «КиЯ» вы, наверное, знакомы с проблемами некогда одной из престижнейших встреч крейсеристов — Кубка Черного моря. Именитые яхтсмены с тревогой писали о том, что год от года эта регата теряет поклонников, вырождается в ординарную клубную гонку.
И сейчас мы рады поведать всем, что год прошедший оказался для Кубка переломным. Причем в лучшую сторону — в сезоне 1990 г. состоялись... целых два Кубка Черного моря, оба в статусе международных. Вот что передали нам наши нештатные корреспонденты О. Щекотихин и А. Левит.
В середине июля в Стамбуле был дай старт первой международной Черноморской парусной регаты, организованной стамбульским яхт-клубом «Калвмиш» совместно с Черноморским яхт-клубом. Гонки прошли по маршруту Стамбул — Одесса — Стамбул протяженностью 680 миль.
В соревнованиях участвовали яхты I—V групп IOR — 6 судов из Турции и 8 из СССР. Яхты были разделены на три зачетные группы. В первую вошли «Посейдон» из Ильичевска и две турецкие яхты. Вторую зачетную группу составили яхты II—IV групп IOR, среди которых были одесские «Содружество», «Варна», «Диана» и две яхты из Турции. В третью группу вошли «Садко» и «Атлантике» из Одессы и две турецкие яхты.
Погода не баловала участников регаты. Весь переход из Стамбула в Одессу яхты преодолели против ветра, в лавировку. Усиление ветра До штормового, ослабление до полного штиля, а также сильный туман стали серьезным испытанием для участников соревнований.
После отдыха в Черноморском яхт-клубе 21 июля был дан старт на Стамбул. Надежды на попутный ветер не оправдались и на этом этапе, так как он зашел на 180° и стал дуть с юга. И только за 50 миль до Стамбула ветер изменился на юго-восточный, что позволило идти до финиша полным бейдевиндом.
Победителем в первой зачетной группе стала яхта «Посейдон». Во второй группе победила «Содружество» (капитан Игорь Балановский). В третьей впереди был «Садко» под командой Константина Прохоровича.
Дистанция регаты, время и условия проведения понравились всем участникам, в связи с чем было высказано общее пожелание проводить такую регату ежегодно. После окончания соревнований был создан комитет по организации ежегодного проведения международной Черноморской парусной регаты. По предварительной договоренности предполагается проводить одну гонку на дистанции Одесса — Стамбул и четыре малые гонки по «олимпийской» дистанции для яхт I—V групп IOR.
Регата 199t г. стартует а Одессе, еще через год — в Стамбуле. Остальные четыре гонки намечено провести при финише первой гонки в Стамбуле — в Мраморном море, а при финише в Одессе — в северо-западной части Черного моря. Предварительная информация для участников регаты: на время соревнований яхт-клуб «Каламиш» предоставляет бесплатную стоянку и услуги. Для прохода через Босфор в Мраморное море обязательно наличие технических документов на яхту и санитарных ка членов команды. К соревнованиям допускаются яхты, обмеренные по правилам IOR.
В последние дни минувшего лета финишировала регата на Кубок Черного моря. В ней участвовали 54 крейсерские яхты I—VI классов IOR — 214 яхтсменов, в числе которых представители Болгарии, Франции, ряда союзных республик. Регата была посвящена 115-летию Черноморского яхт-клуба.
В программе ее и самих принципах организации было немало «новинок».
Во-первых, это уже сама стартовая гонка, маршрут которой пролег к острову Змеиный, расположенному в пограничном зоне. Обогнув остров, яхты возвратились в Одессу, завершив, таким образом, самую протяженную из пяти гомон, намеченных программой соревнований. Помимо прочего, поход к Змеиному явился лишним доказательством открытости наших границ.
Во-вторых, за право участив в гонках взимался стартовый взнос (30—50 руб.). Это дисциплинировало яхтсменов, опозданий на старт не было, и гонки начинались точно по графину.
Впервые также было выделено два сугубо женских экипажа и еще два — со смешанным составом, где капитанствовали представительницы прекрасного пола.
И, наконец, в-третьих. Победители и призеры в каждом классе получили не только кубки и дипломы, но и солидные денежные призы, о чем позаботились спонсоры — Черноморское пароходство и совместное советско-американское предприятие «Акватон». Они же выделили часть средств для организации соревнований — 35 тыс. руб. Остальные расходы взял на себя яхт-клуб.
В остальном все было, как обычно: пять гонок (две по 100 миль и три по 35 миль), море, парус, ветер...
Победителями в первой группе стали представители Ильичевского порта — яхта «Посейдон» (капитан Хлебников), во второй группе «А» — «Альциона» (Черноморский яхт-клуб, капитан Петухов), во второй группе «Б» — «Лонжерон» (Одесса, напитан Дроздовский); в третьей группе — «Садко» (ОИИМФ, капитан Панна); в четвертой — «Тайфук» (Николаев, капитан Голушко); в пятой группе «А» — «Братушка» (ОИСИ, капитан Капимник); в пятой группе «Б» — «Акварель» (ОИИМФ, капитам Клефас); в пятой группе «В» — «Бригантина» (Одесса, капитан Фотеев); в шестой группе — «Гемини» (Ильичевск, напитан Мулии).
За годы проведения Кубка было всякое — и взлеты, и падения. Было время, когда регату принял под свое крыло Спорткомитет СССР. Маршруты были тогда поразнообразней: из Сочи в Одессу, с заходами в портовые города Крыма. Помнятся даже такие понятия как Большой и Малый кубки. Затем наступил резкий спад, и появились мнения о прекращении этих соревнований вообще. Однако областная федерация парусного спорта. Черноморское пароходство и яхт-клуб сделали все, чтобы сохранить их, вывести на новый уровень. Отчасти это удалось: Кубок Черного моря сегодня снова достаточно популярная регата. Опробован к «альтернативный» вариант — гонка Стамбул — Одесса.
Выход Кубка на международный уровень требует постоянной работы. Так, в частности, планируется полностью модернизировать Одесский яхт-клуб. Главными спонсорами выступают здесь Черноморское пароходство и турецкая Атаней-марина.