Эти соревнования, являющиеся, по сути своей, самой престижной встречей юных яхтсменов мира, позволили достаточно объективно оценить подготовленность наших ребят в сравнении с уровнем мастерства их зарубежных соперников. Всем участникам были созданы равные условия, материальная часть предоставлялась организаторами. Ветер во время регаты был преимущественно свежий.
Результаты выступлений советских спортсменов на столь представительной встрече неудачными не назовешь: К. Богдасарова из Грузии завоевала бронзовую награду в классе «Парусная доска» (и это при том, что в одной из гонок она заработала дисквалификацию за пампинг, которая по существующим сейчас правилам при подсчете итоговой суммы очков не выбрасывается), москвичка М. Сонетова заняла 8-е место в классе «Лазер-М», а Д. Вохминцев из Тольятти — 13-е место в «Лазере».
Наблюдения за гонками показали, что наши ребята хорошо ориентируются на воде, умело отрабатывают изменения ветра и поддерживают хорошую скорость лодки на галсе. Но, к сожалению, преимущества эти проявлялись лишь при ветре до трех баллов.
Едва задувало посильнее, как становилось ясно, что в плане физической подготовки наши спортсмены лидерам мирового юношеского паруса уступают. И уступают здорово. Не приходилось говорить даже о самом элементарном атлетизме и выносливости, необходимых при длительном откренивании в свежий ветер.
Первенство мира в «Лазере» выиграл новозеландец Бакер — высокий, широкоплечий, атлетически сложенный парень. Великолепно, как взрослые мужчины, сложены и практически все остальные лидеры, оккупировавшие первые строчки итогового протокола.
Среди девочек хоть «культуристок» и не было, все равно их прекрасная физическая подготовка обращала на себя внимание.
Помимо недоработок в плане физического развития, приводящих к нарушениям техники управления при свежем ветре, я выделил бы упущения в тактике «ближнего боя». Это явно слабое место в подготовке наших ребят. Не любят они бороться в большом флоте. Хотят идти одни, в сторонке. Но пока они выберутся из кучи лодок, пока найдут свой курс — солидный фундамент под проигрышем уже заложен.
Во многом это связано и с тем, что на внутрисоюзных соревнованиях высокой плотности судов нет, нет высокой конкуренции и, как следствие, выигрывать по сантиметрам, по миниметрам им уже не под силу. Решая какие-то «глобальные» задачи, они фактически уходят от борьбы. Боятся ее. Только в двух-трех случаях наши гонщики на старте были в лидерах — как правило, уходили в гонку с третьим эшелоном.
Крупным недостатком можно назвать нашу вопиющую безграмотность в психологии. А ведь это очень важная наука. Ее надо знать. Надо проводить специальные тестирования, чтобы знать, кто вырастет из того или иного спортсмена. Будет ли это активный гонщик-лидер или же просто хороший яхтсмен, умело управляющий яхтой. Ведь это разные понятия — «быть гонщиком» и «хорошо управлять яхтой».
Зачастую наши спортсмены умело управляют яхтой — и только. Они не умеют подводить себя на берегу к оптимуму спортивной формы. Не умеют регулировать свое психическое состояние; не умеют использовать физическую нагрузку для снятия стресса.
То, что происходило на первенстве мира, этому пример — наших девочек любая мелочь выводила из себя; проблемы создавались из-за пустяков... Стресс — это, в конечном итоге, издерганные, неотдохнувшие спортсмены, идущие в гонку с плохим настроением и делающие по этой причине элементарные ошибки.
Те гонщики, которые побеждали на первенстве мира, — это явные лидеры. Причем лидеры везде. Они общительны на берегу и на воде. Все делают весело, энергично. У них полно друзей. Они постоянно в центре внимания, постоянно соревнуются с кем-нибудь и выигрывают своеобразные «микро-матчи» в том коллективе, где они присутствуют. Это бойцы-гонщики и очень активные люди. Это вообще стиль зарубежных людей, стиль их жизни. К этому их приучают с детства, и поиск именно таких людей необходимо организовать в нашей стране.
Большой проблемой для наших спортсменов является умение самому организовать свой досуг — отдыхать, расслабляться между гонками. А лидеры мирового парусного спорта это умеют.
В команде США шумная компания, которая любит допоздна гулять, веселиться, ездить в горы, сидеть в кафе, разыгрывая постоянно товарищей. Но и в той же команде есть спортсмен (и он стал победителем на парусной доске) — скромный, тихий мальчик, много сидящий за книгой, любящий посмотреть телевизор... И товарищи по команде относятся к нему доброжелательно, хотя он на них и не похож.
Спортсмены Новой Зеландии очень строго придерживаются спортивного режима. Ровно в 22 часа личная гигиена и отбой.
Австралийцы любят поиграть вечером в футбол.
В первый же день на улице встретили датчанина, норвежца и голландца, делающих пробежку. То есть компенсаторные физические упражнения в виде футбола, кросса, танцев используют очень многие гонщики, чтобы снизить эмоциональную нагрузку.
Непривычной для нас оказалась активная работа зарубежных тренеров. Старшее поколение, кому за сорок, в принципе похоже на наших тренеров: сидят в катере, чем-то занимаются, что-то читают, эпизодически смотрят гонку, в лучшем случае сделают одну-две пометки в тетради и снова занимаются своими делами. Молодые же работают очень активно. Они вооружены специальными приборами и пеленгаторами, постоянно фиксируют все изменения силы и направления ветра. Почти у каждого разработана своя схема анализа гонки, включающая старт, первую и вторую лавировки, полные курсы. Ведется схематическая стенограмма гонки.
В общем, очень многое из того, что удалось увидеть на этих крупнейших в мире юношеских соревнованиях, может пригодиться при ответе на вопрос, который давно уже волнует энтузиастов паруса в нашей стране: в каком направлении развиваться нашему юношескому парусу. Кое-что в этом направлении уже делается, и основные, что называется, стратегические положения хотелось бы обсудить со всеми заинтересованными людьми на страницах «КиЯ». Но это уже тема отдельного разговора.