Итак, система отбора у нас есть. Система, казалось бы, отлаженная, четкая и способная, следовательно, приносить желанные плоды. Однако в действительности все обстоит далеко не так гладко. Результаты выступления сборной СССР на последнем чемпионате континента никак не могут нас удовлетворить. По общему признанию, и возможности наших ведущих мастеров, и общий уровень воднолыжного спорта сегодня ниже, чем могли бы быть.
Давайте поразмышляем над итогами главной европейской встречи.
В женском фигурном катании пьедестал почета снова был занят нашими девушками, к чему любители воднолыжного спорта уже привыкли. В очередной раз чемпионкой Европы в фигурном катании стала Наталья Румянцева (7790 очков), призерами — Елена Мазовка (7090) и Марина Амельянчик (6870). Серебро в мужском фигурном катании завоевал Сергей Корнев (7770 очков в финале), уступивший первенство лишь выступающему по-прежнему вне всякой конкуренции «великолепному французу» Патрису Мартену (9150), ставшему и абсолютным чемпионом Европы 1985 года. Очень ценна для нас серебряная медаль Е. Мазовки в прыжках с трамплина. Итого — 5 медалей по отдельным видам (из 18 возможных!). А по сумме видов, т. е. за многоборье, мы привезли из Швеции лишь одну бронзовую медаль (С. Корнев) из 6 возможных На этом перечень достижений кончается.
Теперь оглянемся назад. Годом раньше, на 38-ом чемпионате, мы заняли третье общекомандное место. Выходит, сделали шаг назад, став четвертыми и пропустив вперед сборные Англии, Франции и Швеции. Тогда же Н. Румянцева была абсолютной чемпионкой Европы, а сейчас этот почетный титул завоевала шведка X. Кьеллендер. Лучшим достижением наших женщин в многоборье является 4-е место Галины Воробьевой. Особенно беспокоит и то, что все три призера в фигурах — Н. Румянцева, Е. Мазовка и М. Амельянчик практически начисто «завалили» слалом, взяв лишь по 1,5 буя иа начальной скорости. И неудивительно, что команда заняла далеко не почетное 10-е место из 13. Не намного лучше и положение в прыжках — 6-е место. А ведь среди участников 39-го чемпионата Европы в шведском городе Сёдертейле отсутствовали именитые воднолыжники М. Хайзелвуд и Э. Мэппл (Англия), М. Кьеллендер (Швеция), которые предпочли проходившие в США соревнования на крупные денежные призы. Но дело не в том, что вслед за американскими спортсменами в орбиту профессионализма оказалась вовлеченной часть ведущих воднолыжников «старого света». Беспокоят более чем скромные выступления на чемпионате наших спортсменов даже в ослабленном составе участников. Так что, как видим, слабые места в подготовке наших многоборцев пока остаются.
Были допущены серьезные ошибки при комплектовании сборных и подготовке наших мастеров. Вместо трех сборных (в трех возрастных группах, регламентируемых положениями о европейских да и всесоюзных первенствах) у нас были сформированы только две: взрослая, куда зачислялись и юниоры, и юношеская, в которую попали юниоры и дофины, т. е. мальчики и девочки до 16 лет. А ведь возрастные группы для того и установлены, чтобы дать возможность состязаться спортсменам, объединенным общими интересами, имеющим постоянные контакты с соперниками своего возраста. Навести порядок в этом несложно. Гораздо сложнее и важнее так организовать систему тренировок и выступлений спортсменов всех возрастных групп, чтобы они обрели пик спортивной формы к началу важнейших соревнований сезона. Эта вечная проблема, конечно, не может быть решена однозначно, но определенная стратегия несомненно существовать должна. Практика минувшего сезона как раз и свидетельствует об отсутствии этой стратегии.
Формально все выглядит вроде бы благополучно. Внутрисоюзное первенство среди юношей и девушек предшествовало соответствующим европейским соревнованиям. По идее оно должно было служить окончательной проверкой готовности к решающим выступлениям кандидатов в юниорскую сборную, чего как раз и не произошло. Почему? Давайте посмотрим, кто же из них приехал в г. Андропов на внутрисоюзные соревнования? Подтвердили ли они свою готовность и способность выступать на международной арене?
Из трех будущих членов юниорской сборной в первенстве страны участвовал лишь один. Это был Сергей Шальнов, который уверенно выиграл все три вида и набрал 2400,5 очка в многоборье. Два других представителя сборной Ольга Павлова и Дмитрий Еськевич не сочли нужным приехать на соревнования.
Такое отношение к главным внутрисоюзным стартам и служит, видимо, одной из причин недостаточно стабильного выступления их обоих на юниорском первенстве Европы две недели спустя. На этих соревнованиях, проходивших в Бельгии, О. Павлова была последней в слаломе, пятой в прыжках и лишь успешное выступление в фигурном катании позволило ей попасть в финал и занять в итоге второе место. Д. Еськевич слабо выступил в слаломе (12-е место) и допустил непростительный сбой в фигурном катании. Будучи после основного круга вторым, он в финале показал посредственный для себя результат и переместился на 6-е место. Только прекрасный прыжок (47,7 м) помог ему стать чемпионом Европы в многоборье (1832 очка).
Исключительно ровно выступал С. Шальнов, завоевавший три бронзовые медали (в слаломе — 3,25 буя на 13-метровом фале; в фигурном катании 5980 очков; в прыжках с трамплина — 44,4 м).
Если бы не неудачные выступления О. Павловой в прыжках и слаломе, то советская сборная юниоров вполне могла бы соперничать за 1-е командное место со сборной Франции.
Совершенно неоправданно игнорировали участие в первенстве СССР все три участника юношеской сборной. И хотя дебютанты юношеского первенства М. Смирнов и Ю. Громыко выступили достаточно уверенно, а Юлия Громыко даже стала чемпионкой континента в фигурном катании среди девочек (6400 очков), все же нарушать систему не следовало. Право на поездку на соревнования столь высокого ранга обязательно нужно подтверждать во внутрисоюзных состязаниях со сверстниками.
Четвертое общекомандное место юношеской сборной СССР было завоевано в исключительно упорной борьбе с примерно равными по силам командами Франции, Италии и Англии. По сравнению с предыдущим первенством Европы юношеская и особенно юниорская сборные СССР улучшили свои результаты и закрепились среди лидеров. Это позволяет говорить о хорошей подготовке наших резервов, но все же не снимает вопроса о необходимости соблюдения установленного принципа формирования сборных команд, имеющего и очень важное воспитательное значение.
Теперь о взрослой сборной. Чемпионат Европы проводился более чем на месяц раньше чемпионата страны, поэтому комплектование основной сборной для поездки в Швецию представляло собой сложную задачу. Наиболее проверенный соревновательный путь отбора снова был предан забвению. Из числа объявленных в начале года кандидатов в сборную были отобраны Н. Румянцева, Г. Воробьева, Е. Мазовка, М. Амельянчнк и С. Корнев. Они и представляли наш воднолыжный спорт на всех крупнейших международных соревнованиях, начиная с матчевой встречи Канада - СССР, но, добавим, не выступали даже на таких крупнейших соревнованиях, как розыгрыш Кубка СССР и Кубка «Дружба».
Информация об изображении
Серебряную медаль в прыжках с трамплина на чемпионате Европы завоевала Елена Мазовка
В последние годы тренерский совет практикует довольно однообразную систему комплектования сборных, руководствуясь лишь возрастным принципом и текущими результатами, даже не пытаясь прогнозировать спортивную судьбу перспективных воднолыжников. Отрицательные последствия такого подхода уже сказались. Достаточно вспомнить победное восхождение на юношеских первенствах Европы Геннадия Важника: он был сильнейшим фигуристом континента в 1980, 1981, 1982 гг., абсолютным победителем первенства среди юниоров 1982 г. А что же дальше? Не нашлось для Г. Важника места во взрослой сборной? Но ведь известны и прекрасные примеры нестандартного подхода к формированию спортивной биографии молодых мастеров. В свое время, когда Н. Румянцева (Пономарева) выиграла юношеское первенство Европы в фигурном катании, встал вопрос: или ей продолжать в ближайшие годы выступать в своей возрастной группе, или принимать участие во взрослом чемпионате и лишиться права стартовать вместе со сверстницами. У тренеров хватило дальновидности и решительности сделать смелый шаг. И риск был оправдан: Н. Румянцева начала побеждать и среди взрослых. Тем самым был продлен период удачных выступлений нашей воднолыжницы на чемпионатах Европы и мира. Таких примеров множество. Достаточно вспомнить В. Гримдича или П. Мартена! Поэтому по меньшей мере удивительно, почему в 1985 г. в состав взрослой сборной не был включен Д. Еськевич — отличный прыгун, стабильно выступающий в этом сезоне и в многоборье.
Серебряную медаль в прыжках с трамплина на чемпионате Европы завоевала Елена Мазовка
Другой пример. Специализация привела к тому, что в составе сборных команд ряда стран появились очень сильные видовики-рекордсмены: братья Ла Пойнт из США, выступающие только в слаломе, сильнейший в Европе прыгун Ф. Оберляйтнер из Австрии и другие. В первые годы наших выступлений советские воднолыжники могли на равных соревноваться с сильнейшими зарубежными спортсменами только в одном виде — фигурном катании. Но положение изменилось, мы ждем теперь побед и в многоборье. Так почему, спрашивается, нельзя было включить в состав сборной Олега Надина, который выиграл кубок страны в фигурном катании с блестящим результатом 9020 очков. Этот успех не был случайным. Позднее он подтвердил свой высокий класс победой в фигурах и на мемориале Ю. Гагарина (9070). Подобных результатов в минувшем сезоне на официальных соревнованиях не показал никто из наших ведущих спортсменов!
Уроки прошедшего чемпионата Европы довольно поучительны, его опыт еще будет изучаться специалистами, но уже сейчас ясно, что без нового подхода к комплектованию сборной, без коренных изменений в методике подготовки ее к важнейшим международным стартам рассчитывать на успех будет все труднее.