Но вот к сотням и тысячам (полагаем, точной цифры не знает никто!) самых различных самостоятельно построенных или переоборудованных парусников прибавились еще и 600 заводских «Ассолей». Думается, пора уже ставить вопрос о подлинных правах гражданства этого личного прогулочно-туристского парусного флота, на сегодня — увы! — совершенно бесхозного. Открещиваются от яхтсменов-«частников» и яхт-клубы, и парусные федерации, и местные советы по туризму и экскурсиям...
Получается так, что спроектировать, изготовить и продать яхту оказалось несравненно легче, чем создать комплекс хотя бы самых необходимых организационно-технических условий для ее нормальной, безопасной эксплуатации. Владельцы яхт сразу же столкнулись со многими трудностями. Сложно, а то и невозможно получить подходящее для яхты место стоянки. Отсутствуют в продаже простейший штурманский инструмент, навигационные карты, лоции, дельные вещи, хорошие тросы, необрастающие краски и т. д. и т. п. Где можно сшить паруса? Как и под чьим флагом оформить спортивно-туристский поход? Как зарегистрировать покупку? (В ряде мест капитаны «Ассолей» вынуждены регистрировать их как моторки, поскольку инспектора НТИ даже разговаривать о яхтах не хотят). Какие «парусные» права нужно иметь и где их получать, если поблизости нет яхт-клубов? Кто должен, а кто не должен выпускать личную яхту в плавание?
Шли годы, но трудностей меньше не становилось. И вот результат. Если десять лет назад в очередь на приобретение новинки в Апраксиной дворе сразу же записалось 20 человек при плане поставки яхт в Ленинград — 15 штук в год, то в настоящее время спрос на эту неплохую семейную яхту (к тому же, несколько подорожавшую) едва ли не повсеместно упал, сводная заявка торгующих организаций значительно ниже возможностей производства. Для обеспечения сбыта «Ассоль» даже разрешили продавать предприятиям. Вроде бы это и неплохо, но, с другой стороны, обидно смотреть, как, к примеру, на водохранилище в Пирогово, что под Москвой, десятки таких «Ассолей» используются наравне с прогулочным водным велосипедом.
Трудности, естественно, легче преодолевать коллективно. По этой причине как-то сами собой в Москве, Ленинграде и Киеве организовались своеобразные клубы по интересам — самодеятельные ассоциации, объединившие более 100 владельцев яхт «Ассоль». Основные задачи, которые решают эти ассоциации, направлены на повышение мастерства судовождения, обмен опытом технического усовершенствования судна, проведение гонок и походов, пропаганду парусного туризма и спорта.
Московским капитанам «Ассолей» повезло. Над ними охотно взяли шефство старейшие яхтсмены Москвы Е. Е. Смирнов и меритель Н. Н. Муранов. Отдельной зачетной группой они сразу же смогли стартовать в соревнованиях крейсерских яхт Москвы. Другими словами — в столице «Ассоли» были признаны.
А вот ленинградским туристам-парусникам долгое время никак не удавалось присоединиться к спортивным мероприятиям городской Федерации и добиться утверждения Положения о соревнованиях с участием яхт «Ассоль», пока не нашлись энтузиасты, которые разработали методику обмера этих яхт по правилам СКАНДИКАП и создали судейскую коллегию.
«Лед», таким образом, тронулся. В июле на Финском заливе состоялась первая встреча яхтсменов малых крейсерских яхт «Ассоль», посвященная 40-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне. В ней участвовали 6 московских яхт, доставленных из столицы на борту контейнеровоза «Кизляр», и 11 яхт из Ленинграда, Стрельны и Петродворца. Хлопоты устроителя соревнований взял на себя водно-моторный клуб «Нева». Яхтсмены познакомились с памятными я достопримечательными местами Финского залива, проводили тренировочные гонки, обменивались опытом модернизации яхты и, конечно же, приняли участие в первых соревнованиях на переходящий Кубок «Ассоль», учрежденный редакцией журнала «Катера и яхты» специально для яхт этого класса.
Соревнования проводились по правилам СКАНДИКАП и состояли из трех гонок: 9-мильной по треугольной дистанции, 12- и 10-мильной маршрутных гонок. Дипломы и памятные призы победителей вручены ленинградцу И. Иванову (название его яхты «Светлана» первым выгравировано на кубке), московским спортсменам А. Аристову («Иния») и С. Курнкову («Скарабея»). Все участники первой встречи отмечены специальными дипломами журнала «Катера и яхты». А завершилась она совместным дальним спортивно-туристским походом по Ладожскому и Онежскому озерам.
Проведенная встреча еще раз убедила в необходимости некоторых организационных мероприятий по отношению к «Ассолям». Нам кажется целесообразным преобразовать секции парусного туризма водных комиссий клубов туристов Москвы и Ленинграда в самостоятельные Комиссии парусного туризма, которые могли бы организовать секции малых крейсерских яхт, как находящихся в личной собственности граждан, так и принадлежащих предприятиям и организациям, не входящим в яхт-клубы ВЦСПС и ведомств.
Стоит подумать и об учреждении класса малых крейсерских яхт (микротонный или 7 группа IOR), обмеренных по правилам СКАНДИКАП и имеющих балл от 3,8 до 4,2. Эти яхты могли бы участвовать в соревнованиях при наличии у капитана действительных прав судоводителя-любителя или удостоверения яхтенного рулевого 1 класса (капитана). Необходимо, видимо, разрешить яхт-клубам ВЦСПС и ведомств подготовку капитанов яхт микротонного класса с приемом экзаменов на их собственных парусниках.
Эти меры, думается, будут способствовать развитию массовости спорта и туризма благодаря привлечению к соревнованиям и дальним спортивным плаваниям малых судов личного флота.
П. Карякин, судья всесоюзной категории; М. Кобрин, председатель ассоциации капитанов яхт "Ассоль".