Есть в Калининской области уголок, который не отмечен на картах, но все же существует как географическое понятие. Это Парусный Берег волжского водохранилища — Московского моря, ставший излюбленным местом отдыха. Раз в году он бывает особенно многолюдным, расцветая множеством палаток и взметнувшихся ввысь парусов. Это происходит в те дни, когда проводится очередная Московская регата, собирающая со всех краев страны людей увлеченных, больших энтузиастов и популяризаторов своих идей, изобретателей и конструкторов, спортсменов и судоводителей, которые зовутся кратко — туристы-водники.
XI Московская регата, проходившая с 23 по 25 августа, не явилась исключением. Ее участникам было что показать. Они представили собранные своими руками катамаран и плот, швертбот и байдарку-тримаран, палатку и предметы туристского быта... Так что термином «соревнования» здесь не ограничиться. Задачи регаты более обширны: смотр, испытания и демонстрация технических новинок, обмен опытом развития парусного туризма, повышение мастерства в управлении малым разборным парусным судном, подготовка к будущим походам, ну и, конечно, выявление сильнейших команд и экипажей.
На Парусном Берегу, как в городе, множество названий, служащих туристам ориентирами: Скотнолуговая площадь, Мевский проспект. Овсяная Зябь, Лесной переулок. Судейская гавань... Сюда со станции «Московское море» можно добраться пешком или из Протоки на личном судне. Но для этого многим пришлось преодолеть путь на поезде до Москвы или до Калинина, как членам сборной команды Ленинграда во главе с председателем парусной секции клуба туристов С. В. Зуевым. Или на самолете из Хабаровска, как например, туристам колхоза «Накотие» Елгавского района Латвийской ССР, которые были еще полны впечатлений от байдарочного перехода по таежным рекам Дальнего Востока. А вот под бурные аплодисменты собравшихся причалил экипаж надувного плота под четырьмя разноцветными парусами. И неизвестно, чему больше были адресованы приветственные возгласы — руководителю экипажа М. Ю. Лимонаду или успешному завершению похода по Волге, конечным пунктом которого стал Парусный Берег.
Капитан плота сделал последние записи в судовом журнале. Читаю: «Дошли в один галс и очень быстро. Проскочили в осоку. Я выпрыгнул, схватил ванты и крикнул: «Тпру!» Злобный Семенов сказал: «Тебе извозом заниматься, а не на яхтах ходить».
Ждем погоды. Жаль, что «мордотык».
Это, разумеется, более ранняя запись. А вот и завершающая: «Ошвартовались в родной гавани. Сразу — есть, пить, палатку ставить. Все. Рейс окончен. Непростой, но полезный. Есть, что исправлять и переделывать, но есть и уверенность в «Жуке». Впереди — регата!»
Пора познакомиться поближе. Михаил Юрьевич Лимонад охотно вступает в разговор. И пока на костре «подходит» чай, вношу в блокнотный реестр его данные. Кандидат архитектуры, заведует сектором в ЦНИИЭП Госграждансельстроя, страстный читатель журнала «Катера и яхты». Ну а парусом начал заниматься в 1956 г. Так подействовали на него пиратские и морские романы Стивенсона, Лондона, Станюковича. На парусной байдарке ходил на Вуоксу, по Волге... Много где бывал.
— Странным, возможно, покажется, но парусный туризм привел меня в живопись,— говорит, он разливая чай по кружкам. — На холсты переношу увиденное в пути, различные туристские ситуации, рисую все интересные суда.
Об этом я уже был немного наслышан. Картина «Победный финиш» стала переходящим призом журнала, который ежегодно вручается здесь победителям Московской регаты. В 1982 г. проводилась выставка его работ «Светила над снастями». Каждый турист-парусник стремится заполучить «портрет» своего любимого судна. И художник, не умея отказывать, дарит им свои работы.
М. Ю. Лимонад один из основателей Московской туристской парусной подсекции. Каких только судов не испробовал!? В 1975 г. переделал «Меву» в двухмачтовую «бригантину» «Бегущая по волнам», архаичную по оснастке. Пять лет учебы в аспирантуре — прочерк в туристской биографии. И когда вновь попал на регату, понял, что безбожно отстал: техническое творчество сделало такой рывок вперед, что всему пришлось учиться заново. И вот — «Жук», новое судно Лимонада. Плот оснащен двумя стакселями (генуя и кливер), гафельным гротом и гафельной бизанью (типа «крыло»).
— Не понимаю тех, кто не понимает паруса. Не понимаю неромантиков,— бросает он уже на ходу. С той стороны «моря» прибывают все новые суда. И надо помочь каждому экипажу разместиться на берегу, где стало уже, мягко говоря, тесновато.
В этом палаточном городе не сразу разберешься. Помочь мне вызвался член Федерации РСФСР по туризму В. И. Ксендзов. Обход отнимает больше часа. Суда то отходят от берега, то прибывают. Сабир Сельзков, радиомеханик из Старой Руссы, как раз собирается пройтись под парусом на байдарке и приглашает с собой. Совмещаю приятное с полезным и беру интервью на середине Московского моря, укрываясь от летящих брызг.
Сабир с байдаркой не расстается десять лет. Сначала хотел использовать ее просто как лодку. Но монотонная работа веслами по вкусу не пришлась. Приладил парус, под которым и начал ходить в походы. Опыт приобретался медленно, и кто-то посоветовал ему побывать на Парусном Берегу. Тут-то и обрел уверенность. Уже пройдены многие мили по Ильменю и Селигеру. В 1985 г. байдарочники-парусники из Старой Руссы при содействии городского комитета ВЛКСМ совершили плавание по реке Полисть, посвятив его 40-летию Великой Победы. В этих местах проходили тяжелые бои. Туристы посещали братские могилы советских воинов, отдавая им дань памяти. Запомнились и встречи с местными жителями, свидетелями тех давних событий.
На этот раз команда Старой Руссы прибыла на двух байдарках-тримаранах- СР-1 и СР-2.
В субботу утром в лагере более четко заработала комендантская группа, начала подготовку к гонкам судейская бригада. А на стенде запестрели коммерческие объявления: «Куплю катамаран... Продаю...» Были и чисто житейские, ведь туристы — народ дружный: «Меняем картошку на хлеб. Наш адрес...»
В 12 часов после торжественного построения и подъема флага начались гонки. Старт давался отдельно для-каждого класса судов: многокорпусных с парусностью до 7 м2, байдарок с парусностью до 5 м2, туристских швертботов, многокорпусников с парусностью до 10 м2. В отдельный класс впервые были выделены надувные плоты.
— В нынешней регате представлено свыше 120 судов, присутствует 23 команды из разных городов,— говорит главный судья соревнований В. Н. Белоозеров. — Из Подмосковья, Ленинграда, Куйбышева, Ворошиловграда, Мурома, Елгавы. Впервые в этой регате участвуют представители Павлово-Посада и Новой Вятки.
В бинокли за ходом начавшихся поединков наблюдают гости регаты, семьи участников, представители газет «Московский комсомолец» и «Комсомольская правда», журнала «Огонек»... Настало время фотографировать гонщиков на дистанции. Вместе со мной в катер забирается фотокорреспондент «Комсомолки». В. Сварцевич, с первых минут нажимающий на спуски трех «Никонов». Подходим. Что это? Многие суда потеряли ход, некоторые опрокинуты сильным ветром, у других сломано крепление мачт. Ну что ж, гонки — хорошая проверка надежности самодеятельных конструкций.
Перебираюсь на один из катамаранов. Теперь легче следить за соревнованиями, идя в кильватере судов, чего не могла сделать «Казанка». Но вдруг... неудача. При резкой смене галс-а падает за борт мой блокнот. Надо прыгать. Теперь наблюдаю гонки из воды. Тоже... интересно. Катамараны проносятся мимо, их надувные поплавки — гарантия безопасности.
И вновь я в «Казанке». Идем к берегу, где швартуются финишировавшие суда. А М. Ю. Лимонад опять что-то пишет в судовом журнале.
«Вот они — гонки! Я впервые не судья, а гонщик с реальной задачей победить, доказать свое парусное реноме... Со старта чуть упускаем Лосева на «Гиппопо». Ну и вол-нища! Никогда не рискнул бы в походе так смело идти. Но плот идет. Лосев на последнем знаке делает рывок. Пытаемся его достать. В результате — вторые среди плотов и третьи среди «надувнушек». Итак, мы — гонщики. Наш класс «шлепанцев» принят».
В гонках неплохо показали себя тримараны типа «Янтарь». Вот только вес их — 145 кг — явно великоват. Однако члены одного из экипажей — главный конструктор А. Пехтелев, конструкторы С. Трофимов и А. Никоненко довольны. В регате Куршского залива среди крейсерских яхт на приз газеты «Рыбак Литвы» тримаран прошел 300 миль и довольно успешно. Они считают, что выпуск его пока меньше, чем спрос. В судне привлекает простота управления и надежность конструкции, возможность использовать для движения парус, весла, мотор.
Так что «Янтарь» — универсальное судно для отдыха на воде, туризма, занятий парусным и гребным спортом.
В перерыве между соревнованиями туристы знакомятся друг с другом, интересуются новинками. Вот в окружении новички из Вятских Полян Кировской области: механик М. Харин, инженеры Б. Буторин и А. Зеликов, испытатель С. Косихин. Все с одного завода — Сосновского судостроительного. Туристский опыт у них уже большой — позади походы по Байкалу и Вятке. Сейчас достраивают второй катамаран. Появление первого вызвало в городе целую сенсацию. Отрадно, что личный энтузиазм подкрепляется помощью заводского совета ДОСААФ.
Другой адрес опыта — колхоз «Накотне». В. Загнибеда и В. Ступин с гордостью рассказывают о колхозной секции туристов-водников, частыми гостями которой бывают председатель колхоза Герой Социалистического Труда А. Чиксте и секретарь парткома В. Тетеровский.
Первый день регаты позади. Вечером всех собрал общий костер. Туристы — народ талантливый. В лесу на трех растянутых парусах демонстрируются слайды. Звучат свои песни под гитару, шутки. На импровизированную сцену выходят все новые исполнители. В лучах от фонариков, цветной подсветки от аккумуляторов — Игорь Баранкин. Выждав, когда уляжется смех от предыдущей репризы, продолжает:
— Из Объявления. Неизвестного, укравшего катамаран Л-18, просим за значительное вознаграждение до конца сезона его не возвращать. Жена и теща.
И новый взрыв смеха.
На следующий день состоялись еще две гонки, которые и подвели итоги трудной спортивной борьбы. В многоборье Матча городов победила первая команда Москвы (капитан К. Федоров). Среди призеров — команды «Строитель» из Москвы (К. Потапов) и Ленинград-1 (В. Королев). Главные призы журнала для швертботов и многокорпусников также у москвичей.
Флаг Московской регаты спущен. Но нет обычной в таких случаях грусти. Туристы — народ особый и привыкли к расставаниям ненадолго. Всего лишь на год. До следующей регаты.