Водно-моторные соревнования на призы «КиЯ» занимают в этом ряду особое место. И не потому, что они — старейшие из шести, ведущие историю с 1966 года. Гораздо важнее, что они смогли оказать определенное влияние на самый уровень развития массовой техники, выпускаемой отечественной промышленностью как для любителей отдыха на воде, так и для народнохозяйственных целей.
Естественно, за минувшие 19 лет многое изменилось. Стоит, наверно, напомнить, что когда «все начиналось», главной задачей было освоение производства современного подвесного мотора. И на спортивных трассах наших гонок сдавали экзамен на работоспособность «Вихрь» и «Москва-25», «Нептун» и «Привет». Спортсмены высшей квалификации — механики с золотыми руками, готовя технику к стартам, помогали промышленности доводить сырые еще моторы до кондиции.
В те годы родился девиз наших встреч: «Техника проверяется в гонках!». Моторостроительные гиганты Куйбышева и Москвы, Перми и Казани охотно присылали на эти соревнования конструкторов, снаряжали команды, выделяли новые моторы для награждения...
Позднее на первый план вышла уже другая проблема: создание под новые моторы надежной и долговечной многоцелевой глиссирующей мотолодки, призванной заменить старую «Казанку». Задача эта казалась (только казалась!) простой. За решение ее взялись десятки предприятий разных ведомств. Появилось множество новых моделей, зачастую очень близких по конструкции и размерениям. Программа наших встреч сразу же видоизменилась — стала шире. Сначала наряду с гонками на спортивных судах стали проводиться гонки на судах народного потребления. Затем, для более разностороннего и наглядного сравнения новинок в различных условиях эксплуатации стали проводить маршрутные гонки с выходом в море, кольцевые — на максимальную скорость и гонки «на экономичность» с полной паспортной нагрузкой.
Теперь уже и изготовители лодок стали интересоваться результатами наших соревнований, активно участвовать в их подготовке и обеспечении. Вошли в практику встречи и обмен опытом судостроителей и моторостроителей, конструкторов и спортсменов, представителей разных ведомств и организаций. А в паспортах ряда новинок появились многозначительные надписи: «Удостоена диплома всесоюзных соревнований на Приз «Катеров и яхт».
Прошло еще несколько лет. Сегодня особого интереса к разработке новых моторов и новых моторок не проявляет никто. Может, идея себя изжила и в изменившихся условиях гонки уже не нужны? Мнение участников очередных, девятнадцатых по счету, всесоюзных соревнований, проводившихся с 14 по 16 июля, определенное: нужны!
Как и на предыдущей встрече, наши призы «Золотой винт» и «Спорт» разыгрывались одновременно с переходящим призом «Балтияс Дзинтарс», учрежденным Лиепайским рыбколхозом «Большевик». Этот же рыбколхоз совместно с городским комитетом ДОСААФ взял на себя главную заботу о проведении соревнований и сразу же отметим — провел их по-морскому четко и организованно. Казалось бы, закономерного вопроса, а какое, собственно, дело рыбакам до гонок??, здесь, в Лиепае, ни у кого не возникало. Одно это великолепно характеризует отношение к спорту вообще1 и к техническим его видам в частности со стороны руководства передовых трудовых коллективов республики. «Мы будем проводить такие водно-моторные соревнования, хотя дело это хлопотное и трудное, — заявил заместитель председателя рыбколхоза «Большевик» Зиёдонис Юшкевиц (в прошлом и сам участник наших гонок). Это — настоящий спорт. И важно, что он помогает рыболовецким колхозам готовить отличных механиков, которые в море не подведут...»
Как говорится, лучше — не скажешь! Давно уже не секрет, что в Прибалтике традиционна тяга молодежи к моторам и гонкам. Здесь знают, какой дорогой ценой дается каждый километр скорости на воде и суше, умеют уважать тот многолетний труд, без которого невозможно уверенное овладение техникой, дающее право выйти на трассу всесоюзных соревнований. И это благородное стремление к техническому творчеству, к борьбе за скорость и за победу над соперниками здесь всегда находит поддержку. Вот почему нас не удивило, когда в числе 13 команд, вышедших на старт соревнований, большинство составили команды, выступавшие под флагами производственных коллективов, спортивных клубов и водно-моторных стоянок Прибалтики.
Закономерная победа
Старт давался общим. Всем 39 участвующим экипажам предстояло помериться силами сначала в 52-километровой маршрутной гонке (два круга по Лиепайскому озеру вокруг острова Аттекас), а затем в двух кольцевых 5-мильных гонках по стандартной спортивной трассе. По условиям соревнований лучшая из заводских команд награждалась призом «Золотой винт», а абсолютные победители — призом «Балтияс Дзинтарс».
По сравнению с прошлым годом, в программу было внесено существенное изменение. Разрешалось выступать как на серийных мотолодках, так и на лодках самостоятельной постройки во всех трех классах (Т-350, Т-500 и Т-1000). Это принципиальный шаг, свидетельствующий о полном признании самодельных судов (ССП), продиктованный желанием поддержать творчество судостроителей-любителей — наиболее активной части читателей «Катеров и яхт».
Известно, что самодеятельные конструкторы нередко создают лодки с удачными обводами и оригинальные по конструкции, зачастую опережающие суда промышленного изготовления. Любительское конструирование уже не раз обогащало наш прогулочный флот смелыми идеями, инженерными находками2, а гонки на ССП стали своего рода испытательным полигоном.
Предоставленным правом выступать на самодельной мотолодке наиболее удачно воспользовался выступающий в классе Т-500 отлично подготовленный экипаж из команды рыбколхоза «Большевик», в который вошли Иварс Плауманис и Аусеклис Жвагинс. Во всех трех зачетных гонках их «Родео-И» неизменно приходила на финиш первой, что вызывало поистине бурный восторг многочисленных земляков-болельщиков, горячо переживавших все перипетии борьбы на трассе. Плауманис и Жвагинс не оставляли никаких надежд на победу остальным 12 экипажам в своем классе — великолепно брали старты и не уступали лидерства с первых и до последних метров дистанции.
Информация об изображении
Победители гонок лиепайчане И. Плауманис и А. Жвагинс на самодельном «Родео-II»
Душа экипажа-победителя — Иварс. Ему около сорока. Он — квалифицированный рабочий-заточник ремонтной базы рыбколхоза, опытный водномоторник, кандидат в мастера спорта. Иварс — непременный участник наших соревнований, неоднократный их призер в классе Т-500. Раньше выступал на заводском корпусе, но вот, наконец, представилась возможность бороться за победу, выступая на лодке, не только построенной своими руками, но и самим сконструированной. Любимому увлечению отданы годы творческого труда. Он с удовольствием рассказывает об 11 построенных им мотолодках (кстати, две из них участвуют в гонках). Но наибольший интерес вызывает его двенадцатая работа—улучшенный вариант хорошо показавшей себя лодки «Родео».
Победители гонок лиепайчане И. Плауманис и А. Жвагинс на самодельном «Родео-II»
Вместе с автором осматриваем «Родео-II». Это очень элегантное, ярко-синее с разноцветными полосами и звездами маленькое судно спроектировано по мотивам ранних «Радуг» известного ленинградского конструктора Ю. А. Зимина, Глубоко-килеватый корпус (на транце 19°) без центральной лыжи, сильно заостренная носовая оконечность. Длина лодки — 4,35 м; ширина — 1,45 м. Вес — всего 85 кг. На прямых участках трассы «Родео-II» с 2-лопастным традиционным винтом увеличенного шага развивала скорость до 62 км/ч. Бедой экипажа был боковой ветер: наиболее сильные его порывы «продували» корпус сбоку, аэрируя винт; скорость падала, пока он не начинал «цепляться» за воду.
Принимая наши поздравления, герой дня держался очень скромно. Чем объясняет свой успех? Поддержкой колхозного руководства, обеспечившего его материалом для обшивки «Родео-II».
Третье призовое место в классе Т-500 также заняло судно любительской постройки — мотолодка «Маэстро», управляемая гонщиками из Лиепайского спортивно-технического клуба ДОСААФ В. Траугманисом и Д. Шмикстсом. Второе место завоевали спортсмены из рыбколхоза «Банга» У. Дзегузе и А. Яр.ин, выступавшие на серийном «Немане-2».
Если заезды в среднем классе прошли, можно сказать, «под флагом» первенства любительских конструкций, то в младшем классе Т-350 лидировали серийные лодки. Мы снова увидели в числе призеров выступающий очень сильно и очень ровно экипаж упомянутого выше Лиепайского СТК в составе мастеров спорта В. Михайлова и Д. Киепе. В таком составе они выступают на «Немане-2» уже несколько лет подряд. Определилось и четкое разделение обязанностей. Виктор (кстати сказать, в течение долгого времени — председатель городского СТК) готовит лодку, подбирает винты, а Дайнис, известный в республике мастер спорта по мотокроссу, отлаживает «Нептун-23». Этот экипаж многие годы стабильно возглавляет заезды, но... так же стабильно оказывается в общем зачете лишь вторым из-за каких-либо неожиданностей и срывов. В первом виде соревнований — маршрутной гонке — они победили уверенно и красиво. Судейские секундомеры зафиксировали просто невероятную точность прохождения дистанции. Техника работала как часы, разница во времени прохождения двух кругов по 26 км составила всего-навсего 5—6 секунд! На грани «фола», как говорят баскетболисты, стартовали эти гонщики и в первой гонке серии 2X5. Они лидировали с большим отрывом, но... финишной отмашки не получили: бесстрастные судьи отметили фальстарт, в наказание гонщикам пришлось «катить» еще один лишний круг. Не спас и чисто выигранный второй заезд. «Вечно вторые, — невесело шутят Виктор и Дайнис, — на этот раз подвели нервы...»
Информация об изображении
Спортсмены И. Кипстс и Э. Гужа выступали на лодке, построенной И. Плауманисом
Победу, упущенную ими, завоевали год от года наращивающие мастерство спортсмены рыбколхоза «Большевик» А. Стрикис и Э. Силниекс на мотолодке «Афалина».
Спортсмены И. Кипстс и Э. Гужа выступали на лодке, построенной И. Плауманисом
Третье место из 12 стартовавших судов досталось любительской «трехточке», управляемой И. Кипстсом и Э. Гужа (конструктором и строителем этой модели был И. Плауманис).
Заезды самых мощных и быстроходных судов с двухмоторными установками, как обычно, оказались самыми яркими и зрелищными.
Среди СНП (класс Т-1000) во всех заездах неизменно лидировала «Дельта» производства ЛЭЗСС, которой управляли кандидаты в мастера спорта А. Ми-келсон и В. Зандер из рыбколхоза «Банга». Им удалось так отработать взаимодействие корпуса и винтов, так настроить двигатели, что мотолодка шла идеально-очень ровно, «не тащила» волны, был виден лишь шлейф мелкой водяной пыли.
Среди любительских конструкций (класс T-1000SF) первенствовал белоснежный катамаран из Юрмалы. Г. Рябов и В. Станкевич не только вместе боролись на трассе гонок, но и вместе строили это судно. Они использовали обычную «магазинную» строительную фанеру, а готовый корпус пришлось оклеить стеклотканью. Вес катамарана получился великоват — около 140 кг, поэтому его не всегда удавалось «раскатить» — оторвать от воды. Очевидно, еще есть некоторый резерв: стоит несколько приподнять моторы, «сыроваты» винты. Это первое скоростное судно молодых конструкторов. Г. Рябов и В. Станкевич критически относятся к своему опыту, многому научились за эти несколько дней и благодарны лиепайской встрече, которая подсказала пути дальнейшего совершенствования техники. За создание оригинального проекта катамарана, показавшего высшую скорость в гонках прогулочных судов, они удостоены специального диплома журнала.
Впервые в этом году в споре за приз «Балтияс Дзинтарс» все три призовых места завоевали рыболовецкие колхозы, а сам почетный трофей достался гонщикам Лиепайского «Большевика». Закономерный итог, заслуженная победа! К водно-моторным соревнованиям и в «Большевике», и в «Банге», и в «Звейниексе» относятся очень серьезно, они включены в программу спартакиады рыбаков. Особое внимание уделяется приобщению к водным видам спорта и техническому творчеству школьников, молодежи. Здесь умеют и поставить увлечение на службу главному делу, и позаботиться об условиях отдыха рыбаков.
Судьба «Золотого винта»
Если в гонках 1984 г. оба главных приза увезла команда Пермского ПО «Моторостроитель», то на этот раз заводские команды в спор за приз рыбаков вмешаться не сумели. Из-за затянувшегося спада с производством лодок и моторов на лиепайскую встречу прибыли представители всего пяти предприятий. Только изготовители «Вихрей» и «Немана-2» привезли полные команды. Они и разыгрывали между собой «Золотой винт», причем проиграли это единоборство куйбышевские моторостроители. Как ни странно это звучит, но подвели хорошо известную по успешным выступлениям на предыдущих встречах фирменную команду КМПО имени М. В. Фрунзе родные «Вихри» — они выходили из строя во время длительной маршрутной гонки.
Случайно ли это? «Вихрь-30» — единственный мощный мотор, выпускающийся сегодня в стране. Естественно, что его достоинства и недостатки понемногу становятся главной темой разговоров о моторах вообще. И, к сожалению, куйбышевцам не всегда адресуются слова благодарности. Есть и нарекания на качество продукции, особенно по системе зажигания и надежности коленчатого вала.
К сожалению, многие вопросы, задаваемые работникам КМПО — спортсменам, остались без ответа: представителей конструкторской службы объединения не было в Лиепае.
Когда-то заводские конструкторы были сами заинтересованы в том, чтобы показать товар лицом, сделать ему рекламу, испытать, услышать дружескую критику. Сейчас об этом многие предприятия не думают, теряется связь с потребителями, затрудняются пути совершенствования продукции. Многое списывается на трудности последних лет со сбытом подвесных лодочных моторов и моторных лодок. Однако результаты прошедшей ярмарки говорят, что конъюнктура стабилизировалась, положение начинает меняться к лучшему. Возникает ряд вопросов. Решения партии и правительства нацеливают нашу индустрию на резкое улучшение качества и ассортимента товаров широкого потребления. Что можем мы ждать завтра от наших моторостроителей? Готова ли промышленность (то же КМПО, например) к возобновлению и расширению конструкторских работ? Какой ценой будет заплачено за упущенные годы, ведь техника не стоит на месте? Очень жаль, что не приехали в Лиепаю ни руководящие работники, ни ведущие конструкторы предприятий. Не было ни обычной в таких случаях технической конференции, ни показа образцов завтрашней продукции, ни даже разговоров о ней.
Впрочем, на этой же встрече в Лиепае мы могли видеть примеры и другого характера. Через всю страну из Комсомольска-на-Амуре самолетом привезли свои новые «Амуры» представители авиазавода имени Ю. А. Гагарина. Они хорошо знали, что в программе соревнований нет гонок в классе катеров, однако сочли нужным пойти на расход и выслать свою команду в Лиепаю. Катерники Дальнего Востока неизменно стартовали в старшем классе судов (в личном зачете), принимали участие в показательных выступлениях, за которые были удостоены отдельного диплома редакции, охотно демонстрировали свою новинку — катер «Амур-В» (дальнейшая модификация водометною «Востока»). Наконец, к восторгу местных мальчишек, просто катали их на своих катерах. Словом, использовали любую возможность для демонстрации своей техники. А ведь год назад на заводе поговаривали о сворачивании производства катеров, реализация которых упала до критического уровня. Однако предприятие пошло по другому пути: были разработаны менее дорогие модификации, катер «Амур-Д» переведен на использование дешевого сорта бензина, развернута большая рекламная работа. И вот закономерный итог: сбыт катеров комсомольского завода стал восстанавливаться.
Другой положительный пример. Тюменский судостроительный завод также привез свою продукцию — гребно-моторную лодку «Ерш», зная, что отдельной гонки для самого младшего класса Т-175 не будет. Два участника соревнований проехали на грузовике 5000 км, спали по очереди в палатке, раскинутой прямо в кузове автомобиля. К. м. с. Виктор Плотников наглядно продемонстрировал надежность этой маленькой (2,6 м) лодочки, уверенно преодолев всю дистанцию маршрутной гонки. Средняя скорость под «Ветерком-8» составила 8,2 км/ч. И результат был достигнут: многие из лиепайчан-зрителей и участников встречи, познакомившись с этой универсальной картоп-лодкой, заинтересовались «Ершом» (тут-то и выяснилось, что в большинстве прибалтийских городов в продаже «Ершей» нет)- Думается, предприятие поступает правильно, используя любую возможность рекламы своей продукции.
Вывод очевиден. Когда коллектив болеет за качество продукции, делает все возможное для ее реализации и получения надежного заказа на будущее, всегда находятся пути выхода даже из самых трудных положений. Следующая встреча на «Золотой винт» будет юбилейной — двадцатой. Надеемся, она будет и более представительной.
Сын не подвел отца
Семь спортивных команд вступили в спор за обладание почетным переходящим призом «Спорт».
Впервые в состав полной команды должны были входить и самые молодые гонщики в классе SA-250. И это изменение правил — не случайность. Наш водно-моторный спорт сегодня остро нуждается в пополнении, в талантливых смелых ребятах, которые смогут заменить гонщиков старшего поколения. А вырастить достойную смену в технических видах спорта вообще — далеко не просто. Молодой гонщик должен многое знать и многое уметь. Без глубоких теоретических знаний, без навыков работы с металлом и деревом высоких результатов здесь не добиться! Вот почему в водно-моторном спорте особенно важна роль учителя-тренера, требуется его огромная работа, отеческая забота и помощь. Большое счастье, если такой тренер находится, и счастье вдвойне, если это твой отец или старший брат.
Именно в последние годы, объясняя «неожиданный» успех того или иного молодого гонщика, мы все-чаще стали называть знакомые фамилии. Сегодня мы знаем спортивные династии Атамановых и Жировых, Раудвы, Семеновых, Чермашенцевых. Самая крепкая и живая связь поколений, так необходимая в современном, до предела усложнившемся спорте, эта особенность ярко проявилась и в лиепайской встрече.
Все заезды в классе SA-250 неизменно кончались тем, что на финише был первым 14-летний к. м. с. из Елгавы Айнис Гинцелис. Поздравляя его со званием абсолютного победителя, мы от всего сердца жали руку и его отцу — бессменному вот уже в течение 12 лет тренеру елгавской команды. Успех сына был, конечно, и успехом отца.
Советским водномоторникам хорошо известно имя латышского гонщика м. с. м. к. Яниса Миллерса. Свое высокое спортивное мастерство он подтвердил и на лиепайских трассах: во всех четырех гонках серии приходил первым, стал абсолютным победителем в классе SC-500. Но такого же результата добился еще один Миллерс — его 22-летний сын Лотар (правда, в младшем классе SB-350). Отец и сын на высшей ступеньке пьедестала почета!
Есть в городке Бауска при колхозе «Цоде» небольшая мастерская по изготовлению спортивных мотолодок. Работают там два человека — это и есть Янис и Лотар Миллерсы. И корпусов эта мастерская выпустила не очень много — за четыре года работы чуть меньше полусотни штук. Все дело в том, что это за корпуса! Среди них нет ни одного похожего, каждый делается под определенного гонщика — с учетом его веса, роста, манеры вести гонку. Нет серии, нет одних и тех же шаблонов. Каждый раз — новый проект, неповторимое лицо, все новое, что на сегодня предлагает передовая конструкторская мысль. Неизменно и постоянно только одно — великолепное качество! Трудно? Да, очень. Но по-другому для большого спорта строить лодки бессмысленно.
На прошедших соревнованиях мы встретили несколько катамаранов, построенных «семейной мастерской». Они отличались от других судов не только своеобразием внешнего вида, но и характерным поведением на воде.
Когда на старт выходили гонщики в классе SB-350, вряд ли кто-нибудь принимал всерьез спортсмена на лодке под номером 83 — единственную среди участников девушку Анну Колосову из команды Елгавы. Это был ее практически первый гоночный сезон. На фоне известных имен мастеров и кандидатов в мастера ее II спортивный разряд не производил впечатления. Однако к концу соревнований многим свое мнение пришлось изменить: по сумме результатов она заняла почетное четвертое место. Когда, поздравляя Анну с успешным дебютом и вручая специальный диплом редакции «За волю к победе», мы поинтересовались именем конструктора ее катамарана, она назвала Яниса Миллерса.
Приз «Спорт» за командную победу, как и в прошлом году, был вручен спортсменам Бауски. Второе место заняла команда Лиепаи, третье — Елгавы.
Примечания
1. Об отношении к водным видам спорта в Прибалтике очень хорошо рассказал Отто Суклес в статье «Нужен спорт рыбаку», опубликованной в «КЯ» №106, 1983.
2. Об этом — см. «Горизонты творчества» в «КЯ» №105, 1983.