Наконец-то достойное место заняли хозяева акватории — студенты ЛКИ, которые уже третий год осваивают побережье Северной Ривьеры! С девятого места в прошлом году они перебрались на призовое второе — неплохой прогресс, тем более, если учесть, что двукратная победительница наших соревнований воспитанница команды ЛКИ Надежда Будилова выступала ныне за команду ДСО «Жальгирис» (хотя и учится сейчас в Ленинградском гидрометеоинституте).
Женщины на этот раз оказывали заметно более существенное влияние на итоги выступления команд. Поскольку соревнования на приз «КиЯ» одновременно являлись заключительным IV этапом розыгрыша Кубка СССР по виндсерфингу 1978 г., состав команды и условии зачета в основном были идентичны Положению о кубковых встречах. А это значило, в частности, что при отсутствии в составе команды хотя бы одной женщины, с результатов команды снимались зачетные очки. Впрочем, активно повлиять на итоги соревнований — дать своим командам очки — смогли не больше половины из 27 заявленных виндсерфисток: остальные не стартовали или не финишировали в большинстве гонок либо смогли пройти только по три из шести гонок.
На своей родной воде вновь победила Н. Будилова. К борьбе хорошо знакомых нашим любителям виндсерфинга минчанок Е. Бабичевой (по результатам трех кубковых встреч года она стала победительницей в личном зачете розыгрыша Кубка СССР), А. Ричик и Г. Астрейко, А. Орг из Таллина и Н. Ксоврели из Тбилиси подключились Наталья Спицына из Феодосии и Марина Зезюлина из московского «Водника», доставившие немало волнений признанным фавориткам.
Соревнования среди мужчин, а заявились 144 спортсмена, на этот раз были обострены проведением предварительных отборочных (квалификационных) гонок. Дело в том, что в прошлом году все уже имели случай убедиться в чрезвычайной сложности проведения гонок при одновременном старте даже 100 человек. (Будет уместно привести слова Беппе Кроче — президента Международного парусного союза: «Если на старте собирается более 60 участников, то спорт кончается и соревнования превращаются в развлечение, настолько осложняется контроль за соблюдением правил, особенно на старте, и за прохождением дистанции».) Чтобы ограничить число участников решающих финальных гонок и отобрать дли выступления в них достаточно хорошо подготовленных спортсменов, положение о наших соревнованиях и предусматривало проведение трех квалификационных гонок в трех примерно равных по численности группах спортсменов.
Деление на группы решено было произвести в зависимости от веса спортсмена. В группу А вошли 39 участников, имеющих вес в пределах 45—65 кг; в группу Б — 49 спортсменов с весом 65—74 кг и в группу В — 46 свыше 74 кг. Условия квалификационных гонок нельзя было назвать сложными, если не считать резкого понижения температуры воздуха с 24—27° в день, предшествующий началу соревнований, до 15—17° к моменту старта. Ветер, дувший вдоль берега со скоростью 10—12 м/с, не смог поднять волны выше 0,4 м, так что практически все, кто имел хоть какой-то опыт хождении на виндсерфере на мало-мальски открытых акваториях, успешно завершили гонки. Отбор финалистов в значительной мере происходил «естественным путем»: по 8—10 спортсменов в каждой группе смогли финишировать только в одной гонке либо вообще не показали результата. Во всех трех группах лидировали спортсмены из Прибалтики, Ленинграда я Минска, имеющие уже четырехлетний опыт соревнований по виндсерфингу. Остальные получили возможность проверить себя в больших гонках, приноровиться к местным условиям, познакомиться на воде со своими ближайшими соперниками.
Шесть финальных гонок, к которым было допущено 85 участников-мужчин, прошли за два дни, причем стартовые сигналы мужских гонок являлись подготовительными для женщин.
В первый день солнечная погода и неплохой ветер скоростью 10—14 м/с позволили наиболее искусным виндсерфистам двигаться в режиме настоящего серфинга — скольжения на волне. Лидерство попеременно переходило от Эгонса Берзиньша из команды Латвийского колхоза «Падомью» к студенту ЛКИ Николаю Шашенкову (накануне, в отборочных гонках, оба они заняли вторые места в своих весовых группах).
Третье я четвертое места подобным же образом чередовали между собой двукратный победитель наших соревнований таллинец Евгений Печенкин и Александр Грецкий из Феодосии. Оба они представляли «тяжелую» группу спортсменов; им явно не хватало ветра, чтобы развить максимальную скорость (Печенкин, к тому же, допустил ряд тактических промахов, в частности, при раскладке галсов на финишной лавировке).
Дли второго дня были характерны слабые ветра с частыми заходами. Неудивительно, что результаты участников отличались редкой нестабильностью. Только Э. Берзиньшу, выступавшему под отлично пошитым дакроновым парусом, удалось сохранить лидерство — дважды в этот день он финишировал первым. Таким образом уверенной победой Э. Берзиньша закончился его «поединок» с Шашенковым, которому пришлось довольствоваться лишь вторым местом. (Как лучшему из выступавших в Зеленогорске ленинградцев Николаю Шашенкову, кстати сказать, чемпиону города этого года, был вручен специальный приз Леисудоверфи ВЦСПС — дакроновый парус для виндсерфера.)
Участники отметили более четкую, чем на предыдущей зеленогорской встрече, работу судейской коллегии, состоящей из 17 человек (главный судья М. П. Антонов, главный секретарь К. Б. Боброва, зам. главного судьи по спорту П. М. Карякин), хорошее обеспечение катерами.
Мерителем В. В. Чайкиным был проведен контрольный обмер ряда виндсерферов. Надо в этой связи подчеркнуть: то, что в отечественных правилах обмера класса «виндсерфер» четкости нет, может стать серьезным барьером для дальнейшего повышения спортивного мастерства советских виндсерфистов, так же, как и отсутствие в стране производства виндсерферов-монотипов в количествах, соответствующих потребностям. Отсутствие четких ограничений класса приводит, например, к чрезмерному облегчению конструкции самодельных снарядов (одни из них во время гонок дал такую трещину, что спортсмен не смог продолжать соревнования). Большой разнобой, существующий в размерах и форме парусов, в известной степени снижает спортивность состязаний.
Гонки в Зеленогорске еще раз продемонстрировали продолжающийся рост популярности виндсерфинга в стране. До 171 возросло общее число участников наших соревнований. В Зеленогорске выступали представители 20 городов страны, причем в некоторых из них (Владимир, Караганда и др.) ранее с парусом практически не были знакомы вообще. Возрастной состав участников также расширился необычайно. Можно было видеть в одной гонке 12-летиего московского школьника Ивана Арбузова и 54-летиего профессора доктора медицинских наук В. Садаускаса из г. Каунаса. Все это говорит о широких возможностях нового и перспективного вида парусного спорта. Надо, чтобы спортивное руководство на местах осознало это и стало оказывать поклонникам виндсерфинга необходимую поддержку.
Результаты III соревнований на приз «КиЯ»
1 — Яхт-клуб № 58, г. Таллии (228 очков); 2 — Л:, И, г. Ленинград (225); 3 — ДСО «Жальгирис», г. Нида (222); 4 — «Спартак-1», г. Минск (190); 5 — яхт-клуб «Калев», г. Таллин (187); 6 — «Падомью», Латвия (184).
Мужчины: 1 — Берзиньш Э. (1952 г. рождения; вес—65 кг; без разр.), «Падомью» — 18 очков (места по гонгам — 5, 1, 4, 1, 1, 15); 2 — Шашеиков Н. (1951; 69 кг; I р.), ЛКИ — 42 (1, 4, 1, 8, 14, 22); 3 — Печенкин С. (1953; 81 кг; к. м. с.), яхт-клуб № 58, Таллин — 52,7 (2, 3, 5, 9, 13, и/ф); 4 — Савенков В. (1953; 62 кг; к. м. с.), виндсерфинг-клуб, Зеленогорск — 54; 5 — Кайрис 3. (1957; 72 кг; к. м. с.), «Жальгирис», Нида — 59; 6 — Эгле Ю. (1942; 56 кг; без разр.), «Падомью» — 67,4.
Женщины: 1 — Будилова Н. (без разр.), «Жальгирис», Нида — 0 (1, 1, 1, 1, 1, 1, 2); 2 — Бабичева Е. (I р.), «Спартак-1», Минск — 22,4 (3, 2, 3, 7, 1, 4); 3 — Ричик А. (I р.), «Спартак-2», Минск — 30,4 (4, 4, 2, 8, 3, 3); 4 — Спицына Н. (I р.), Феодосия — 43,7; 5 — Opr А. (I р.) яхт-клуб № 58, Таллин — 48,8; 6 — Зезюлииа М. (I р.), «Водиик-2», Москва — 53,1.