В августе минувшего года в Северном море проводилась очередная, тринадцатая по счету Операция Парус. Эти международные праздники паруса организуются под флагом СТА — Союза учебных парусников один раз в два года и включают, как правило, обширную программу различных, встреч, состязаний, шествий и парадов. Однако теперь это уже гораздо более важные события, чем просто сбор парусных судов или очередная парусная регата: все последние Операции Парус, а советские суда участвовали в них уже в третий раз, неизменно проводятся под лозунгами дружбы молодежи разных стран и континентов, борьбы за мир во всем мире.
Парусные гонки регаты Операция Парус имеют принципиальные отличия от других международных океанских соревнований на крейсерско-гоночных яхтах. По идее СТА, это не столько чистый спорт, сколько демонстрация возможностей парусных судов в деле «оморячивания» молодежи и подготовки настоящих моряков. Отсюда и своеобразный возрастной ценз — требование, чтобы учебные суда шли в гонку с полным числом кадетов-курсантов, а в составе экипажей всех других парусников не менее половины составляла молодежь до 25 лет. Поскольку главное — это зрелищно-пропагандистское значение выхода в море сразу возможно большего числа самых различных парусных судов, то и деление их на классы довольно условно, а гонки проводятся по правилам СТА, более простым, чем правила ИЯРУ.
Суда, участвующие в гонках, разбиваются на два класса — А и В, а суда класса В — на два «дивизиона» (две группы).
К классу А относятся суда с прямым или смешанным парусным вооружением, имеющие темзинский тоннаж (это старинная система оценки вместимости, зависящая от длины и ширины судна) свыше 150 ТМ, а также шхуны и суда с любыми другими типами вооружения тоннажем свыше 500 ТМ.
В Операции Парус-78 участвовали шесть судов этого класса — втрое меньше, чем на предыдущей встрече парусников. Уже одно то, что условный темзинский тоннаж наибольшего судна (это был наш «Крузенштерн», остающийся — до выхода в море ремонтируемого «Седова» — крупнейшим парусником мира) был в 21 раз (!) выше, чем наименьшего (еще деревянная голландская бригантина «Феникс»), показывает, что при любой системе гандикапа уравнять шансы на победу столь разных парусников даже внутри одного класса было бы очень трудно!
На старте в Гетеборге можно было видеть три судна, вооруженных кораблем: норвежский «Христиан Радик» (1937 год постройки), польский «Дар Поможа» (1909 г.; это — ветеран Операций Парус, участник и победитель еще самой первой, довоенной встречи 1938 г.) и самый маленький из кораблей мира — 41-метровый датский «Георг Стейдж» (1935 г.). Из «пяти сестер» — практически однотипных барков гамбургской постройки на этот раз был заявлен и пришел в Швецию только самый новый из них (1958 г.) — западногерманский «Горх Фок»; безусловно, он имел и лучшие ходовые и панировочные качества из всей шестерки.
Отметим сразу, что в минувшей Операции эти шесть «винджаммеров» играли роль главного украшения сбора парусников и основных участников парада в Осло. Гонка этих тяжелых, плохо лавирующих парусников не получилась из-за неблагоприятных ветровых условий — встречного ветра на старте и при прохождении Скагеррака. Суда слишком много времени затратили на преодоление пути до Фэр-Айла; первым его обогнул «Горх Фок», вторым — «Дар Поможа» (за что и был награжден специальным призом «Дельфин»), часть судов так и не успела обогнуть вообще — поступило указание гонку прекратить и полным ходом под машинами следовать в Хортен. После далеко не простых расчетов было объявлено, что первое место, как и следовало ожидать, занял «Горх Фок» с условным временем прохождения дистанции 4 дня 3 ч 12 мин. На последующих местах оказались имеющие большой выигрыш по гандикапу относительно легкие «Христиан Радик» (6 : 21 : 59) и «Георг Стейдж» (7 : 01 : 35). Главный приз Операции для судов класса А — Камень с мыса Горн — на этот раз решили не присуждать вообще.
К классу В на Операциях Парус относят все парусные суда, кроме вошедших в класс А, при одном условии: длина по КВЛ должна быть не менее 30 футов (9,15 м). Обычно их подразделяют на два «дивизиона» — две группы.
В данном случае в первую группу вошли 37 парусников «без спинакеров»; как правило, это были старомодные, чаще всего гафельные суда (могли участвовать и новые яхты, но без права несения спинакера!). Сюда же оказались включенными 10 шхун, малый условный тоннаж которых не позволил им войти в группу А; в их числе были, например, новые (1967—1968 гг.) английские трехмачтовые топсельные (марсельные) шхуны «Сэр Уинстон Черчилль» и «Малькольм Миллер».
И наконец, вторая группа класса В объединяла около 40 судов «со спинакерами», т. е. относительно современных крейсерских яхт с бермудским вооружением, чаще всего шлюпов.
Если говорить о том, как была представлена политическая карта мира, то надо отметить, что самую мощную эскадру выставила Англия: под ее флагом можно было видеть около 40 судов, заявленных в ту или иную из гонок. Подавляющая часть из этих судов участвовала во II гонке, наши яхтсмены встретились с ними впервые только в Осло. 16 судов несли флаг ФРГ, 5 — Нидерландов. Против ожидания очень слабо были представлены яхтенные флоты Скандинавских стран. Из-за океана пришло только одно судно — панамская гафельная шхуна «Эллида». Флаг Народной Польши представляли, кроме корабля «Дар Поможа» и гафельной шхуны «Зев Можа». 6 новых яхт.
Советский флаг несли четырехмачтовый барк «Крузенштерн» и бермудский шлюп — яхта «Рица»; это были самое крупное и самое малое из заявленных в гонки парусных судов. Подчеркнем, если «Крузенштерн» — учебное судно Министерства рыбного хозяйства СССР — участвовал в Операциях Парус в третий раз, то участие «Рицы» в гонках регаты было первым опытом советских яхтсменов (подробнее — см. статью В. 11. Гусева).
Спортивная часть — парусная регата — включала три гонки с отдельным зачетом по каждой из трех групп (класс А, В-1 и В-2).
I гонка. В 14.00 6 августа король Швеции Карл Густав дал старт первой и главной гонке. Стартовой линией протяженностью 1,8 мили служил створ между шведским эсминцем «Висберг», на котором держал флаг король, и огромным паромом «Стена Олимпика» под флагом СТА. Маршрут этой гонки: Гетеборг — о-в Фэр-Айл (обход левым бортом) — Осло-фьорд (финиш у маяка Фардер в р-не Хортена). Протяженность дистанции по генеральному курсу — 840 миль. В группе В-1 старт приняли 16 судов, финишировали 7, а в группе В-2 стартовали 16 и финишировали 15.
II гонка. Грейт-Ярмут (старт 9 августа) — Осло-фьорд (финиш в р-не Хортена). Дистанция — 480 миль. В эту гонку были заявлены только суда классов В-1 и В-2; в подавляющем большинстве (33 из 40) это оказались английские яхты, идущие на парад в Осло.
III гонка. Осло-фьорд (старт 23 августа) — Харидж. Дистанция 534 мили.
После трехдневной стоянки в Хортене — небольшом старинном портовом городке на западном берегу Осло-фьорда суда с вымпелами участников Операции построились для совместного перехода в Осло. Возглавил колонну «Христиан Радик» — судно-хозяин. За ним первым «по старшинству» встал «Крузенштерн». Следуя походным ордером в сопровождении почетного эскорта из норвежских военных кораблей, парусники 5-узловым ходом пошли на север — в глубь Осло-фьорда. Практически все суда этот 35-мильный переход проделали под машинами; к числу немногих, идущих под парусами, принадлежала «Рица».
На подходах к столице Норвегии морской парад участников Операции Парус с борта стоящей на якоре празднично украшенной флагами королевской яхты (довольно большой теплоход!) принимал король Улаф V.
Жители Осло, как и раньше жители Гетеборга и Хортена, очень радушно встретили парусные суда под флагами 12 стран мира. Нашей «Рице» было отведено место для стоянки на полуострове Бюгде — у наплавного причала, поставленного рядом с одним из знаменитых морских музеев мира. «Крузенштерн» ошвартовался в центре города — у почетного причала № 1, принимающего самые крупные лайнеры. На его борту побывали тысячи жителей Осло и приехавших сюда туристов. Немало гостей перебывало за эти дни и на 12-метровой «Рице», успех которой в главной гонке регаты высоко оценили ведущие спортивные обозреватели, освещавшие ход Операции в печати, по телевидению и радио.
В назначенный день и час экипажи собравшихся в Осло судов сошли на берег и колоннами, с развернутыми национальными флагами, прошли по центральным улицам этого 900-летнего морского города к зданию ратуши. Здесь — в огромном зале мэрии состоялась церемония награждения победителей первых двух гонок и Других состязаний Операции. Перед строем молодых моряков призы и медали вручал король Норвегии — когда-то президент Международного парусного союза и известный яхтсмен (олимпийский чемпион 1928 года в существовавшем тогда классе R6). По общим итогам главной части Операции Парус серебряный приз «Катти Сарк» был передай капитану шведской шхуны «Гладаи» Оквисту.
Во время пребывания в столице Норвегии молодые моряки знакомились с достопримечательностями города, многие осматривали выставленные в музее прославленные суда — «Фрам» и «Яоа» Нансена и Амундсена, «Кон-Тики» и «Ра» Тура Хейердала.
Участникам Операции Парус представилась редчайшая возможность видеть на ходу под парусами множество старинных деревянных гафельных рыболовных, транспортных и прогулочных судов-ветеранов, спущенных на воду в прошлом веке. Рекорд среди долгожителей принадлежал, очевидно, «Грёнланду»: год постройки его — 1867. Около полусотни старинных судов либо современных судов, стилизованных под старину, демонстрировал «Клуб Колина Арчера» (см. сборники №53 и №65), объединяющий почитателей таланта знаменитого норвежского конструктора (1832—1921 гг.).
В Гетеборге наши моряки впервые встретили и один из новейших парусников мира — только что вооруженную финскую 35-метровую бермудскую шхуну «Христина». Это очень нарядное судно с тремя красиво наклоненными в корму мачтами. «Христина» вышла в гонку, но почти сразу же с дистанции сошла и повернула на Осло.