Лодка становится более безопасной
Надувной цилиндрический рукав, сшитый из тонкой прорезиненной нейлоновой ткани и закрепленный к бортам небольшой лодки, придает ей ряд положительных качеств. Вопервых, лодка становится более остойчивой, так как при крене погружающаяся в воду часть баллона дает восстанавливающую силу, приложенную у самого борта. Во-вторых, увеличивается аварийная плавучесть — если лодку зальет водой или она перевернется, экипажу легче поставить лодку на ровный киль и откачать воду или добраться до берега. В-третьих, увеличивается запас плавучести. Наконец, надутый баллон может служить отличным кранцем, если лодка используется в качестве тузика для большого катера или яхты и часто находится у ее борта.
Установить и наполнить баллон воздухом можно в считанные минуты; снятый баллон несложно свернуть в компактный сверток, весящий 2—3 кг. Такие баллоны нескольких типоразмеров выпускают в Англии.
Для заделки пробоин
В США запатентовано устройство для временной заделки небольших пробоин в корпусах прогулочных судов, Устройство представляет собой трубу, на одном конце которой расположена цилиндрическая капсула с двумя уложенными одна в другую надувными емкостями, а на другом — баллон со сжатым газом (например, СО2). Цилиндрическая капсула через пробоину корпуса выводится наружу, в емкости подается газ, они надуваются и под действием давления воды плотно обжимают края пробоины. Кроме того, на поверхности трубы имеется резьба, по которой могут перемещаться упоры, обеспечивающие стабилизацию устройства на корпусе и затягивание надувных емкостей внутрь пробоины.
Программа Операции Парус-84
Для очередной XV Операции Парус запланирована «суперпрограмма», включающая две самостоятельные регаты — европейскую и трансатлантическую.
Флот № 2 1. VII выходит в совместное плавание из Норчёпинга (Швеция) во Фленсбург (ФРГ), где примет участие в торжествах, посвященных 700-летию города. 9.VII будет дан старт первой гонке Фленсбург — Фредериксхавн (Дания) для судов с длиной по КВЛ не менее 7,31 м. 17.VII начнется вторая европейская гонка по маршруту Фредериксхавн — Гринок (Англия) для судов с длиной по КВЛ не менее 9,14 м. Заключительным этапом будет совместный переход в Ливерпуль с прибытием 1.VIII.
Европейские суда, входящие во флот № 1, собирались в Сен-Мало (Франция) и 15.IV вышли в совместное плавание на Брест, где 18.IV был дан старт первой атлантической гонке на Лас-Пальмас (Канарские о-ва). Далее 3. V флот вышел на Бермуды, где соединился с южно-американскими участниками, вышедшими 20.V из Пуэрто-Рико. 2.VI будет дан старт общей гонке Бермуды — Галифакс (Канада), куда прибудет и североамериканский отряд, который 7. VI выйдет из Портсмута (шт. Нью-Гэмпшир). Из Галифакса флот пойдет на Гаспе (Канада) и далее на Квебек, откуда вернется в Сидни (пров. Нов. Шотландия). Заключительным этапом будет большая трансатлантическая регата Сидни (старт 11.VII) — Ливерпуль, где и состоится торжественный парад всех участников.
Советские суда на Операции Парус-84
3 марта в Ленинградском порту на палубу теплохода «Бобруйсклес» были погружены две яхты, знакомые читателям журнала по отчету о предыдущей XIV Операции, — «Флора» и «Новик».
Как сообщил капитан «Флоры» Виктор Гусев, ледовая обстановка не позволила идти в Сен-Мало своим ходом. 16 ленинградским яхтсменам предстоит — первыми из советских яхтсменов — пересечь Атлантику (и притом дважды) под парусами.
Руководителем похода идет Евгений Гаврилов, капитаном «Новика» — Борне Орехов.
В гонке Сидни — Ливерпуль примет участие барк «Крузенштерн» (капитан Г. В. Коломенский).
По сообщениям нашей печати, лучшими в своем «дивизионе» (17 яхт под флагами семи стран) на первом этапе были «Флора» (1-е место) и «Новик» (2-е). Старт этому дивизиону был дан 17. IV в Плимуте. 2.V яхты вышли во второй этап трансатлантической гонки — на Бермуды.
Женщины в океане
В «Катерах и яхтах» № 103 сообщалось о выходе в кругосветное плавание в одиночку 47-летней учительницы из Саутгемптона Маргарет Хикс. Яхтсменка успешно преодолела Атлантику, прошла Панамский канал и вышла в Тихий океан, намереваясь к концу 1983 г. достичь берегов Австралии. Однако в начале октября пришло сообщение с острова Муреа, архипелаг Таити, о том, что в полумиле от этого острова ее 6-метровый шлюп «Энонимос Бэй» был случайно протаранен рыболовным судном и утонул на 18-метровой глубине. Мисс Хикс была подобрана на борт судна и высажена на берег. Связавшись со спонсорами — пинией контейнерных перевозок OCL, она получила от них гарантии на оплату новой яхты для продолжения плавания.
Последние годы были особенно «урожайными» на рекорды в Атлантике, которую пересекали мужчины на яхточках длиной 3,2; 2,9 и наконец 1,8 м (см. «КЯ» №107). А женщины? Есть среди них такие же отважные мореплаватели? Есть. Сейчас рекорд принадлежит 33-летней англичанке Рози Свейл, которая совершила переход из Уэлса в Нью-Йорк на 5,1-метровом тендере за девять недель. Время путешествия, конечно, не существенно; важно, что яхта Рози Свейл является самым маленьким трансатлантиком, которым когда-либо командовала женщина.
Кстати, Свейл до этого плавания совершила путешествие вместе с мужем и двумя маленькими детьми из Англии в Австралию и обратно на крейсерском парусном катамаране и написала об этом плавании книгу, которая стала бестселлером.
Любимый аттракцион
На берегах флоридского озера Сандфорд всегда собираются толпы отдыхающих, когда с показательными выступлениями на воду выходит любимица самых юных американцев белка Твигги. Хозяину удалось, хотя это и считается невозможным, приучить ее к воде. И теперь белка уверенно катит на двух маленьких, но самых настоящих водных лыжах за управляемым на расстоянии небольшим катерком. Иногда Твигги падает в воду, но нисколько этого не пугается.
Марафон вокруг Австралии
Если европейские водномоторники уже хотя бы раз замкнули кольцо вокруг Британии, то для австралийских спортсменов обогнуть континент на моторном катере остается заветной целью.
В прошлом году потерпела неудачу очередная попытка, предпринятая Питером Мидлтоном. Он вышел из Сиднея на гоночном катамаране «Кугэ Кэт 900», оснащенном двумя дизелями «Фиат», рассчитывая завершить «австралийскую кругосветку» за минимальное число ходовых дней и тем самым — установить начальную точку отсчета для последующих рекордов.
Однако вскоре после выхода в океан «забарахлили» двигатели, а затем его противником стала стихия. Сильный ветер погнал с океана растущие волны, идти дальше было нельзя. После недели ожидания улучшения погоды Мидлтон вынужден был отказаться от продолжения путешествия.
Водно-моторный спорт и Олимпиада
Известный читателям «Катеров и яхт» экс-чемпион мира в гонках на океанских катерах и обладатель многих рекордов Боб Нордског («Железный Боб»), являющийся сейчас издателем журнала «Пауэрбоутинг», стал инициатором большого водно-моторного события, связанного с олимпийской кампанией в США. В середине января в Сан-Франциско стартовало несколько десятков катеров, чтобы в течение двух суток (с остановкой на ночлег в Монтерее) пройти 500 км и финишировать в Лонг-Биче.
От обычных соревнований эта гонка отличалась тем, что в ней участвовали скорее не спортсмены, а американские катеростроительные фирмы. Каждая фирма вместе с солидным стартовым взносом в 25 тыс. долларов могла выставить только по одному катеру данной модели. Размеры катеров могли быть самыми различными от 9 до 13,5 м, а чтобы сделать результаты соревнования объективными, на всех катерах были поставлены одинаковые механические установки «Меркруйзер-370» мощностью по 370 л. с. Рекламировать свою продукцию фирмы пригласили ведущих гонщиков страны и чемпионов мира; не скупясь оплачивали телевизионные и киносъемки. Организаторы регаты в Лонг-Биче, как известно, испытывающие недостаток средств, получили от водно-моторников около полумиллиона долларов.
Еще о «Железном Бобе»
Один из старейших водномоторников мира Боб Нордског решил отметить свое 70-летие очередным спортивным достижением, тем более, что при любви американцев к различного рода рекордам подобрать «подходящий вариант» не представляет большой сложности.
Ранним майским утром прошлого года 12-метровый гоночный катер «Пауэрбоут Спейшл» (типа «Сигареты-39»), оснащенный двумя «Мерк-руйзерами-370», с двумя тоннами бензина на борту и Бобом Нордскогом за рулем вышел из Сан-Фелипе, что расположен в глубине Калифорнийского залива, чтобы финишировать в городке Лэ-Пзс у выхода из залива. Выбор этого 1000-километрового маршрута не случаен: было известно время, которое потратили на продвижение вдоль Калифорнии 400 лет назад корабли завоевателей Мексики под предводительством Эрнана Кортеса. Почти 10 недель длилось это плавание, прежде чем испанцы убедились, что идут по заливу.
В 1972 г. Боб Синклер на прогулочно-туристском катере типа «Мариехолм», оснащенном 120-сильным двигателем «Больво-Пекта», преодолел это расстояние за трое суток, затратив чистого ходового времени 14 ч и 6 мин. Знаменитая гонщица и трехкратная чемпионка мира Бетги Кук улучшила результат Синклера на 1,5 часа, избрав для своего марафонского пробега В,7-метровый гоночный катер с двумя мощными подвесными моторами «Меркюри», Так родился еще один маршрут для водно-моторных рекордов.
Через 7 часов после выхода из Сан-Фелипе Нордскогу пришлось сбросить газ на мчащемся со скоростью 105 км/ч катере: подул встречный ветер, с океана пошла крупная зыбь, которая временами выбрасывала катер в воздух, а затем накрывала его пеленою брызг. Дальнейшее плавание не имело смысла: на более низкой скорости рассчитывать на побитие рекорда не приходилось, и «Сигарета» завернула в ближайшую гавань.
На второй день ветер успокоился, зыбь прошла, и «Пауэрбоут Спейшл» ринулся наверстывать упущенное время. Условия позволяли поддерживать скорость 115—120 км/ч и уже через 3 часа Нордског был в Ла-Пасе. Рекорд 70-летнего юбиляра состоялся: 606 миль — за 10 ч 34 мин.