Массовый туризм — одна из примечательных особенностей советского образа жизни. Будучи доступной «всем возрастам» формой активного отдыха, туризм позволяет наиболее рационально использовать свободное время, способствует укреплению здоровья, дарит ничем незаменимое общение с природой. Исключительно велики познавательная ценность и воспитательное значение туристско-экскурсионных мероприятий, дающих возможность глубже познать героическую историю Родины, воочию увидеть грандиозные свершения народов советской страны.
Благодаря повседневной заботе партии и правительства на расширение материальной базы туризма выделяются огромные средства. Это дало возможность благоустроить целый ряд турбаз, развернуть строительство новых туристских объектов, расширять географию туризма. Трудящимся предлагаются 14 500 всесоюзных и местных туристских маршрутов, пролегающих практически по всем районам страны. В числе этих плановых маршрутов — пешеходные и лыжные, велосипедные и автомобильные, путешествия на санных упряжках, на пролетках и верхом; к услугам туристов самолеты, автобусы, поезда, морские и речные лайнеры, плоты и лодки. Словом, выбор велик. А приобретение нужной путевки — в том числе и семейной — благодаря помощи трудовых коллективов также не представляет проблемы. Цифры поистине впечатляющие: в прошлом году, например, туристско-экскурсионные организации профсоюзов обслужили 35,2 млн. плановых туристов и 195,4 млн. экскурсантов.
Однако и при столь широком размахе туризма планового существует и с каждым годом растет армия туристов самодеятельных. В повестку дня становятся вопросы обеспечения их безопасности и снабжения всем необходимым, охраны природы и регулирования туристских потоков, чтобы не было в одних местах слишком густо, а в других — пусто.
Большинство наших читателей составляют именно самодеятельные туристы-водники. Ежегодно тысячи и тысячи самостоятельно организованных плаваний совершаются на байдарках, надувнушках, плотах, самых различных и зачастую самодельных разборных и неразборных лодках. За последние десять лет получил развитие парусный туризм (и, добавим, возник целый ряд организационных вопросов, связанных с безопасностью на воде). Однако, если говорить о самой массовой категории участников ежегодных плаваний, то и сегодня это никак и никем не организованные водномоторники из числа то ли 1,5, то ли 2 млн. судоводителей-любителей, т. е. владельцев мотолодок и катеров. Они лишь эпизодически (и далеко не все) совершают плавания, которые можно отнести к туристским, однако и замалчивать существование этой категории туристов нельзя. Если существует официально признанный туризм на мотоциклах и автомобилях, то не меньшее право на жизнь и на заботу туристских органов имеет и туризм на мотолодках и катерах.
Десять лет назад у нас в журнале (№ 42; 1973 г.) выступал зам. пред. ЦСТЭ (Центр, совета по туризму и экскурсиям) тов. В. Смирнов. Отвечая на вопросы, поднятые в редакционном обзоре писем под названием «Водно-моторный туризм», он говорил о том, что местные советы ТЭ уделяют большое внимание развитию ВМТ, что в составе центральной секции водного туризма с 1962 г. работает комиссия по ВМТ, что туристские хозяйства уделяют внимание организации отдыха транзитных туристов-водномоторников и т. п. Нам и тогда представлялось, что положение далеко не столь благополучно, как могло показаться из ответа В. Смирнова. А письма, приходящие в редакцию, убеждают в том, что с тех пор положение, мягко говоря, не улучшилось.
Назрел, стал просто необходимым разговор о путях развития самодеятельного водного туризма. На вопросы, отобранные из числа наиболее часто задаваемых читателями «Катеров и яхт», отвечают начальник Управления самодеятельного туризма ЦСТЭ Вячеслав Иванович Симаков и председатель комиссии водного туризма Федерации туризма Виктор Николаевич Григорьев.
«КиЯ»: Большинство наших читателей убеждено, что самодеятельный туризм — полная свобода действий во всех отношениях. Человек, семья, группа приятелей — проводит плавание на свой страх и риск. Руководитель — избран самой группой; это явно ее неформальный лидер. Маршрут выбрали сами, сами же вольны изменять его. Вольны в зависимости от погоды или урожая ягод стоять, сколько хочется и где хочется. Согласитесь, что такое плавание, свободное от заранее утвержденной схемы и обязательного отчета, имеет свои неоспоримые плюсы!
В. СИМАКОВ: Плюсы эти могут проявиться только при одном условии. Если есть гарантия, что этот неформальный лидер действительно обладает достаточным опытом туриста-руководителя, если группа достаточно дисциплинированна и хорошо подготовлен на, а материальная часть соответствует реальной сложности маршрута. Увы, такое счастливое сочетание случайно встречается далеко не часто. На сегодня значительная часть самодеятельных путешествий проводится безответственно, зачастую — с нарушением элементарных норм и правил безопасности. По нашей статистике значительная часть самодеятельных путешествий — это водные путешествия, особенно опасные, сложные организационно. Вот почему я бы ответил вашим читателям так.
Самодеятельный туризм это не значит что хочу, то и делаю, плыву куда хочу, с кем, на чем и как хочу. Это далеко не так. Самодеятельный туризм это, прежде всего, тоже организованный туризм. Да, без путевок. Но у каждой группы есть своя маршрутная книжка. Прежде чем выпустить группу, проверялась пригодность и правильность подбора ее снаряжения. Проверено знание маршрута, умение обеспечить необходимую безопасность, готовность к проведению спасательных работ. Проверена обеспеченность картами, продуктами, медикаментами. И только после положительного заключения маршрутно-квалификационной комиссии эта группа получила право выйти именно в этот поход и в обусловленные сроки. Повторяю: вызвано это в первую очередь соображениями безопасности. И такой порядок продиктован едиными, для всех обязательными «Правилами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР», утвержденными постановлением коллегии ЦСТЭ 25 января 1983 г.
Такова генеральная линия: все самодеятельные плавания должны проводиться в соответствии с этими правилами и под контролем туристской общественности. Вот почему мы всячески приветствуем организацию любых туристских объединений — секций, клубов, кружков. Вот почему мы против «абсолютной свободы», чаще всего приводящей к опасному авантюризму.
«КиЯ»: Насколько мы можем судить по редакционной почте, эти обязательные «Правила» далеко не всем известны. Где можно ознакомиться с ними? Какая ответственность возлагается «Правилами» на руководителя самодеятельной группы? Не спокойнее ли руководителю идти без всякого оформления — «дикарем»?
В. ГРИГОРЬЕВ: С «Правилами» можно ознакомиться в любом турклубе, напечатаны они и в журнале «Турист» (№ 6, 1983 г.). Подчеркну, они единые для всех видов туризма, в том числе и для водного. За любое ЧП отвечает руководитель. До сих пор эта ответственность, как правило, уголовной не была. Считалось, что руководитель группы — не должностное лицо. Однако не так давно один из районных судов гор. Москвы, рассматривая дело по обвинению руководителя туристской группы Спортивного клуба Академии Наук СССР Гориловского в халатном отношении к своим обязанностям и подлоге при оформлении маршрутных документов, признал его таковым (см. журнал «Турист» № 1 за 1984 г.).
В. СИМАКОВ: Паше управление самодеятельного туризма считает, что руководитель должен нести ответственность за нарушения «Правил», особенно — за нарушения, которые привели к травмам или гибели людей. Да, действительно, из-за неподготовленности, авантюризма руководителя группы Гориловского в 1983 г. на Кольском полуострове погибло пять человек. Он был осужден на три года, однако некоторые представители Федерации туризма не нашли ничего лучше, как писать ходатайства с просьбой отменить приговор. Не приведет ли все это к увеличению числа «диких» групп из-за боязни ответственности? Конечно, нет. Проводя путешествия «диким» путем, т. е. без маршрутной книжки и оформления, руководитель точно так же будет нести уголовную ответственность за гибель людей. Это тоже отражено в тех же «Правилах».
«КиЯ»: Куда же должен обратиться «дикий» турист, чтобы стать организованным? Какими правами он будет обладать?
В. ГРИГОРЬЕВ: Чтобы стать «организованным», достаточно обратиться в ближайшую маршрутно-квалификационную комиссию по месту жительства или работы. Права и обязанности оговорены в «Правилах». Их довольно много, но это права и обязанности, так сказать, внутренние — внутри своей группы. Каких-либо ощутимых преимуществ во взаимоотношениях с местными органами власти, милицией, транспортом и т. п. организованный турист не имеет.
«КиЯ»: Вот, кстати, очень важный вопрос о контроле за «дикими». Один только пример. Книга Евгения Федоровского «Свежий ветер океана», вышедшая в 1982 г., вызвала немало вопросов у читателей журнала. В частности: кто мог выпустить в море — на Северный морской путь — самодеятельных мореплавателей без карт и лоций, без рации на борту, на крохотном фанерном катере? Кто компенсировал затраты на их поиск? Разве не ясно было, что такое «плавание» является чистейшей авантюрой?
В. ГРИГОРЬЕВ: Это основной вопрос. И не нужно было бы никого «организовывать», если бы не забота о безопасности! Как регулировать поток «диких» групп? Как, кому, где и когда контролировать их подготовку? Как оценивать опыт участников, если нет никакого оформления их предыдущих походов? Все это далеко не просто. Что касается авантюры, описываемой Е. Федоровским, то, уверен, что туристские организации здесь ни при чем, туристская общественность такой поход никогда бы не поддержала. Признаки авантюры, вообще-то, определяются не по исходу, а по существу. Разумные требования коллективного опыта обобщены в существующих «Правилах». Если проводимое мероприятие не отвечает хотя бы одному из перечисленных в них требований, это — авантюра, как бы благополучно в каком-то конкретном случае она не закончилась. А организации, соглашающиеся безответственно предоставить свой флаг, а иногда и средства для проведения авантюр, еще находятся. Итак, и этот случай подтверждает: нужен контроль, строгий контроль туристской общественности! И чем сложнее маршрут, тем строже должен быть заслон на пути «диких» групп!
«КиЯ»: Прокомментируйте, пожалуйста, письмо москвича А. Багрова: «Я плаваю со своими друзьями, которые работают не в одном со мною месте. И я понимаю товарищей из нашей профорганизации, не желающих брать на себя обязательства «выпускающих группу», поскольку в составе ее только один их представитель. Так мы и плаваем неорганизованными, не имеем ни маршрутных книжек, ни соответствующих зачетов и разрядов, хотя опыт плавания накопили немалый». Как можно оформить такую сборную группу?
В. ГРИГОРЬЕВ: В пункте 2.1.1 «Правил» перечислены организации, которые могут организовывать и проводить самодеятельные туристские походы. Как видите, их достаточно много. Там же, в п. 2.1.1 указано, что комплектование туристской группы, как правило, производится из членов одного коллектива физкультуры или ДСО, т. е., если члены сборной группы принадлежат к одному обществу, их выпустит соответствующее подразделение ДСО, а если к разным, — территориальный совет по туризму. Вопрос это действительно сложный, поскольку те же «Правила» налагают на оформляющую поход организацию определенные обязательства. Неудивительно, что некоторые председатели профкомов, советов ДСО и советов по туризму не всегда отваживаются подписывать маршрутные документы на походы сборных групп. Бывает, что сборной группе приходится искать плохо осведомленного председателя, чтобы подписать у него за^ явочную книжку.
«КиЯ»: По традиция, сохранившейся со старых «безмоторных» времен, туристами-водниками считают только тех, кто гребет или, на худой конец, сплавляется по течению. Байдарочники находятся под покровительством туристских организаций, им дают разряды, для них проводят соревнования. А вот от водномоторников все отмежевываются. Кто на сегодня призван ими заниматься как туристами?
В. ГРИГОРЬЕВ: Управление самодеятельным туризмом и наша комиссия занимаются теми видами водного туризма, которые перечислены в цитированных выше «Правилах», т. е. туризмом на плотах и гребных судах, а также, в порядке эксперимента, на разборных туристских судах под парусом. Справедливо, на мой взгляд, было бы сделать и следующий шаг — узаконить водно-моторный туризм. Однако ВМТ имеет такое же отношение к существующим видам водного туризма, как автотуризм к пешеходному. В принципе, как и автомототуризм, ВМТ может быть признан и оформлен как самостоятельный вид туризма.
В. СИМАКОВ: Кстати сказать, культивировать ВМТ — не такая простая задача, как это может показаться на первый взгляд. Это, прежде всего, создание причальных мест — стоянок, оборудование заправочных станций и мастерских по ремонту лодок и моторов. Сделать всю сеть этих сооружений рентабельной очень сложно. Да такой объем работы нам пока просто не под силу. Мы не можем закрыть глаза и на тот факт, что выпускаемые сегодня подвесные моторы далеко не совершенны, являются источниками загрязнения водоемов и воздушного пространства. Поэтому, культивировать ВМТ — значит способствовать загрязнению окружающей среды.
«КиЯ»: На наш взгляд, признание и организация самодеятельных туристов-водномоторников, контроль за их маршрутами, за подготовкой их техники, — только способствовали бы охране среды. Разве тут нет аналогии с автотуризмом?
В. СИМАКОВ: Аналогия может быть и есть, но велика и разница. Ведь автомобилисты давно уже объединены своим всесоюзным добровольным обществом. Постройка дорог, мотелей, мастерских, заправочных станций для них — дело, планируемое в государственном масштабе. Поднятый вашими читателями вопрос очень сложен.
«КиЯ»: Существует ли сейчас эта комиссия по ВМТ? Как замыкаются на Федерацию туризма работающие на местах комиссии по крейсерским плаваниям?
В. ГРИГОРЬЕВ: На сегодня никакой комиссии водно-моторного туризма не существует, поэтому с местными комиссиями по крейсерским плаваниям, кое-где работающими в системе ДОСААФ, мы никакой связи не имеем.
«КиЯ»: Как вы относитесь к проблеме изъятия из «Единой спортивной классификации» дальних спортивных плаваний на мотосудах?
В. ГРИГОРЬЕВ: Единственным побудительным мотивом для оформления многих «диких» походов была система разрядных норм и званий по туризму в рамках ЕСК. Однако в 1983 г. решением Спорткомитета туризм вообще был выведен из ЕСК и пока возвращен обратно только до уровня I разряда. Это решение, касающееся не только ВМТ, подрубило основу существования многих туристских секций в коллективах физкультуры ДСО! Думаю, этот вопрос заслуживает самого широкого обсуждения.
«КиЯ»: Может ли водномоторник, совершающий плавание, остановиться в районе турбазы и рассчитывать на ее гостеприимство?
В. СИМАКОВ: По нашим правилам 10% мест на турбазах должны предоставляться самодеятельным туристам, в том числе и путешествующим на моторных лодках. Водномоторники могут пользоваться гостеприимством турбаз, получить напрокат палатку, раскладушку, принадлежности для разведения костра, купить талоны на питание. К сожалению, все наши базы на сегодня лишены возможности предоставить оборудование и охраняемые причалы, техническое обслуживание. Трудно даже сказать, где сооружение таких объектов могло бы быть рентабельным.
«КиЯ»: На наш взгляд большую опасность представляет безответственное восхваление некоторыми печатными органами паруса, неправомерное противопоставление его подвесному мотору и даже веслам. Как вы относитесь к этому вопросу?
В. ГРИГОРЬЕВ: Парусным туризмом наша комиссия занимается пока лишь в порядке эксперимента — с целью накопления материала для возможного включения в дальнейшем парусного туризма в «Правила». Безответственное восхваление паруса, противопоставление его мотору и веслу, безусловно, опасно. Парус можно ставить только на судах, подходящих и специально оборудованных; экипаж должен иметь необходимый опыт. Не всюду и не всегда парус можно поднимать. Тут я с вами совершенно согласен. Накопление материала идет крайне медленно. По объективным данным, на сегодня количество туристов-парусников очень мало и недостаточно для включения парусного туризма в «Правила» как самостоятельного вида. Число организованных парусных групп, проходящих, например, через Московскую МКК, весьма скромно, по сравнению с общим числом регистрируемых групп туристов-водников. О массовости туризма под парусами говорить еще рано. Тут многое еще предстоит сделать.
В. СИМАКОВ: Сделать, я бы добавил, общими усилиями. Хотя уже сейчас для парусников, байдарочников и плотовиков двери наших организаций открыты. Туристские клубы, туристские секции при ДСО, советы коллективов физкультуры, советы по туризму всегда окажут содействие, ознакомят с Правилами, помогут оформить поход.
Мы высоко ценим роль в развитии водного туризма таких журналов, как «Турист» и «Катера и яхты». Ждем, однако, что вы будете более активно пропагандировать необходимость соблюдения «Правил», будете поднимать на щит только хорошо, правильно организованные самостоятельные плавания — с минимумом риска, максимумом пользы. Нам сообща предстоит немало сделать по всемерному повышению культуры поведения самодеятельных туристов-водников, вовлечению в «туристский оборот» новых маршрутов, улучшению природоохранной деятельности.