Финскому водно-моторному спорту, ныне хорошо известному за рубежами нашей небольшой страны, уже около 60 лет. Инициатором его развития был Водно-моторный клуб Финляндии, а высшим органом этого вида спорта является основанный 45 лет назад Водно-моторный союз Финляндии (SMVL).
До 1973 г. или, иначе, до начала энергетического кризиса в стране ежегодно проводилось около 25 самых различных соревнований, в которых регулярно участвовало около 400 водномоторников. После повышения цен на топливо количество спортсменов, занимающихся этим видом спорта и особенно — маршрутными гонками, резко сократилось. Достаточно сказать, что в 1975 г. было проведено только 10 соревнований, а участвовало в них не более 100 человек.
В последнее время интерес к водно-моторному спорту стал возрождаться, хотя и до сих пор по показателям массовости он еще не достиг докризисного уровня.
Летом 1983 г. в соревнованиях внутри страны участвовали гонщики, выступавшие на 25 спортивных мотолодках классов SC, SD, SE, на 18 скутерах классов ОА и ОС и 22 катерах открытого моря класса Offshore-III. Кроме того, проводились соревнования в таких национальных и «общескандинавских» классах, как OSB (15 судов), «25 л. с.» (15 судов) и «Сир».
Среди спортивных мотолодок и катеров открытого моря наиболее распространены двухкорпусные суда. В нашей стране много отличных строителей катамаранов, но все суда, построенные ими, ходят под импортными моторами (в основном японскими), так как сейчас финская промышленность подвесные моторы не выпускает.
Уровень спортивных достижений гонщиков страны Суоми довольно высок. На чемпионатах Европы наши водномоторники обычно занимают третьи-четвертые места. В 1983 г. у нас появился и первый чемпион мира по водно-моторному спорту — это Киммо Вестерберг, который в паре с Томми Вестербергом завоевал первое место в проходивших в Котке гонках катеров открытого моря класса III. И тем не менее спортсменов международного класса у нас еще мало, проводимые в стране соревнования не имеют широких масштабов и не привлекают массы болельщиков.
Все большее значение для развития нашего водно-моторного спорта имеют гонки на прогулочно-туристских судах, привлекающие владельцев лодок, ранее далеких от спорта. Культивируются два вида соревнований. Первый — гонки на дистанции около 20 миль по типу ралли: спортсменам необходимо пройти за определенное время заранее проложенный на карте маршрут по обусловленному графику; такие ралли проводятся у нас вот уже десять лет.
Второй вид соревнований — марафонские крейсерские гонки, во время которых спортсмены должны за заранее оговоренное время (несколько этапов в течение 3—6 суток) пройти как можно большее расстояние. Такие гонки имеют свою историю — проводятся около тридцати лет с участием спортсменов Скандинавских стран, поэтому носят название «Скандинавские ралли» (одобрены Международным союзом УИМ в качестве международных).
Конечно, относительно дорогой путь на общеевропейские соревнования, наше короткое северное лето и главное — высокие цены на топливо и оборудование сдерживают развитие водно-моторного спорта в стране, тем не менее в целом мы в нашем союзе сделали вывод, что для увеличения числа увлекающихся водно-моторным спортом имеются достаточные резервы.
В следующем четырехлетии задача состоит в том, чтобы довести количество соревнований до уровня начала 70-х годов, а количество водномоторников в стране — минимум до 200. Этой цели мы предполагаем достигнуть созданием новых молодежных классов и воспитанием новых мастеров, повышением числа гоночных трасс и постройкой специализированной водно-моторной спортивной базы (она уже находится в стадии разработки). Мы намерены создать все условия для проведения тренировок ведущих гонщиков на самом высоком уровне, чтобы достичь еще больших успехов на международной арене.