Девятнадцатый по счету 24-часовой марафон в Руане проводился в свои традиционные сроки — 1 и 2 мая. На этот раз самая продолжительная в мире гонка водномоторников по круговой дистанции протяженностью 2,5 км вокруг острова Иль Лакруа на Сене привлекла рекордное число участников. В общей сложности стартовало 50 судов семи различных классов, в том числе — трех международных: ОЕ (гоночные суда — скутера с подвесными моторами рабочим объемом цилиндров от 700 до 850 см3), SE (спортивные суда — мотолодки с моторами такого же объема) и R3 (гоночные суда — глиссеры со стационарными двигателями объемом 1500—2000 см3).
Соревнования, которые давно уже завоевали репутацию самого жесткого экзамена — проверки надежности двигателей, корпусов, оборудования судов и выносливости гонщиков, привлекли новых покровителей, в частности всемирно известную табачную фирму «Джон Плэйере Спейшл». Спонсоры марафона предоставили организаторам довольно значительные средства, необходимые для аренды территории и помещений, приобретения горючего, оплаты спасательной службы и т. п. Огромные суммы пошли на рекламу. Ход гонки освещался исключительно широко: многочисленным поклонникам водно-моторного спорта Западной Европы были адресованы специальные выпуски газет, телевизионных и радиопрограмм.
Абсолютными победителями соревнований стала «тройка» французских гонщиков — Дидье Жоссим, Жерар Бартелемю и Джон Клод Роже. Поочередно сменяя друг друга за рулем катамарана класса ОЕ (корпус английской фирмы «Буржесс», мотор «Джонсон»), за 24 часа они сделали 542 полных круга, т. е. прошли 1951 км). Это, однако, не является рекордом трассы на Сене, так как в прошлом 19В1 г. Ренато Молинари успел пройти на 125 км больше, развив среднюю скорость 81,3 км/ч. Впрочем, погода на этот раз не способствовала достижению высоких скоростей. Сильный холодный ветер развел на реке крутые волны, срывал легкие суденышки с их гребней. Это требовало огромного напряжения от водителей, особенно у тех, кто вел скоростные суда в ночные часы. Примечательно, что даже когда истекал последний 24-й час марафона, на трассе оставалось больше половины стартовавших судов: это, без сомнения, свидетельствует о совершенствовании техники и мастерства водителей, по сравнению с прошлыми соревнованиями.
Учитывая сложность подобной гонки в экстремальных условиях, его участники на общем предстартовом собрании единогласно приняли несколько новых «своих» условий, не записанных ни в положении, ни в гоночной инструкции. Два из них и послужили причиной для многочасового спора между судейской коллегией и гонщиками уже после финиша. Первое спорное условие заключалось в том, что было решено снимать по 25 кругов с итогового результата тех спортсменов, которые ночью не включали габаритные огни на своих лодках (такие огни должны четко обозначать ширину судна и быть видны как с носа, так и с кормы). Вторым условием гонщики договорились учитывать результаты только тех экипажей, которые остались на дистанции на момент окончания 24-го часа; напомним, что ранее зачет велся по числу пройденных кругов независимо от того, когда экипаж прекратил соревнование.
От второго «правила» должен был пострадать, в частности, прекрасно выступивший экипаж итальянского катамарана класса R3, возглавляемый Карло Коломбо. Итальянцы лидировали с самого старта марафона и почти до самого его конца: их лодка остановилась за несколько минут до того, как был спущен шахматный флаг, что обозначало прекращение гонки. Они прошли 539 кругов — всего на 3 меньше, чем победители, но... по новому условию Коломбо, Валдано и Савиоли получали не 2-е место, а «баранку» — ноль в таблице результатов.
Бурю протестов со стороны французских болельщиков вызвало вытекающее из первого условия решение «оштрафовать» на 25 кругов экипаж Жана Пьера Мазурье за то, что ночью он не включил кормовые габаритные огни. Французскому экипажу, завершившему соревнование с 520 кругами за кормой их катамарана, пришлось бы при этом распрощаться со званием победителей в своем классе SE и спуститься на две-три строки ниже. В решение вопроса включились влиятельные спонсоры. Почти два часа заседало жюри. Несколько его членов, возмутившись, покинули скандальное заседание. Тем не менее судьи пересмотрели свое первоначальное решение и экипажи Мазурье и Коломбо получили 2-е и 3-е места, завоеванные ими в труднейшем марафоне.
Правила соревнований предусматривают ограничение максимального объема двигателей с тем, чтобы обеспечить безопасность участников, выступающих на облегченных сверхбыстроходных судах. И все же некоторые гонщики попытались найти лазейки в правилах классификации и постройки гоночных судов с тем, чтобы получить определенные преимущества в скорости. Наибольшего эффекта в этом добился Ренато Молинари, который, как известно, выигрывал Руанский марафон три года подряд — начиная с 1979 г. (дважды в классе ОЕ, т. е. с подвесным мотором, и один раз на глиссере R3 с двигателем «Фиат»). На этот раз он поставил на свой катамаран двигатель («головку») от гоночного подвесного мотора «Меркюри» объемом 2000 см3, который передавал вращение на гребной винт через угловой редуктор и поворотно-откидную колонку. Таким образом знаменитому гонщику и конструктору удалось получить глиссер того же класса R3, но с очень легкой стационарной установкой. Расчет его и заключался в том, чтобы добиться абсолютной победы за счет преимущества в удельной мощности двигателя, по сравнению с другими глиссерами, и запаса рабочего объема двигателя в 1150 см3, по сравнению с судами, оснащенными самыми мощными подвесными моторами (т. е. класса ОЕ). Этот запас, конечно, превышал потери мощности в трансмиссии в двух угловых редукторах.
Однако именно недостаточная надежность передачи мощности на гребной винт спутала расчеты итальянца. Экипажу, возглавляемому его сыном — Анджело Молинари, пришлось несколько раз останавливаться для регулировки глиссера в самом начале соревнования, однако он сумел занять лидирующее положение. На 23-м часу гонки он опережал будущих победителей Жоссима — Бартелемю — Роже на 15 кругов, но... ему пришлось сойти с трассы из-за поломки редуктора.
В первые часы гонки сильную конкуренцию итальянцам составил «Летучий Голландец» — Кеес Ван дер Велден, выступавший на катамаране собственной конструкции с подвесным мотором «Джонсон». Он вынужден был поддерживать опасный для двигателя максимальный режим работы. Дважды мотор выходил из строя. Дважды голландец за считанные минуты сменял поршни на «Джонсоне», демонстрируя блестящее мастерство механика. Тем не менее эти остановки «съели» несколько драгоценных минут; голландский катамаран завершил гонку только четвертым.
На трассе марафона вновь появился итальянский гонщик Фабио Баззи — обладатель мирового рекорда скорости для судов с дизельным двигателем. В 1981 г., выступая в Руане на катере с дизелем «Мерседес Нанни», он финишировал вторым, однако на этот раз его преследовали неудачи — тот же дизель на том же катере работал плохо. Он постепенно утрачивал свои позиции и смог финишировать только 12-м.