Традиционные 24-часовые гонки спортивных и гоночных моторных судов в Руане в этом году были поистине выдающимся событием водно-моторного сезона европейского континента. Этому послужили две причины. Во-первых, за 20-летнюю историю этих , соревнований впервые собралось такое большое число участников — 53 экипажа, причем 51 из них остался в гонке по прошествии первого часа, что весьма редко случалось ранее. Во-вторых, победа была одержана с минимальным отрывом от экипажа, занявшего второе место.
Абсолютным победителем стал бельгийский экипаж в составе Франсуа Джинса, Яна Ван Боккла и Роджера Робина, занявший первое место в классе Т1 (с однокорпусными обводами и серийным нефорсированным подвесным мотором рабочим объемом 700—850 см3) на мотолодке типа «Пиранья» с мотором «Меркюри». Они вышли вперед в последние 90 минут после того, как в течение предыдущих 16 с лишним часов устойчиво удерживались на 2-м месте примерно в 50 м за кормой лидера.
Финишную линию, однако, первым пересек скутер-катамаран конструкции «Велден-Корморан» класса ОЕ (рабочий объем форсированного мотора 700—850 см3) с подвесным мотором «Джонсон», управляемый посменно французами Жаном-Пьером Мазурье, Жаном-Клодом Боутье и Реми Жюльеном. Они фактически лидировали всю гонку, начиная со старта за исключением трех часов (14, 15 и 16-го), когда были вынуждены пропустить соперников вперед, устраняя течь в топливном баке и перебои в работе системы зажигания. Затем французы наверстали упущенное, но в течение 22-го часа потеряли целых пять кругов, исправляя новые неполадки в моторе. После 20-минутной задержки на берегу «Корморан» был вновь спущен на воду и французы немедленно бросились в погоню за ушедшими вперед бельгийцами. По мере того, как электронные часы отсчитывали последние минуты гонки, расстояние между соперниками сокращалось, и на последнем круге катамаран вновь был впереди «Пираньи», Мазурье первым получил отмашку шахматным флагом.
Тем не менее победителями стали бельгийские спортсмены. Официальный протест представителя французской команды даже не рассматривался жюри, так как по правилам этих соревнований окончательное положение гонщиков относительно друг друга (и число пройденных полных кругов) определяется на момент истечения 24 часов, отмашка здесь имеет чисто теоретическое значение. Поскольку экипаж Мазурье обогнал соперников из
Бельгии через несколько секунд после финального сигнала, обозначавшего конец контрольного времени (24 часа), оспаривать решение судейской коллегии, несмотря на громадное разочарование болельщиков-французов, было невозможно.
Напомним, что в прошлом году Мазурье и его партнерам уже пришлось пережить подобную ситуацию здесь же, в Руане. Первоначально они были объявлены победителями марафона, но занявший 2-е место экипаж француза Дидье Жоссома сумел доказать международному жюри, что подсчет кругов был неверен и соперники совершили на круг меньше.
Примечательно, что за последние шесть лет (1978 г.) бельгийская мотолодка оказалась первым судном с традиционными «однокорпусными» обводами, победившим в руанском марафоне. Этот успех был обусловлен тщательной подготовкой экипажа и техники, которая ни разу не подвела бельгийцев; они останавливались только для дозаправки горючим и смены водителей. Как и занявшие 2-е место французы, бельгийские гонщики прошли 501 полный круг протяженностью 2,5 км вокруг острова Лакруа, что дает среднюю скорость на дистанции 75,03 км/ч.
Третьими были, отстав почти на 50 кругов, французские гонщики Алан Ипонвиль, Бруно Фаббро и Винсент Ортега, которые подобно победителям марафона не испытывали каких-либо технических проблем во время соревнования. Они выступали на спортивной мотолодке-катамаране класса SE (объем серийного подвесного мотора 700—850 см3) с мотором «Меркюри».
Сравнительно низкие средние скорости и небольшое пройденное расстояние можно объяснить плохими гоночными условиями на трассе. Гонки проводились с 30 апреля на 1 мая. В этот день в Руане шел проливной дождь, слепящий гонщиков; поверхность Сены была покрыта «барашками» от порывистого ветра. Ночью управление мчащимися на скоростях около 80 км/ч лодками затруднило плохое освещение части трассы.
Преимущество хорошо подготовленных корпусов и двигателей часто равно по значению опыту водителей; неудачи чаще всего обусловлены поломками техники. Это испытания для мужчин (а иногда — и женщин!) и двигателей на выносливость и надежность. Примечательно, что в этом году экипажи шести первых лодок, возглавивших таблицу результатов, были среди 12 лидирующих судов уже в конце первого часа соревнования. Они смогли удержать свои позиции в течение всех 24 часов гонки.