Хотя па этот раз стартовало далеко не рекордное количество спортсменов (109 человек), гонки были зрелищными и привлекательными для тысяч отдыхающих па берегу Финского залива. Так получилось, что время проведения наших соревнований совпало со временем проведения соревнований на Приз героев космоса в Москве, спартакиадой рыболовецких колхозов Эстонии и рядом других спортивных мероприятий с участием виндсерфистов. На этот раз на наших гонках не было «звезд первой величины» — участвовало только 4 мастера спорта и 24 кандидата в мастера (остальные спортсмены имели I разряд). Впрочем, наиболее привлекательной стороной гонок на приз «Катеров и яхт» всегда являлась предоставляемая новичкам возможность повысить спортивную квалификацию, испытать силы па открытой ветру и волне акватории.
Мнение большинства участников хорошо выразил м. с. Петр Воногов — победитель нынешних соревновании: «Гонки на приз журнала «Катера и яхты» — это прежде всего школа для новичков, где они могут попробовать свои силы в сравнении с мастерами. Соревнования очень популярны и, главное, необходимы для развития массового спорта. Демократизм положения о гонках позволяет выступать в них почти любому желающему; квалификационное ограничение — I разряд — было введено только в 1983 году».
Знакомство со списком участников позволило сделать вывод о характерных тенденциях развития виндсерфинга. На вторых соревнованиях в 1977 г. 70% участников были старше 25 лет; в 1983 г. эта возрастная категория составила всего 31%, примерно столько же (28%) было спортсменов моложе 20 лет. Половина всех участников выступала на доске-монотипе (отечественный аналог «Виндгляйдера»); многие — на досках заводского изготовления, тогда как шесть лет назад заводских досок насчитывались единицы.
Следовательно, происходит «омоложение» виндсерфинга, оснащение спортсменов снарядами с примерно одинаковыми ходовыми качествами. Можно считать, что период становления спорта, когда решающее значение имела способность спортсмена (или коллектива) самостоятельно разработать проект и изготовить доску, уже миновал.
Как же проходили соревнования? В первый день из-за штилевой погоды участники не уложились в контрольное время, поэтому проведенную гонку пришлось аннулировать. В дальнейшем при слабом ветре удавалось проводить по две гонки в день. Организационно они проходили хорошо. Четко выставлялась дистанция, что не всегда бывает и на более крупных соревнованиях. К наиболее существенным недостаткам можно отнести слабую оперативность в оповещении о погоде и результатах прошедших гонок.
Неоднородность в квалификации и подготовке участников легко было обнаружить уже после первой лавировки, когда доски растянулись длинной цепочкой на бакштаге. Лидеры уже финишировали, в то время как замыкающие флот еще только выходили на поворотный знак. Опытному спортсмену Петру Воногову победа все же далась не легко, хотя он выступил вне конкуренции, пять раз финишировав первым. Три гонки следом за ним завершал 16-летний Андрей Тазетдинов из Ташкента. Он всего второй раз выступал в наших соревнованиях, но заставил поволноваться мастеров. В 1982 г. здесь же, в Зеленогорске, Андрей выполнил норму к. м. с.; на этот раз он, заняв второе место, мог претендовать на присвоение звания мастера спорта. Это заслуженный успех молодого спортсмена, он очень активно провел весь сезон 1983 г. В активе Андрея участие в международной Балтийской регате, в розыгрыше Кубка СССР, в соревнованиях на приз газеты «Слава Севастополя» и др.
Примечательно, что лучшие результаты были достигнуты на серферах-монотипах. Это не удивительно: большинство спортсменов отдают предпочтение этому классу как открывающему выход на крупные всесоюзные соревнования. На досках свободного класса выступают в основном новички в ожидании более совершенной материальной части.
К слову сказать, параллельно с общим зачетом для поощрения спортсменов, выступающих на досках свободного класса, определялись победители и призеры в грех весовых категориях. В категории С (вес до 71 кг) лучший результат показал к. м. с. Владимир Башкатов из Казанского «Буревестника», занявший 5-е место в общем зачете; в D (69—81) — его одноклубник Сергей Травин (17-е место); в Е (79 и более) — к. м. с. Александр Середкин из харьковского «Буревестника» (27-е место).
Наравне с мужчинами соревновались и десять девушек. Ленинградка Марина Дубинко и минчанка Елена Ерилина — обе кандидаты в мастера спорта — заняли 14-е и 15-е места. Это совсем не плохой результат среди 100 мужчин!
В командном зачете впереди были традиционно сильные на воде Финского залива команды Ленинграда и Минска. К сожалению, недостаток ветра и спокойное море на этот раз не способствовали повышению мастерства спортсменов. Только в предпоследний день соревнования с моря подул свежий 4-балльный ветер, который хотя и оживил обстановку, но не повлиял существенно на распределение мест в первой десятке.
Командный зачет
1 — «Бурейестник-I, ЛКИ, Ленинград; 98,5 очка; 2 — «Спартак», Минск; 339,4; 3 — «Спартак», Ленинград; 308,7; 4 — «Буревестник-I», Казань; 386; 5 — «Буревестник-11», ЛКИ; 431; 6 — с/к «Чайка», Великие Луки, 560.
Личный зачет
1 — м. с. П. Воногов, «Буревестник-I», Ленинград; 10 очков; 2 — к. м. с. А. Тазетдинов, «Буревестник-I», Ташкент; 32,7; 3 — м. с. А. Ахметянов, «Буревестник-1», Ленинград; 39,1; 4 — к. м. с. Ю. Костарев; «Буревестник-I», Ленинград; 49,4; 5 — к. м. с. В. Башкатов, «Буревестник-I», Казань; 54; 6 — 1 р. Д. Горбацевич, «Спартак», Минск; 55,4.