Вот уже несколько лет юные водномоторники из разных концов Союза съезжаются в небольшой городок Новомосковск Тульской области, чтобы выявить сильнейших спортсменов, соревнуясь на глади водохранилища Шат (или Иван-озера, как называют его местные жители).
Одновременно сразу два соревнования, предусмотренных Всесоюзным календарем 1983 г., проводились здесь с 8 по 11 июля. В Юношеском первенстве страны приняли участие 15 команд союзных республик, Москвы и Ленинграда, во Всесоюзных соревнованиях ДЮСТШ — 14 команд; всего участвовало в этих двух встречах около 120 молодых спортсменов.
В состав сборных команд республик включались только призеры республиканских юношеских соревнований, т. е. уже достаточно опытные спортсмены с высокими спортивными разрядами. В частности, в Новомосковске стартовали 23 кандидата в мастера и 2 мастера спорта СССР.
Во Всесоюзных соревнованиях ДЮСТШ участвовали только спортсмены, еще занимающиеся в детско-юношеских спортивно-технических школах ДОСААФ и в детских водномоторных секциях ДСО и клубов, зарегистрированных как ДЮСТШ. Поэтому здесь выступали спортсмены с меньшим опытом и даже новички.
Участники разделялись на две возрастные группы. Мальчики с 12 до 15 лет выступали на мотолодках класса SA-250 с моторами «Ветерок-12», а юноши с 15 до 18 лет — на мотолодках класса SB-350 с моторами «Привет-22», «Нептун-23» и «Привет-25-Спорт». На серийных моторах разрешалось только заменять гребные винты и подводить дополнительно воду в систему охлаждения.
Отрадно отметить, что многие спортсмены выступали на лодках, построенных своими силами — в ДЮСТШ. Наиболее оригинальными были мотолодки класса SA с обводами типа «Блэггбот», на которых выступали эстонские водномоторники. Юные ленинградцы в классе SB выступали на катамаранах, переданных им старшими товарищами, участниками чемпионата Европы 1982 г.
Программа соревнований состояла из серии гонок 3X5 миль на трассе с двумя поворотными буями (4 круга — 5 миль).
В Юношеском первенстве страны победила команда Литвы с суммой зачетных скоростей 572,72 км/ч. На втором месте — команда Эстонской ССР (545,99), третьем — сборная Ленинграда (530,37). Следующие три места заняли команды Латвийской, Украинской и Молдавской ССР.
В личном первенстве в классе SA победил перворазрядник из Эстонии Ахто Аасдав Каасик. Выступая на корпусе типа «Блэггбот», юный спортсмен в одной из гонок показал наивысшую скорость 58,29 км/ч, крто-рая более чем на 12 км/ч превышает скоростной норматив кандидата в мастера спорта. Вторым призером стая другой эстонский спортсмен — Эрнст Конно (I р.), третьим — литовец Анвирас Мателионис (II р.).
В классе SB стал победителем литовский спортсмен к. м. с. Артурас Таранда, который развил наивысшую скорость соревнований — 75,40 км/ч — на 13 км/ч выше норматива мастера спорта. После огибания первого же буя, Артурас неизменно оказывался на 100 м впереди своих соперников. Вторым призером стал Александр Безруков (I р., РСФСР), третьим — к. м. с. Андрей Петров (Ленинград). В заездах этого класса стартовали 34 юных гонщика; показательно, что 16 из них выполнили скоростной норматив мастера спорта.
В соревнованиях ДЮСТШ победила стабильно выступившая команда Ленинградской ДЮСТШ (566,49 км/ч). Второе место заняла Каунасская ДЮСТШ (540,48), третье — Ташкентская (537, 76). В шестерку сильнейших вошли также команды Эстонского клуба юных моряков (г. Таллин), ленинградского яхт-клуба и Тбилисской ДЮСТШ.
Здесь в личном зачете на мотолодках SA-250 победил к. м. с. Ритес Рачкаускас (Каунасская ДЮСТШ). В одной из гонок этот спортсмен развил 52,29 км/ч. Его товарищ по команде перворазрядник Владимир Гранкин занял второе место; на третьем — Сергей Базян из Тбилисской ДЮСТШ (IV р.).
В классе SB-350 победил к. м. с. из Ташкентской ДЮСТШ Анвар Ма-шатказин (наивысшая скорость — 72,86 км/ч). На втором месте — к. м. с. Эрикас Лабанаускас (Каунас), на третьем — второразрядник Владимир Гвоздиков (Ленинградская ДЮСТШ). Десять воспитанников ДЮСТШ выполнили скоростной норматив мастера спорта.
Результаты этих двух соревнований свидетельствуют о достаточно высоком уровне подготовки подрастающего поколения водномоторников страны. Большинство их тренеров — мастера спорта, некоторые из них 14 до настоящего времени продолжают активно выступать в соревнованиях.
Сравнение результатов выступлений ряда спортсменов одновременно в обоих соревнованиях лишний раз подтверждает, что спортсмены ДЮСТШ, безусловно, уступают членам юношеских сборных республик. Например, занявший 2-е место в соревнованиях ДЮСТШ Э. Лабанаускас в юношеском первенстве смог занять лишь 5-е место, а победитель А. Машатказин — только 8-е. Но не является ли это хорошим стимулом к дальнейшему совершенствованию юных спортсменов? Думается, подобное совмещение соревнований имеет право на жизнь именно по этой причине.
Вместе с тем следует подумать о некоторых деталях организации таких соревнований. В частности — о целесообразности применения пункта правила 16.3 о контрольном времени 3 минуты после финиша первого спортсмена. Например, если первый в заезде финиширует со средней скоростью 58,29 км/ч, его время составляет 8,17 мин; следовательно, последний, кто получает зачет, должен пройти дистанцию за 11,17 мин, т. е. развить скорость 42,82 км/ч. При этом условии зачет получают приблизительно 12—14 участников из 30, т. е. более половины их не укладываются в контрольное время. Следовательно, в классе SA в соревнованиях должны участвовать только гонщики не ниже I разряда; спортсменам же с юношеским IV разрядом получить зачетные результаты будет исключительно сложно. Первый разряд присваивается только с 14 лет. Поэтому спортсмены младшего возраста фактически теряют право на участие в гонках.
Выход есть только один — устанавливать контрольное время по юношескому разряду.
Отметим, что главный судья соревнований — почетный судья Всесоюзной категории Н. П. Цыкунов сумел на высоком уровне провести эти довольно сложные по организации соревнования. Тульский обком и Новомосковский горком ДОСААФ приложили немало усилий, чтобы у юных спортсменов осталось самое хорошее впечатление о гонках.