Финал всесоюзных соревнований на Хрустальный кубок среди юношей 1965—1967 гг. рождения состоялся в августе прошлого года в Таганроге. Это единственные в стране соревнования, которые проводятся с пересадкой экипажей в классах «Кадет», «Финн», «Оптимист» и, начиная с 1983 г., в классе «Виндгляйдер». На Азовское море прибыли команды из десяти союзных республик, городов Москвы и Ленинграда; в каждой из команд было по 4—5 спортсменов. Путевкой на финал послужили успешные выступления на городских и областных, а затем на республиканских соревнованиях.
Гонки проводились на шести швертботах в каждом классе по треугольной дистанции с расстоянием между буями 1,2 мили. Экипажи обменивались лодками у бона, поставленного в море на якорях. Благодаря четкой организации соревнований удавалось проводить по шесть гонок в день.
Погода стояла теплая и маловетреная, за исключением последнего дня, когда дул сильный холодный ветер, и шел дождь.
В классе «Кадет» победил Артур Качанов из ленинградской ДЮСП ШОР. В прошлом году, выступая на «Оптимисте», он был призером соревнований «Спинакер» и четвертым в гонках на Хрустальный кубок. Второе место занял, повторив свой прошлогодний результат, Александр Карманов из таганрогской ДЮСПШ, третье — Дмитрий Солдатенков из «Буревестника» (РСФСР).
В классе «Финн» первое место завоевал Игорь Фролов из команды РСФСР, второе — Виктор Механников из таганрогской ДЮСПШ, повторивший свой результат 1982 г.; третье — Дмитрий Ярмоленко из киевской ДЮСПШ.
В классе «Оптимист» победителем стал Феликс Кузнецов из ДЮСПШ г. Николаева, обладатель Хрустального кубка прошлого года; второе место занял Рийво Коппель из Эстонии, третье •— Валерий Потапов из Москвы.
В классе «Виндгляйдер» лучшим был Михаил Чернухин из Москвы, вторым — А. Баубонис из Литвы, третьим — Александр Сазонов из Москвы.
По мнению тренеров команд, пересадка экипажей позволяет уравнять шансы яхтсменов на успех — независимо от качества материальной части. Опыт показывает, что швертботы не одинаковы по ходовым качествам. В справедливости этого мнения можно было убедиться и на соревнованиях в Таганроге: «Кадет» № 312 и «Финн» № 218 всегда приходили одними из первых, а «Кадет» № 353 и «Финн» № 136 — одними из последних. Далеко не идентичны и паруса. Например, в отличие от серийных, хороши паруса специального пошива Таллинской экспериментальной верфи спортивного судостроения; пользуются популярностью паруса, сшитые Анатолием Коноваловым и Вячеславом Прохоровым из Ленинграда.
Видимо, стоит подумать о поощрении победителей призеров этих соревнований, например, включать их в резерв юношеской сборной страны по парусу или предоставлять им первоклассную материальную часть.
Не секрет, что на сегодня даже молодежная сборная страны располагает несколько худшей материальной частью, чем основная — взрослая сборная. А что же тогда можно сказать о ребятах из многих наших парусных школ? В том же Таганроге яхты участников приходилось чинить даже в ходе соревнований.
Почему-то мы забываем, что на старт таких всесоюзных соревнований, как гонки на Хрустальный кубок, действительно выходит наш олимпийский резерв!