1. Защитники и претенденты
События, развернувшиеся летом прошлого года у Атлантического побережья США, близ Ньюпорта, завершились 26.IX сенсацией, которая потрясла парусный мир: впервые за все 113 лет борьбы за Кубок Америки этот знаменитый трофей покинул США и был торжественно вручен австралийцу — командору Королевского яхт-клуба в Перте. Трехфутовый болт, которым Кубок, казалось, навечно, был привинчен к пьедесталу в кают-компании Нью-Йоркского яхт-клуба, получил Алан Бонд — яхтсмен, миллионер и глава синдиката, подготовившего победу австралийского экипажа.
24 предыдущие попытки претендентов отвоевать Кубок неизменно оканчивались победой его защитников — американцев, причем, как правило, победой «досрочной» — уже после 4-й гонки вместо 7, предусмотренных программой. Иногда претендентам удавалось выиграть одну гонку, но таких случаев за все 24 поединка было немного — всего 6. А выиграть у защитников две гонки вообще удалось лишь однажды. Так что общий счет проведенных соревнований был убедительным — 77:8 в пользу защитников. Яхты-претенденты оказывались менее быстроходными, их экипажам не хватало мастерства. Американцы же год от года совершенствовали конструкцию своих яхт, росло и число специально построенных для защиты Кубка судов, а это значит, что организаторы кампании имели возможность выбирать и лучшую яхту, и наиболее подготовленный экипаж. За 113 лет американцы привыкли к победам. Проиграть Кубок — это стало казаться просто невозможным! Недаром после очередной победы 1980 г. (американская «Фридом» выиграла у «Австралии»), один из руководителей Нью-Йоркского клуба многозначительно заявил: «Если кто-либо из наших шкиперов проиграет Кубок Америки, то вместо Кубка в яхт-клубе будет поставлена его голова...».
Как бы то ни было, 25-й матч американцы проиграли.
День 26.IX стал неофициальным национальным праздником в «стране кенгуру». Ведь гонки на Кубок Америки — это гораздо больше, чем просто спортивная встреча. Это демонстрация уровня развития техники (напомним, к соревнованиям допускаются только яхты, спроектированные и построенные в стране, которую они представляют), демонстрация способности яхтенных конструкторов применить последние достижения науки. Завоевание Кубка увенчало успехи, достигнутые за последние годы австралийским парусным спортом. Из 14 млн. обитателей этого континента, окруженного океаном, парусом регулярно занимаются свыше 120 тыс. человек. Среди них немало чемпионов мира, призеров олимпиад и крупнейших соревнований На океанских трассах. 22 года назад яхтсмены Австралии впервые вступили в борьбу за Кубок Америки, они не отступили, пока их пятая по счету попытка не увенчалась успехом.
Но вернемся на два-три года назад, к тем дням, когда яхтсмены шести стран начали подготовку своих команд к соревнованиям 1983 г., названным прессой «гонками века».
Претенденты на кубок
К этим гонкам было построено семь новых яхт-претендентов — небывалое за всю историю Кубка количество!
Австралия. Американцы могут утешать себя тем, что победа обошлась австралийцам не дешево: 8 млн. долл. затратил один только синдикат Пертского яхт-клуба. Построенная им «Австралия-II» была главной надеждой австралийцев, хотя одновременно готовились еще две яхты — «Челленджер-12» в Мельбурне и «Аванс» в Сиднее.
Чтобы увеличить шансы на успех, проекты «Австралии-II» и «Челленд-жера-12», коренным образом отличающиеся один от другого, разрабатывал один и тот же конструктор — Бен Лексен. «Челленджер-12» был задуман как 12-метровик традиционного типа; за основу были взяты обводы яхты «Австралия» — участницы соревнований 1980 г., обладавшей неплохими ходовыми качествами. При проектировании же «Австралии-II» главной целью было создание в пределах правил класса «R12» экстремальной яхты, которая имела бы существенное преимущество в скорости при ожидаемых условиях гонок в Ньюпорте — слабых ветрах и спокойном море, обладала бы отличной маневренностью и приемистостью, т. е. быстротой набора скорости после поворотов.
Постройке «Австралии-II» предшествовали испытания 6,5-метровых моделей в вагенингенском опытовом бассейне (Голландия) — одном из старейших и известнейших бассейнов мира. Наиболее перспективным путем улучшения качеств 12-метровика Лексен считал отработку проекта киля. Этому и был уделен максимум внимания. Кропотливые расчеты гидродинамики различных по форме килей на основе вихревой теории, о также испытания моделей дали совершенно неожиданный результат. Киль, обладающий максимальным гидродинамическим качеством, получился совершенно не похожим из все, что когда-либо применялось при проектировании яхт.
Этот киль и стал «секретным оружием» австралийцев, тщательно скрываемым от соглядатаев. Приглашенные на торжественный спуск и «крещение» «Австралии-II» в июне 1982 г. увидели ее в «юбке» из плотного брезента, наглухо закрывающей подводную часть корпуса. В этой «юбке» «Австралия-II» поднималась и опускалась в воду в течение всего последующего года вплоть до 26.IX 1983 г.
«Австралия-II» заметно отличалась от всех других 12-метровиков меньшими размерениями, малым водоизмещением, необычным подвесным рулем (не имеющим скега), уменьшенной погруженной площадью ДП" Корпус, построенный из алюминиево-магниевого сплава, имел более острые, чем «обычно», носовые обводы, длинный кормовой свес, плоские обводы днища в корме.
Кокпит был сделан просторным и необычной Т-образной формы — с расширением в корме, где побортно установлены два больших штурвала. Экипаж мог свободно перемещаться по яхте, не выходя из кокпита на палубу; места рулевого у. «тактика» отделял пьедестал лебедки гика-шкота. Для работающих но шкотах передних парусов были предусмотрены отдельные кокпиты; имелся также еще один кокпит у мачты — для работающего на фалах и оттяжках. Барабан главной шкотовой лебедки был снабжен приводом типа «кофейная мельница», который позволял объединять усилия четырех человек.
В арсенале «Австралии-II» имелись три алюминиевые мачты, обладающие различной гибкостью, а также комплект из 50 парусов, рассчитанных на ветер различной силы. Самые прочные паруса сшили из композитного трехслойного материала — ткани из высокопрочных волокон кевлара, покрытой с обеих сторон гладкой пленкой майлара. Вес квадратного метра такого паруса для ветра до 9 м/с составляет всего 150 г (для примера укажем и на стоимость: грот «Австралии-II» обошелся в 25 тыс. долл.).
При тренировках и доводке яхты широко использовалась электронная система «Окрам», смонтированная на ее борту. Данные от датчиков (скорость и курсовой угол вымпельного ветра; скорость яхты по курсу и в направлении на знак; угол крена; углы отклонения руля и триммера; компасный курс и многое другое) автоматически передавались по радио на обслуживающий катер, где обрабатывались ка ЭВМ и записывались на ленту. Эта запись позволяла анализировать ход тренировки и влияние на качества яхты различных вариантов настройки и парусов.
В качестве шкипера «Австралии-II» был приглашен один из сильнейших яхтсменов — 36-летний Джон Бертрэнд, Его парусный стаж — 25 лет. Был чемпионом континента в классе «Шарли». На «Финне» участвовал в Олимпиадах в Киле (4-е место) и Кингстоне (бронза); во время обучения в аспирантуре Массачусетского технологического института выиграл чемпионаты США и Сев. Америки. В 1974 г. в качестве шкотового участвовал в гонках Кубка Америки на «Соутерн Кросс». Много гонялся на «Солинге», а в последние годы — ка крейсерско-гоночных яхтах. Так получилось, что и основное занятие Бертрэнда связано с парусами — он глава большой парусной мастерской фирмы «Норт» в Мельбурне.
Проектировать «Аванс» Королевский яхт-клуб Сиднея поручил Алану Пэйну — создателю претендентов на Кубок Америки 1967 и 1970 гг, «Гретель-1» и «Гретель-2», которые выиграли у американских защитников по одной гонке. В новом проекте Пэйн отошел от традиционных обводов 12-метровика, но из-за недостатка средств не имел возможности основательно проверить гидродинамику будущей яхты испытаниями моделей. Это роковым образом сказалось на гоночной судьбе «Аванса».
Главная особенность обводов этой яхты — тонкий плавниковый киль, выступающий из основного балластного киля подобно шверту. Основной киль переходил в кормовой плавник, на который был навешен руль довольно большой площади, и тем не менее «Аванс» обладал неважными маневренными качествами. Недостаточной оказалась и остойчивость, хотя яхта получилась почти на 1,5 т тяжелее «Австралии-II». Постройка яхты велась медленно, ее экипаж имел сравнительно мало времени для тренировок.
Англия. Здесь синдикат возглавил банкир Питер де Сэвери — владелец крупной океанской яхты, участник многих крейсерских гонок. Построенная его синдикатом по проекту Эда Дюбуа «Виктори» была спущена на воду едва ли не первой из семи новых яхт-претендентов. Для ее доводки и тренировок экипажа приобрели «Австралию» и использовали неудачный английский претендент 1980 г. «Лайонхат» («Львиное сердце»). Летом 1982 г. все три английские яхты перевезли на акваторию будущих соревнований в Ньюпорт и начали интенсивные тренировки (здесь в это время собралось 11 12-метровиков!).
К великому разочарованию англичан «Виктория шла не лучше, а даже хуже, чем старые яхты, построенные к поединкам 1977 и 1980 гг., не говоря уже о только что спущенных на воду американских защитниках, «Виктория отправили обратно на верфь: срочно заменили киль, уменьшили вес балласта, модернизировали) обводы кормы.
Параллельно с переделкой «Виктори» молодому конструктору Яну; Ховлетту заказали новый проект. Его «Виктори-83», как назвали срочно построенную новую яхту, мало отличалась от устоявшегося к 80-м годам «стереотипа» 12-метровика. Позже, когда «Виктори-ВЗ» уже проиграла отборочные гонки, де Сэвери признал, что англичане сделали роковую ошибку: нужно было пойти на риск и вторую яхту строить по «радикальному» проекту, который давал бы хоть какой-то шанс на достижение высоких ходовых качеств.
А желание выиграть было велико. Де Сэвери затратил на кампанию, связанную с соревнованиями, свыше 10 млн. долл., создал своей команде великолепные условия для подготовки. Тренировки не прекращались круглый год — зимой англичане перебазировались на Багамские острова. В Ньюпорте «Виктори-83» обслуживали 90 человек и несколько катеров.
Франция. Французские яхтсмены на этот раз не имели поддержки своего постоянного спонсора — фабриканта шариковых ручек барона Марселя Бича, за предыдущие 10 лет финансировавшего постройку трех 12-метровиков.
Последнюю из этих трех яхт «Франс-III» приобрел кинопродюсер Ив Россе-Руэр. Яхта, построенная пять лет назад по проекту Юхана Валентийыа (голландца, проживавшего во Франции, но недавно принявшего гражданство США), подверглась некоторой модернизации: на ней заменили киль, усовершенствовали планировку палубы, сшили новые паруса, — большего Россе-Руар, располагавший скромными средствами, сделать не мог. У экипажа «Франс-III» не было даже «тренировочной лошадки». Французы могли рассчитывать в основном на энтузиазм и мастерство яхтсменов, но именно четкой организации работ, тщательности доводки судна, планомерной направленности тренировок им всегда не хватало: они ни разу не смогли пройти отборочных гонок и один на один встретиться с защитником Кубка. Так случилось и на этот раз.
Канада. Впервые после 100-летнего перерыва среди претендентов появилась команда Канады. Яхт-клуб «Сикрет Ков» расположенный близ Ванкувера, приобрел в США два старых 12-метровика «Интрепид» и «Клипер» и зимой 1981—82 гг. начал тренировки во Флориде.
Тем временем конструктор Брюс Кирби приступил к разработке проекта первого канадского 12-метровика. Постройка «Канады-I» шла медленно. До завершения постройки было еще далеко, когда кончились с трудом собранные 2 млн. долл., пришлось искать новых спонсоров. Лишь в конце сентября 1982 г. киль «Канады-I» коснулся, наконец, воды.
В своем проекте Кирби попытался усовершенствовать обводы американской яхты «Фридом». У «Канады-I» — длинная ватерлиния, короткие свесы, малая смоченная поверхность, низкий надводный борт. Яхта оказалась хорошим ходоком в слабый ветер и на спокойной воде, но с усилением ветра и появлением волны возрастал ее дрейф, начинала сказываться килевая качка. Однако на доводку новой яхты канадцы уже не имели средств, главное внимание они обратили на тренировку экипажа. Шкипером на «Канаде-1» пошел экс-чемпион мира в классе «Солинг» 25-летний Терри Мак Лаглин.
Италия. Проект первого итальянского 12-метровика «Аззурра» разработал 31-летний конструктор крейсерско-гоночных яхт Андреа Валичелли, Итальянцы, очевидно, не были стеснены в средствах: в числе их спонсоров значились, например, Ага-Хан — глава мусульман, живущий на Сардинии и занимающийся парусным спортом, десятка полтора крупных корпораций, таких, как «Фиат», авиакомпания «Алиталия».
«Аззурра», спущенная на воду в июле 1982 г. имела традиционные обводы корпуса с короткими свесами и рулем на кормовом плавнике-скеге. «Тренировочной лошадкой» для нее стала купленная в США «Энтерпрайз». Вплоть до начала отборочных гонок в Ньюпорте итальянцы с другими претендентами так и не встречались: тренировки они проводили на Средиземном море. Шкипером «Аззурры» был Мауро Пелашье — один из сильнейших гонщиков Италии в классе «Финн», экипаж составили из яхтсменов с крейсерско-гоночных яхт.
Защитники кубка
«Массированной атаке» восьми претендентов под флагами пяти стран американцы противопоставили три яхты-защитника, подготовленных двумя синдикатами.
Основная ставка делалась на синдикат «Фридом»— по названию яхты-победительницы 1980 г. Главным действующим лицом здесь был 41-летний владелец текстильных фабрик и один из сильнейших яхтсменов мира Деннис Коннер. В его активе, например, две победы на чемпионатах мира и бронзовая олимпийская медаль в «Звездном» классе; он был «стартовым рулевым» на «Корейджесе» не Кубке Америки 1974 г. и — самое главное — шкипером «Фридом» в 1980 г.! Самоуверенный, обладающий огромным авторитетом Коннер мог позволить себе диктовать условия, на которых он гарантировал сохранение Кубка Америки за Нью-Йоркским яхт-клубом. По его идее синдикат построил два 12-метровика по проектам двух резных конструкторов.
«Мэджик» уже упомянутого Юхана Валентийна — это легкая яхта с короткой ватерлинией и низким надводным бортом, снабженная тонким плавниковым килем с двумя триммерами, стоящими один за другим.
Проект второй яхты был разработан «Спаркменом и Стефенсом» — старой фирмой, которая еще в 1938 г. спроектировала первый «современный» 12-метровик. Их «Спирит оф Америка», в отличие от «Мэджик», была наоборот — «большим» 12-метровиком с удлиненной ватерлинией, увеличенным водоизмещением и обводами по типу «Корейджеса».
Конструкторы обеих американских яхт вносили едва уловимые на глаз изменения в обводы своих старых заслуженных 12-метровиков и не делали из этого секрета. Испытания моделей обеих яхт сулили заметную (около 0,2 уз) прибавку в скорости продвижения прямо на ветер при ла-вировке по сравнению со скоростью «Фридом», служившей эталоном. Однако первые же встречи новых яхт в море, состоявшиеся в Калифорнии зимой 1982—83 гг., разочаровали Коннера и всех, кто стоял за кулисами кампании. «Мэджик», обладая хорошей маневренностью и приемистостью, была хороша на стартах и в слабые ветра, но проигрывала «Фридом» на полных курсах. «Спирит оф Америка» отставала от «Фридом» на лавировке. В итоге «старушка» «Фридом» выигрывала у обеих новых яхт, а выступать на ней снова Коннеру очень не хотелось. Он хорошо помнил, как тяжело ему досталась победа над «Австралией».
Как и англичанам, американцам пришлось принимать кардинальное решение: «Мэджик» продали, «Спирит» стали переделывать, изменяя и обводы корпуса, и киль, а Валентийну заказали еще один новый проект, в котором он должен был учесть достоинства и недостатки обеих яхт.
В мае 1983 г. — всего за месяц до начала отборочных гонок — новая яхта, получившая название «Либерти», была спущена на воду. Однако и ее после первых же прикидок все с той же «Фридом» пришлось возвращать на верфь. «Либерти» «пошла» лишь после того, как обрезали на 1 м корму, переместили вперед свинцовый фальшкиль, перераспределили внутренний балласт и «поиграли» с оснасткой. В слабые ветра «Либерти» имела более высокую скорость, но в свежий бриз непревзойденным лавировщиком по-прежнему оставалась «Фридом». И все же Коннер решил начать отборочные гонки на новом 12-метровике.
Второй синдикат «Дифендер»/«Корейджес» использовал в качестве «тренировочной лошадки» двукратного успешного защитника Кубка Америки — яхту «Корейджес», еще раз модернизированную в соответствии с новейшими тенденциями. Главным же козырем его стала новая яхта «Дифендер» («Защитник»), построенная по проекту Дэвида Педрика. Шкипером на ней был экс-чемпион мира в «Звездном» классе и победитель Кубка мира в классе R6 — «младшем собрате» 12-метровика — Том блэккаллер, известный советским яхтсменам по выступлениям в Таллине. Но и «Дифендеру», несмотря на большой опыт его рулевого, так и не удалось «состояться» как защитнику Кубка. Слишком плоские и полные носовые обводы обусловили высокую подпорную волну, яхта имела плохие лавировочные качества. Всю зиму 19ВЗ г, лихорадочно пытались улучшить ходовые качества этой яхты (сместили назад фальшкиль, изменили обводы кормы), но из 12 тренировочных гонок с «Корейджесом» и «Либерти» «Дифендер» выиграл только 2. Дело усугубилось еще и тем, что при окончательном обмере перед самым началом отборочных гонок защитников пришлось на 200 мм укоротить гик; соответственно уменьшилась парусность и скорость судна.
Эти гонки, начавшиеся 18 июня 1983 г., должны были дать ответ на вопрос, какой из трех яхт — «Либерти», «Дифендеру» или старому «Корейджесу» — предстоит защищать Кубок. Правда, для Коннера это вопросом не было: он был в победе абсолютно уверен и использовал гонки для продолжения экспериментов с парусами и настройки яхты.
Экипажу «Корейджеса» терять было нечего: все средства синдикат вложил в оснащение и переделки «Дифендера», ветерану Кубка пришлось гоняться под парусами шестилетней давности! И все же «Корейджес» доставил немало забот экипажам обеих новейших яхт: из 11 гонок первого круга в 6 он финишировал первым. Коннер, проиграв первые гонки, спохватился: в последующих он неизменно стал приходить к финишу первым.
В перерыве между сериями гонок Дэвид Педрик решил несколько переместить обмерные марки не корпусе «Дифендера». С этой целью алюминиевый корпус перерезали пополам, из обшивки вырезали клин, начинающийся от киля и расширяющийся до 20 мм на палубе, затем корпусу придали прогиб, задрав оконечности, и вновь заварили стык в обшивке. В результате уменьшения длины и изменения обмерных размеров корпуса яхте удалось вернуть прежнюю большую площадь парусности. И «Дифендер» и «Либерти» перед вторым кругом гонок оделись в новые паруса.
Второй круг завершился убедительной победой «Либерти»: Коннер выиграл 14 из 16 гонок. «Корейджес» все под теми же старыми парусами теперь уже проигрывал и «Либерти», и «Дифендеру».
«Дифендер» вышел из гонок на день раньше: на нем решили срезать корму и заменить ее новой, что, по мнению конструктора, должно было улучшить ходовые качества на полных курсах. Но и эта переделка не дала успеха. Финальные гонки в конце августа окончательно решили вопрос о выборе защитника: им стала «Либерти».
На дистанции — претенденты
Между тем на будущей дистанции соревнований начались отборочные гонки претендентов. За два с воловиной месяца (с 20.VI по 28.V1I4) каждой яхте предстояло провести по 45 гонок, встречаясь друг с другом попарно. После трех серий гонок (по 12 в каждой) четыре лучшие яхты выходили в полуфинал, а завершались отборочные соревнования финальными гонками двух претендентов, победителю которых предстояло встретиться в поединке с «Либерти».
С первых же стартов экипаж «Австралии-II» начал показывать замечательные результаты: из 12 встреч первого круга проиграл только одну, да и то своим соотечественникам на «Челленджере-12». 10 побед одержал и этот экипаж, возглавляемый 28-летним Джоном Сэвейджем, чемпионом мира в классе «Этчель-22»; однако в следующих сериях гонок «Челленджер-12» сдал позиции и даже не прошел в полуфинал. «Аванс» проиграл все 12 гонок.
«Виктори-83» одержала В побед, причем лучшие ее качества проявлялись в свежий ветер, но как раз его в то лето в Ньюпорте явно не хватало. Наблюдатели отметили и недостаточную, на первых порах, слаженность действий этого экипажа, сформированного из двух команд — несостоявшейся «Виктори» со шкипером Филом Креббином и «тактиком» Гарольдом Кадмором и «Виктори-83» с Лоури Смитом и знаменитым Роднеем Паттисоном.
Только 5 гонок в первом круге выиграли итальянцы на «Аззурре». Гонки последующих двух кругов они провели более успешно и при общем соотношении побед и поражений 21:19 вышли в полуфинал вместе с «Австралией-II» (36: 4), «Виктори-83» (25:15) и «Канадой-I» (19:21). (На канадской яхте перед соревнованиями сломалась «боевая» мачта; первый круг канадцы закончили со счетом 4:8, но затем смогли настроить яхту и стали выигрывать.) «Аванс», «Челленджер-12» и «Франс-III» (экипаж ее смог добиться успеха только в 8 из 36 проведенных гонок) из борьбы выбыли.
11.VIII начались полуфинальные отборочные поединки. Каждая из яхт должна была пройти 9 гонок, трижды встречаясь с каждой из трех соперниц на полной гоночной дистанции протяженностью 24,4 мили.
Ни в одной из гонок не смогла добиться успеха «Канада-I». На яхте продолжались поломки: лопнул грота-фал, отказывало рулевое управление, выходили из строя гидравлические талрепы.
Только с одним поражением — уступив «Виктори-83» — провели полуфинальные гонки австралийцы. Экипаж «8иктори-83» проиграл две гонки «Австралии-II» и одному итальянцам. Таким образом, участник решающих схваток с американским защитником должен был определиться по результатам финальных семи гонок между «Виктори-83» и «Австралией-II». Но сначала австралийцам пришлось выдержать ...сильнейший психологический натиск американцев.
Психологический матч Австралия — США
К концу отборочных гонок претендентов стало ясно, что «Австралия-11» обладает заметными преимуществами перед своими соперниками в скорости хода, крутизне лавировки и маневренности. Эти преимущества многие относили на счет необычного киля, секрет которого по-прежнему тщательно оберегался. 8 Ньюпорте у австралийской яхты выставили круглосуточную охрану. И не зря: был задержан подводный пловец, пытавшийся с кинокамерой проникнуть в док «Австралии-II». Австралийцы собирались даже окружить яхту металлической сеткой и пропустить через нее ток. И все же кому-то удалось заглянуть под брезент: по рукам пошли эскизы необычного киля — с бульбом в носу и дельтавидным крылом.
Американцы попытались приобрести чертежи нового киля в Вагенингенском бассейне, чтобы применить такой же киль на своей «Либерти» в решающей встрече с претендентом. Когда же это не удалось, они объявили, что киль «Австралии-!!» не отвечает правилам класса R12: при крене осадка яхты за счет «крыльев» будет больше регламентированной правилами, вместо 12 м яхта имеет гоночный балл около 12,5 м.
Президент Нью-Йоркского клуба Мак-Куллог пытался навязать дискуссию о правомочности нового киля Международному парусному союзу, однако его Мерительный комитет и Технический комитет килевых яхт признали, что нарушения правил нет, а специальные оговорки, запрещающие подобную конструкцию, могут быть сделаны только после утверждения их на ежегодном общем собрании IYRU.
На стороне австралийцев выступили и англичане: Ян Ховлетт, работая над проектом «Виктори-83», также хотел применить «крылья» в виде гидродинамической шайбы на киле и получил соответствующее разъяснение Технического комитета килевых яхт о допустимости такой конструкции, если «крылья» не будут увеличивать осадку яхты в статическом состоянии и ее водоизмещение.
В конце концов аЕстралийцы борьбу за правомочность киля своей яхты выиграли. Тогда американцы сделали новую попытку не допустить «Австралию-II» до матча с защитником Кубка. 25.VIII в Вагенингенском бассейне вновь появились представители Нью-Йоркского яхт-клуба: они предложили ведущим работникам бассейна подписать заявление, в котором утверждалось, что разработка проекта «Австралии-II» велась на основе их работ и, следовательно, голландцы являются соавторами проекта. Однако это заявление никто не подписал. Американцам разъяснили, что в Вагенингене осуществлялась буксировка моделей, изготовленных по чертежам Лексена, все работы велись под наблюдением австралийцев и результаты исследований использовались только для разработки «Австралии-II». Кроме того, на свет было извлечено датированное 11.VI 19ВЗ г. официальное письмо секретаря Нью-Йоркского яхт-клуба В. Ромагна, в котором тот писал синдикату «Австралии-II»: «Официально ваши испытания в голландском бассейне не противоречат правилам...».
Так закончилась продолжавшаяся месяц психологическая атака, широко обсуждавшаяся прессой многих стран и попортившая немало крови претендентам. 27.VIII на специально созванной пресс-конференции Мак-Куллог был вынужден заявить, что все вопросы, касающиеся киля «Австралии-!!» и ее проекта, решены и на следующий день финальный поединок двух претендентов начнется.
Финал отборочных гонок
Первую из семи гонок, состоявшуюся при ветре 8—9 м/с, выиграли с минимальным отрывом — всего в 11 сек — англичане. «Виктори-83» была встречена у своего причала ликующей толпой обслуживающего персонала. Радость эта оказалась, однако, преждевременной.
Последующие гонки проходили при слабом ветре, как специально заказанном для «Австралии-!!»: скорость его колебалась в пределах от 3 до 4 м/с и только во время завершившей отборочные соревнования пятой гонки подул чуть более сильный зюйд-вест (6—7 м/с). В этих условиях «Австралия-II» продемонстрировала свои превосходные качества, а экипаж — незаурядное искусство.
«Виктори-83» с ее традиционными обводами и почти на 2 т большим водоизмещением в слабый ветер отставала от австралийской яхты, на 2° увалистее шла в бейдевинд, имела на 3 0 больший крен.
В четырех гонках «Австралия-!!» приходила к финишу первой, опережая «Виктори-83» на 4 мин 53 сек, 3 мин 08 сек, 2 мин 20 сек и 3 мин 19 сек. Победив со счетом 4 : 1, «Австралия-II» стала 25-м претендентом на Кубок Америки.
2. Поединок в Ньюпорте
При легком восточном ветре, постоянно меняющем направление, 13.IХ в море вышли «Австралия-II» и «Либерти», многочисленные обслуживающие суда, катера береговой охраны, а также более 1000 катеров и яхт, переполненных зрителями, В вертолетов, В самолетов и даже дирижабль. Однако ветер ослабел, стартовать в этот день так и не удалось, экипажи вернулись в гавань, даже не проведя разведки боем.
I гонка. На следующее утро поединок начался при ветре со скоростью 7,5—В м/с. Гонка была и очень острой, и очень упорной. Используя маневренность «Австралии-II», Бертрэнд навязал Коннеру активную предстартовую борьбу и хотя в итоге стартовал, находясь у американца с подветра, но на целый корпус впереди. Через 1,5 мин Коннер сделал попытку выйти из зоны завихрений, срывающихся с парусов «Австралии-II», и повернул на другой галс. Но Бертрэнд тоже не замедлил с поворотом и вновь перекрыл паруса соперника. Так, продолжая дуэль на лавировке, обе яхты приблизились к верхнему знаку, который «Австралия» обогнула на 11 сек раньше.
Теперь Коннер получил возможность прикрыть паруса противника, что он немедленно и сделал, погасив огромный спинакер австралийцев. «Либерти» вышла вперед и, пройдя два бакштага, обогнула подветренный знак на 16 сек раньше. Снова началась лавировка, но теперь впереди уже шел Коннер.
Снова поворот на фордевинд — и «Австралия-II» перекрыла паруса «Либерти», расстояние между яхтами стало быстро сокращаться. Пытаясь выйти из обезветренной зоны, Коннер сделал несколько резких поворотов фордевинд буквально под самым форштевнем соперника, так что и Бертрэнду пришлось покрутить штурвал, чтобы не упустить американца. И тут на «Австралии» срезалась ось одного из штурблоков. Следующие В мин, пока под палубой лихорадочно устраняли повреждение, Бертрэнд управлял яхтой только при помощи триммера и парусов. Догнать «Либерти» он так и не смог, американцы пересекли линию финиша на 1 мин 10 сек раньше.
II гонка. Хотя накануне все было, казалось бы, тщательно проверено, все малонадежные детали заменены, за 5 мин до старта на «Австралии-II» сломалась каретка, удерживающая фаловый угол грота утопа мачты. Порванный грот оказался недобранным до места на целых 0,5 м, а блоки гика-шкота сошлись вместе. Экипажу пришлось, быстро перенастроив такелаж, наклонить мачту вперед, чтобы можно было выбирать гика-шкот на лавировке; а при ходе в бакштаг на мачту поднялся матрос, кое-как успевший устранить повреждения.
На этот раз от старта до финиша лидировала «Либерти». Австралийцы дважды попадали в штилевые полосы и финишировали на 1 мин 33 сек позже.
На берету Бертрэнд подал на американского рулевого протесу обвинив его в нарушении гоночных правил — повороте на курсе «Австралии-II», едва не приведшем к столкновению. Международное жюри 6,5 час разбирало этот протест, и только анализ видеозаписи инцидента, сделанный с одного из катеров, показал, что протест был необоснован.
III гонка. Бертрэнд выиграл старт, умело использовал заходы ветра и на финишной прямой опережал «Либерти» почти на 6 мин, но... до финиша оставалось еще около 2 миль, когда прозвучал сигнал, возвещавший об окончании контрольного времени.
Повторный старт этой гонки Бертрэнд вновь сумел взять с большим преимуществом, заставив Коннера на линии старта привести «Либерти» до левентика и потерять ход. Была погода «Австралии-II» с ветром 3,5—4 м/с и спокойным морем. Австралийцы смогли закрепить свой успех, хотя на полных курсах американцам удавалось сократить разрыв до 40 сек.
Интересно отметить, что спинакер на «Австралии-II» взвивался на мачту за 7 сек, американцы же затрачивали на это 18! С преимуществом на финише в 3 мин 14 сек «Австралия-II» одержала первую победу. Счет матча стал 2:1 в пользу «Либерти».
IV гонка. А на этот раз Коннер блестяще взял старт и лидировал вплоть до поворота на курс фордевинд, когда после очередной лавировки Бертрэнду удалось ненадолго опередить американцев. Умело перекрывая паруса «Австралии-II» и используя заходы ветра, Коннер вновь вышел вперед и финишировал на 43 сек раньше.
Счет увеличился до 3:1 в пользу американцев. Теперь Коннеру достаточно было выиграть еще одну гонку, чтобы, как он и обещал, Кубок Америки остался на очередные три года на своем «постоянном месте».
V гонка. Яхты выходили на старт, когда на «Либерти» сломался гидравлический талреп на ромбовантах и стаксель-штаг провис. На мачту поднялись сразу два яхтсмена. При крупной зыби и ветре до 10 м/с они пытались исправить повреждение. По радио запросили новый талреп, его успели доставить и поставить на место, но в ту же минуту порвался стаксель. Парус пришлось менять уже во время предстартового маневрирования, и все же Коннер вновь пересек стартовую линию первым, заставив «Австралию-II» сделать поворот.
Тем не менее к наветренному знаку австралийцы снова подошли первыми — в пятый раз из шести гонок, в которых «Австралия-II» продемонстрировала свои превосходные лавировочные качества. С каждым поворотом оверштаг австралийская яхта уходила от американцев на ветер примерно на 1/4 длины корпуса, так что Бертрэнд очень охотно шел на ближнюю дуэль. И на этот раз, сделав на финишной лавировке 31 галс, «Австралия-II» закончила гонку на 1 мин 47 сек раньше «Либерти».
Это был второй в истории Кубка случай, когда американцы проиграли две гонки; счет стал 3:2.
VI гонка. Бертрэнд выиграл и следующую гонку с опережением на финише 3 мин 25 сек. Счет стал 3:3. Впервые за всю историю Кубка должны были состояться семь гонок!
Накануне решающей схватки австралийцы взяли свободный день, чтобы подготовить яхту. Все устройства были осмотрены, хоть сколько-нибудь сомнительные детали заменены.
Не отдыхал и экипаж «Либерти». Пытаясь улучшить ходкость яхты, на ней перераспределили 420 кг внутреннего балласта, переобмерили яхту.
Но в следующий день гонка не состоялась из-за отсутствия ветра.
VII гонка. Долго пришлось ждать ветра и 26.IX, когда, наконец, прозвучал подготовительный сигнал решающей схватки «гонки века».
Коннера как будто подменили. Всегда азартно атакующий соперника, теперь он старался держаться от него подальше. Яхты пересекли стартовую линию на разных галсах, первую лавировку провели по отдельности. Каждый шкипер выискивал «свой» ветер, который дул полосами.
Первой к наветренному знаку подошла «Либерти», опередившая «Австралию» всего на 21 сек. На бакштагах этот разрыв практически не изменился: «Либерти» начала вторую лавировку, опережая австралийцев на 23 сек. Зато перед поворотом на курс фордевинд отрыв увеличился вдвое — до 57 сек.
Многие, зная, что «Австралия» не полных курсах проигрывает американскому защитнику, решили, что исход гонки уже ясен. Но здесь заметно нервничавший Коннер сделал непростительную ошибку — позволил «Австралии-II» прикрыть его паруса. Затем Бертрэнд удачно — вовремя отошел в сторону и поймал полоску ветра. У поворотного знака «Австралия-II» оказалась на 21 сек раньше.
Теперь впереди был ее «коронный» курс — финишная лавировка!
Коннер боролся буквально за каждый фут, часто делал повороты, стараясь уйти из-под опеки австралийцев и как бы забыв о хорошей приемистости претендента. На этом 4,5-мильном отрезке дистанции соперники сделали 47 поворотов оверштаг! Однако сократить отрыв так и не удалось.
Финишный створ Коннер пересек на 47 сек позже «Австралии-II», хотя для торжества австралийских яхтсменов и глубокого разочарования американцев достаточно было бы и гораздо меньшего времени.
«Секретное оружие» «Австралии-II»
В этот день у причала австралийцев до позднего вечера продолжалось ликование. Как писали потом в газетах, было выпито море шампанского, и никому из австралийской команды, включая Бонда, избежать традиционного купания победителей не удалось.
В сумерках, уже при свете прожекторов, «Австралию-II» впервые подняли на берег с открытым для всеобщего обозрения килем.
Киль, действительно, оказался необычным, Первая его особенность — это то, что нижняя кромка сделана длиннее, чем основание киля у днища яхты. Как кто-то пошутил, киль «Австралии» казался перевернутым «вверх ногами»!
Кормовая кромка снабжена двойным триммером — устройством, придающим профилю киля несимметричность на курсе бейдевинд.
Все присутствующие отметили любопытный камуфляж: чтобы затруднить фотографирование «секретного» киля ка ходу яхты (в частности, с самолетов и вертолетов), все участки, отличающие киль «Австралии-II» от традиционного, были окрашены в темно-голубой цвет, а остальная поверхность — в светлый.
На чем же были основаны преимущества киля победительницы Кубка? Прежде всего, на том, что расширяющийся внизу относительно тонкий плавник создает наибольшую силу сопротивления дрейфу на единицу площади. Крылья служат гидродинамической шайбой, при помощи которой устраняется сильный концевой вихрь, возникающий на длинной нижней кромке киля. Кроме того, крылья позволяют ниже расположить центр тяжести свинцового балласта, что обеспечивает большую остойчивость яхты,
Важно, что эти преимущества получаются при меньшей боковой поверхности яхты, что способствует улучшению ее поворотливости.